Родительский клуб: "Педагогическая терапия с семьей"

Разделы: Работа с родителями


Цель программы: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.

Задачи:

  1. Повышение родительской сензитивности к ребенку.
  2. Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
  3. Ликвидация психолого–педагогической неграмотности.

Занятие № 1. “Знакомство”

Задачи:

  • Объединение участников в группу.
  • Актуализация проблем детско–родительских отношений.

Занятие № 2. “Проблемы ребенка”.

Задачи:

  • Развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком.
  • Актуализация проблем детско–родительских отношений.
  • Объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.

Занятие № 3. “Конфликты”.

Задачи:

  • Раскрепощение, объединение участников в группу.
  • Актуализация негативного опыта общения с детьми.
  • Формирование позитивных образов, решение конфликтных ситуаций.

Занятие № 4. “образ матери и отца”.

Задачи:

  • Объединение, раскрепощение участников группы.
  • Переформирование родительских стереотипов.
  • Развитие адекватного восприятия родительской роли.
  • Ознакомление с детскими играми.

Занятие № 5. “Семейный досуг”.

Задачи:

  • Развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимика, жесты).
  • Формирование позитивных образов общения в семье.

Занятие № 6. “Наказание и поощрение”.

Задачи:

  • Развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей.
  • Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм детей.

Занятие № 7. “ Домашние обязанности”.

Задачи:

  • Развитие саморефлексии.
  • Развитие адекватного восприятия домашних обязанностей.
  • Развитие умения распределять домашние обязанности между всеми членами семьи.
  • Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм семьи.

Занятие № 8. “Родные трудности”.

Задачи:

  • Развитие взаимопонимания.
  • Развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье.
  • Развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.

Заседание родительского клуба проходит один раз в два месяца. Родительская группа обычно состоит из 6 – 8 человек, большое число родителей в группе нежелательно, так как это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. В процессе работы с родителями вводится необходимая информация о психологии семейных отношений и психологии воспитания, наряду с высказываниями участников группы. Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В клубе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознание родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. Родителям отводится активная роль в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско–родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а так же обмен опытом.

Например: тема “Проблемы ребенка”

  1. Разъяснение задач психологом.
  2. Представление родителям на круге общения себя, своего имени, ассоциируя его со словом, которое подчеркивает черту характера. Например: Наталья – надежная.
  3. Психологическая игра: “Идет дождь, один зонтик”. Упражнение направлено на активизацию и сближение группы.
  4. Ролевая игра: у ребенка (в роли родителя) возникла необходимость о чем–либо поговорить. Родители отмахиваются, пытаются превратить все в шутку.
  5. Обсуждение игры.
  6. Рефлексия.
  7. Дискуссия: “Проблемы родителей, проблемы ребенка”.
  8. Упражнение “Последняя встреча”. Представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали, но хотели бы сказать. Откройте глаза и скажите это.

Тема “Образ матери и отца”.

Поскольку проблемные родители не привыкли говорить, а часто и слушать что–то хорошее о себе, своей семье, ребенке, то им предлагаются следующие задания.

  1. Рассказать о себе самое хорошее. Сделать сообщение “чем я замечательна или замечателен”.
  2. Попробуйте “сватать своего ребенка”
  3. Как передать любовь?
  • Контакт глаз.
  • Физический контакт.
  • Пристальное внимание.
  • Дисциплина
  1. Интерпретация детско–родительских отношений “Всегда ли мы поступаем правильно?”. Ребенок разбивает вашу любимую вазу. Разыгрывание членами группы психодраматической ситуации. В процессе обсуждения родители сами выбирают наиболее эффективный способ взаимодействия со своим ребенком.
  2. Игры “Комплименты”, “Эльф”, “Платочек”.
  3. Словесное сочинение “Я как родитель”.