В прежние, не столь отдаленные времена одной из главной задач стоящих перед всеми педагогами, было воспитание патриотизма и работа эта проводилась се всеми в самых разных формах.
Актуальна ли эта задача в наше время?
Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Конечно, даже пусть и на хороших знаниях, но всегда ли знания становятся основой нашего мировоззрения? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Не секрет, что даже учащиеся, оканчивающие уже школу, не знают и двух народных песен, не знают танцев. Пение народных песен не доставляет им удовольствие, их даже и не поют, если даже их кто-то знает. Небольшой объем знаний в д/с и в младших классах при эмоциональной подаче еще позволяет детям воспринимать материал, любить его. Ученики старших классов плохо знают о том, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость, привлекает внимание и вызывает восхищение других народов. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, т.к этот возраст очень сильно и полно имеет развитую эмоциональную сторону.
Темы познавательного цикла “Истоки”, знакомящие ребят с событиями, традициями народов Руси, праздниками и обрядами, вызвали необходимость знакомства детей с произведениями древнерусской живописи - иконописью, развитием интереса к ней, пониманием художественной ценности, как произведений далеких наших предков, воспитанием чувства гордости и уважения к русской культуре, народу.
Работа по этой теме опиралась на представления и знания, имеющиеся у детей. Они имели “насмотренность”, т.к. почти у каждого дома или у их родственников были иконы, многие крестились в церкви, посещали ее. Поэтому после беседы с детьми, была поэтапно намечена работа. Первые беседы были посвящены теме: "Я- и мое имя". Дети называли свои имена, имена родителей, в честь кого они названы, что оно означает, в честь кого его имя. Эти знания помогли познакомить детей с известными Святыми Руси, а именно: Саровским, Невским, Радонежским, святыми Николаем, Михаилом.
С возникшим интересом к именам Святых, следующая задача позволила рассмотреть их на иконах, репродукциях и на слайдах. Эмоциональный интерес, желание смотреть, узнавать их, превзошли все ожидания.
Эта работа проводилась последовательно, на нескольких занятиях. Знакомство с иконой, технологией изготовления проводилось в музее "Истоки" дворца Творчества. Иконы имелись очень старинные, XV – XVII в., позволяя воочию убедиться из чего и как эти иконы изготовлялись в далекие времена.
Знакомство с одержанием, композицией и значением цвета, как символом передачи информации проводилось при рассматривании репродукций и слайдов. На занятии дети попробовали сами получить нужный цвет и его оттенки путем смешения красок. Дети убедились на практике, что это было трудно выполнить. Разговор о значении цвета и использования таких материалов, которые использовали иконописцы, не оставил равнодушными, наверное, никого.
Рассматривание репродукций икон знаменитых художников А. Рублева, Ф. Грека, Дионисия, С. Ушакова, позволили заметить, что дети не стали бросать поверхностные взгляды на изображения иконописи, как было раньше. Они старались понять смысл изображенного, почувствовать настроение и чувства в лике, взгляде образов.
Беседы о матери, русском воине с рассматриванием репродукций и рисованием портретов в старших группах продолжилось со знакомством икон Богородицы, Георгия Победоносца в подготовительных группах.
На таких занятиях была поставлена задача понять внутреннее состояние образа, мотивацию поступка, обоснованность избрания необходимых для этого выразительных художественных средств, т. е попытаться донести до детей интерес, художественную ценность таких произведений, зародить в душе маленького ребенка чувства уважения и гордости к поколениям наших предков, к их взглядам и идеалам.
При рассматривании произведений живописи на первом этапе с детьми старшей группы ставились такие задачи: создание интереса к живописи, формирование умения внимательно ее рассматривать, эмоционально на нее откликаться.
Вопросы предлагались по содержанию изображения насколько это было возможно и корректно к произведению иконописи:
- “Кого вы видите? Кто изображен на иконе?”
- “Что самое главнее в ней? Как это изобразил художник?”
- “Что вам бросается в глаза, что вы увидели? Что этим хотел сказать художник?”
- “Какое настроение образа передал художник? Как догадались? Как это ему удалось сделать? Что вам нравится в произведении?”
При беседе дети отвечали на поставленные вопросы, сначала они в начале работы носили чаще всего односложные ответы, но при накапливании опыта при рассматривании произведений, ответы носили более полный объем знаний, насмотренности и личного опыта было достаточно.
Продолжив работу по ознакомлению детей с произведениями иконописи, в подготовительной группе задачи усложнились: развивать умение анализировать содержание, выделять средства выразительности, высказывать свое отношение, чем понравилось, что запомнилось, какое настроение вызывает тот или иной образ, как это удалось художнику.
В процессе восприятия были поставлены перед детьми такие вопросы:
- О ком картина? Почему так думаете?
- Что красивого передал художник в образе людей?
- Как это он изобразил в произведении?
- Какое настроение вызывает и отчего возникает оно?
- Что особенно он выделил, чтобы мы увидели?
Конечно, при работе с детьми по данной теме учитывались возрастные, психологические и индивидуальные особенности, уровень развития ребенка, эмоциональность его восприятия.
Эта работа позволила более качественно, на более высоком уровне проводить её по теме “Ознакомление с портретом”, рисование на тему “Автопортрет”, “Моя семья”, “Мамочка милая…”, “Самый сильный”, “Русские богатыри”. За счет полученных знаний, впечатлений при знакомстве детей с произведениями живописи расширилось само содержание их рисунков: поза, мимика лица, включались дополнительные детали или изображения (цветы, коня, меч, копье).
При работе с краской дети вспоминали, какой цвет использовался в изображении одежды богатырей, Георгия Победоносца и т. д.
Это говорит о том, что дети не остались равнодушными к произведениям иконописи и пытаются использовать в работе полученные знания и впечатления.
Перспективный план работы по ознакомлению детей с древнерусской живописью.
Старшая группа | Материал |
Цель: Дать понятие о иконе. Рассказать о ее назначении, материале, на котором она пишется | Зрительный ряд. Иконы: “Богоматерь Умиления”, “Ангел Златые власы”, “Чудо Георгия”, “Благовещения” |
Цель: Дать образ женщины-матери на примере народного фольклора, жанровой живописи. | Зрительный ряд. Репродукции художников по теме. |
Цель: Познакомить с образом
Богоматери. Рассказать о празднике Рождества Богородица и событиях, связанных с нею. |
Зрительный ряд. Икона “Богоматерь умиления”, “Взыграние”, “Рождество”, “Богоматерь Казанская”. |
Подготовительная группа | Материал |
Цель: Дать общее представление о иконе, как памятнике национальной культуры. Рассказать о истории возникновения, ее особенностях, как жанра древнерусской живописи, технике исполнения, материале |
Зрительный ряд. Музей “Истоки”. |
Цель: рассказать о технологии изготовления, значении цвета, как символа иконописи.Знакомство с произведениями иконописцев Андрея Рублёва, Данила Черный. |
Зрительный ряд. иконы, слайды. |
Цель: Помочь увидеть худ. приемы, отточенность образов, певучесть линий, гармонию, т.е. дать представление о языке древнего мира. Довести до детей красоту и лиричность образа женщины – матери в иконописи. | Зрительный ряд. “Богоматерь” XVII – XVIII в., “Введение во храм”, “Похвала Богоматери” 1644 г., “Богоматерь Умиления” “Богоматерь Белозерская”, “Богоматерь Тихвинская” |
Цель: Знакомство с понятием “Русские святые”, Рассказать историю Бориса и Глеба. Раскрыть символику атрибутов: крест, меч. | Зрительный ряд. икона “Борис и Глеб” (Московская ) |
Цель: знакомить с иконой “Архангел Гавриил”. Рассказать об образе архангела – символе гармонии и духовной красоты. | Зрительный ряд: икона “Ангел Златые власы” XII в. |
Цель: Раскрыть понятие “житийная икона”. Рассказать историю о живом Георгии, связи письма с народным творчеством. Увидеть и понять особенности выразительных средств в иконописи. Вызвать эмоциональный отклик у детей. | Зрительный ряд: Икона “Чудо Георгия о змие” (Новгородская XIV в.) |
Конспект занятия
“Знакомство с иконой, технологией
изготовления, значением цвета, как символом в
древнерусской живописи”
Цель: Продолжить знакомить с технологией изготовления икон, значением цвета, как символа в древнерусской живописи.
Знакомство с произведениями иконописцев А. Рублева, Даниила Черного, Ф. Грека.
Зрительный ряд: иконы, репродукции, слайды.
Методические приемы: Предложить рассмотреть краски, определить их эмоциональное воздействие на смотрящего. Спросить, что каждому напоминает цвет, какое вызывает настроение, глядя на определенные краски и цвета. Как бы они цветом показали радость и печаль, борьбу и мужество, золото и богатство, чистоту и верность, покой и размышления,
Найти эти цвета в цветовом круге или таблице. Предложить посмотреть как воспринимали цвет художники на Руси, что и как они обозначали и выражали свае отношение к происходящему, изображаемому образу на иконе…
II ч: Рассматривание отдельных репродукций с дальнейший комментарием по содержанию иконы, использованию цвета на ней как символа в иконописи.
- Красный холодный - любовь небесная.
- Красный насыщенный- борьба, мужество.
- Желтый - золото, богатство, святость.
- Белый - чистота.
- Фиолетово-синий - надежды.
- Фиолетовый – тайна, одиночество.
- Насыщенно синий - бессмертие.
- Зеленый холодный - одухотворенность.
- Синий – размышление.
- Зеленый – покой.
Подлежит составить любой цвет путем смешения красок, попробовать получать аналогичный. Выяснить, всем ли удается получить аналогичные цвета, и почему нет.
Вспомнить с детьми из чего получались краски, как их готовили.
Вывод: произведения получались не только красивые, но и каждый художник передавал содержание иконы, внутреннее состояние изображения и свое отношение к происходящему на ней цветом, как главному выразительному средству живописи.
Конспект занятия в старшей группе на тему: “Знакомство с иконой как с произведением искусства”
Занятие 1.
Цель: Дать понятие о иконе. Рассказать о её назначении, материале, на котором она пишется.
Зрительный ряд: иконы “Богоматерь Умиления”, “Ангел Златые власы”, “Чудо Георгия”, “Благовещение”.
Методические приемы: Беседа с детьми о том, кто видел икону, у кого есть икона, кто на них изображен. Почему икона помещается на виду, на центральное место помещения – выяснить знания детей и предложить рассмотреть иконы, поясняя их содержание.
Дополнить знания детей рассказом о том, что: “икона”, слово греческое, обозначающее “образ, изображение”. Выполнялось на досках, скрепленных между собой, лучше липовых, на них наносили и наклеивали кусок ткани – холстины, защищавшее живопись от трещин.
Художник накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с точеным мелом. Эту массу наносили на поволоку, полировали до блеска пемзой. Отдельно готовились краски. Иконы писались натуральными красками – темперой замешанной на яичном желтке. Добавлялся пигмент – краситель, получаемый из драгоценных минералов, цветной гаммы. Голубая, на иконе “Троица” состоит из растворенного порошка лазури, растертый в ступе и смешанный с желтком.
Темпера ложится ровным слоем, но её нельзя накладывать одну на другую. Когда доска и краски были готовы, начиналась её роспись.
Писание считалось очень ответственным делом, к нему готовились, он должен был быть не только талантливым художником, но и хорошим человеком, уважаемым среди людей.
Занятие 2.
Цель: Продолжить знакомить детей с иконой как памятником национальной культуры. Рассказать о истории её возникновения, особенностях, как жанра древнерусской живописи, технике исполнения.
Зрительный ряд: музей “Истоки”, дворец “Творчества”.
Методические приемы:
- Выяснить знания детей о иконе, способах её изготовления, материале.
- Дополнить знания рассказом.
I. Икона, не картина, на ней изображен не тот, кто находится перед глазами, а некий прототип (“Богоматерь”, “Спас нерукотворный”).
К ним прикладываются, ждут избавления, исцеления, им поклоняются, потому что на них изображается Христос, Богоматерь, святые.
На Руси к иконописцам относились с большим уважением. Перед началом работы художник постился, ходил в баню, перед началом работы надевал чистую рубашку.
Когда работа была завершена, её покрывали олифой, конопляным маслом. Она придавала им живой блеск, защищала от пыли и сырости. Со временем иконы теряли свой вид, тогда их переписывали, наносили новую живопись. Так за столетие на некоторых иконах появилось несколько слоев живописи разных времен.
II. Рассматривание имеющихся в музее икон: из чего выполнены, используемые краски, кому посвящены.
III. Какие иконы дети видели, на чем они выполнены.
План-конспект занятия в старшей группе на тему: “Образ женщины-матери на примере произведений искусств”
Цель:
- Дать образ матери на примере произведений искусств: жанровой живописи, скульптуры и художественного слова.
- Побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по содержанию произведений и их выразительных средствах. Воспитывать чувство уважения и любовь к матери-женщине.
Зрительный ряд: скульптуры, репродукции, слайды, по теме “Женщина-мать”.
Методические приемы:
Предложить посмотреть слайды и догадаться, о ком пойдет речь?
I. Рассматривание с детьми слайдов.
Вывод: Мы говорим о самой прекрасной , самой нежной половине человечества, о женщине, матери, о женской судьбе.
II. Рассматривание репродукции.
- Что бросается в глаза?
- Чем интересно лицо этой женщины?
- Что про неё можно сказать?
- Почему она изображена на втором плане? (Для неё главное – дети. Это для матери в жизни.)
- Почему старик и её наперсница преклоняются перед неё ? (Возвеличили её как мать, как продолжательницу рода, преклонили перед ней колени.)
Изображение женщины-матери не только на картинах, но её образ воспевают и в стихах, и в музыке.
Брюсов.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты в наших буднях образ божества,
И молимся – от века – на тебя.
Слушание “Аве Мария” Гуно (Шуберта).
III. Рассматривание скульптуры “Скорбящая мать”.
- Что чувствуете вы, глядя на скульптуру этой женщины? (Отчаяние, потеря детей невозвратима.)
Самая большая потеря, трагедия для женщины, матери – это потеря детей. Материнское сердце не сможет смириться с нею никогда.
IV. Рассматривание скульптуры Вутетича “Родина мать зовет”.
- Что поражает нас в лице, движении? (Мать, взявшая меч, чтобы защитить своих детей от гибели.)
V. Рассматривание репродукции “Бабушка” Ремизова.
- Что бросается в глаза?
- Какие чувства вызывает у вас эта женщина?
- Кто она?
- Какая она?
- Что в ней удивительного? (Символ жизни и старости.)
- Что она вам напоминает? (Старое дерево, давшее жизнь другому.)
- Счастлива ли она?
- Жалеет ли она, что жизнь прожита?
Послушайте, как об этом говорит женщина – поэтесса, прошедшая долгий жизненный путь.
М. Цветаева.
Золото моих волос тихо переходит в седость,
Не жалейте – все слилось и спелось…
А. Баев.
Из чего же слагаются годы?
Из минут, из часов и из суток.
Нет, конечно же нет! Из счастья
Их отбросить, забыть не просто!Только я утверждаю просто
Не из времени, не из горя,
А из счастья, пусть краткого счастья
Лишь из счастья слагаются годы!