Цель программы: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.
Задачи:
- Повышение родительской сензитивности к ребенку.
- Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
- Ликвидация психологопедагогической неграмотности.
Занятие № 1. “Знакомство”
Задачи:
- Объединение участников в группу.
- Актуализация проблем детскородительских отношений.
Занятие № 2. “Проблемы ребенка”.
Задачи:
- Развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком.
- Актуализация проблем детскородительских отношений.
- Объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.
Занятие № 3. “Конфликты”.
Задачи:
- Раскрепощение, объединение участников в группу.
- Актуализация негативного опыта общения с детьми.
- Формирование позитивных образов, решение конфликтных ситуаций.
Занятие № 4. “образ матери и отца”.
Задачи:
- Объединение, раскрепощение участников группы.
- Переформирование родительских стереотипов.
- Развитие адекватного восприятия родительской роли.
- Ознакомление с детскими играми.
Занятие № 5. “Семейный досуг”.
Задачи:
- Развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимика, жесты).
- Формирование позитивных образов общения в семье.
Занятие № 6. “Наказание и поощрение”.
Задачи:
- Развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей.
- Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм детей.
Занятие № 7. “ Домашние обязанности”.
Задачи:
- Развитие саморефлексии.
- Развитие адекватного восприятия домашних обязанностей.
- Развитие умения распределять домашние обязанности между всеми членами семьи.
- Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм семьи.
Занятие № 8. “Родные трудности”.
Задачи:
- Развитие взаимопонимания.
- Развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье.
- Развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.
Заседание родительского клуба проходит один раз в два месяца. Родительская группа обычно состоит из 6 8 человек, большое число родителей в группе нежелательно, так как это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. В процессе работы с родителями вводится необходимая информация о психологии семейных отношений и психологии воспитания, наряду с высказываниями участников группы. Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В клубе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознание родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. Родителям отводится активная роль в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детскородительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а так же обмен опытом.
Например: тема “Проблемы ребенка”
- Разъяснение задач психологом.
- Представление родителям на круге общения себя, своего имени, ассоциируя его со словом, которое подчеркивает черту характера. Например: Наталья надежная.
- Психологическая игра: “Идет дождь, один зонтик”. Упражнение направлено на активизацию и сближение группы.
- Ролевая игра: у ребенка (в роли родителя) возникла необходимость о чемлибо поговорить. Родители отмахиваются, пытаются превратить все в шутку.
- Обсуждение игры.
- Рефлексия.
- Дискуссия: “Проблемы родителей, проблемы ребенка”.
- Упражнение “Последняя встреча”. Представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали, но хотели бы сказать. Откройте глаза и скажите это.
Тема “Образ матери и отца”.
Поскольку проблемные родители не привыкли говорить, а часто и слушать чтото хорошее о себе, своей семье, ребенке, то им предлагаются следующие задания.
- Рассказать о себе самое хорошее. Сделать сообщение “чем я замечательна или замечателен”.
- Попробуйте “сватать своего ребенка”
- Как передать любовь?
- Контакт глаз.
- Физический контакт.
- Пристальное внимание.
- Дисциплина
- Интерпретация детскородительских отношений “Всегда ли мы поступаем правильно?”. Ребенок разбивает вашу любимую вазу. Разыгрывание членами группы психодраматической ситуации. В процессе обсуждения родители сами выбирают наиболее эффективный способ взаимодействия со своим ребенком.
- Игры “Комплименты”, “Эльф”, “Платочек”.
- Словесное сочинение “Я как родитель”.