Ребенок приходит в мир… и взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, научив его радоваться жизни.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.
На своих занятиях мы используем также детский фольклор: через движения знакомим детей с народными обычаями, традициями; часто используем народные игры; предлагаем примерные конспекты занятий с использованием детского творчества народных игровых упражнений, потешек, приговорок.
Примерные конспекты занятий по использованию детского фольклора в двигательной деятельности детей (темы).
Тема: “Красны девицы и добры молодцы путешествуют по Волге”
Задачи:
- Познакомить детей с русскими народными играми “Кострома”, “Никонориха”, “Селезень и утица”, “Селезень и утица”; с татарской народной игрой “Горшок”.
- Развивать ловкость, выдержку, внимание, интерес к русским народным играм, уметь самостоятельно их организовать.
- Продолжать разучивать комплекс упражнений на скамейках.
- Закреплять умение проползать под скамейкой, перепрыгивать через скамейку (отработать толчок на 2-х ногах)
- Упражнять в беге с увертыванием, в играх соблюдать правила, играть честно.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход занятия.
Вбегает один ребенок в спортзал:
“Все сюда скорей спешите
И друзей ведите с собой,
Дет вас множество затей…”
Вбегают все дети:
1. “В игры можно поиграть”.
2. “ Силу, ловкость показать”.
3. “От души повеселиться”.
4. “Сладкого чайку напиться”.
Разминка.
“Сегодня, ребята, мы будем не просто мальчики и девочки, а добры молодцы и красны девицы. Мы отправимся в путешествие по нашей родной Волге, а поможет нам географическая карта. Посмотрите, ребята, на карту, где протекает река Волга. По её берегам расположены леса, горы, маленькие ручейки впадают в Волгу.
А что это за белые кружки на карте? Правильно. Это обозначены города: Кострома, Нижний Новгород, Казань, Тольятти. Во время нашего путешествия мы будем делать остановки в этих городах”.
А в начале разминки
- попросить принести детей 3 деревянные ложки;
- взять ложки, ленты;
- построиться врассыпную;
- выполнить аэробные движения.
- Руки вверх, В: пружинка, руки вниз.
- Ноги в стороны, В: упор на правое колено, постучать ложками, лентами по колену, затем упор на правое колено.
- Руки в стороны, В: отрывание пяток от пола, руки в стороны.
- Сесть, В: сидя на полу встряхиваем кисти рук.
- Стоя на коленях, В: ногу в сторону, руки вверх.
- Бег (на носках; ноги вперед, назад; галоп лицом в круг и спиной).
Упражнение на дыхание. Вдох – выдох.
Проплываем по реке Волге на лодках.
Садимся в лодки (на скамейки) ОРУ на скамейках:
И. п. – сед на скамейках верхом, руки на пояс. В: руки в стороны, хлопок, в стороны, на поле.
“На волнах”. И. п. – руки в стороны, наклон в право, коснуться руками пола, прямо, наклон влево.
“Гребем веслами”. Руки в стороны. Наклон вперед – назад.
Проплываем г. Кострома. Давайте остановимся.
П/игра “Кострома”.
“Сделаем остановку и поиграем в игру, которая так и называется “Кострома”.
Русская народная игра “Кострома”.
Текст:
“Кострома, Кострома!
Государыня моя, Кострома!
У Костромушки кисель с молоком,
Еще с прибылью блины с творогом.
Здорово, Кострома! – “Здорово”.
А что ты делаешь – “Да вас ловлю!”
(Дети убегают от “Костромы”)
Продолжаем путешествие. Вдруг пошел дождь.
“Спрятались от дождя” (руки в стороны, ноги на скамейку).
Двигаемся по скамейке сидя.
Руки в стороны (наклон вперед-назад).
Подплываем к городу Нижний Новгород. А здесь ребята любят играть в игру “Никонориха”.
Русская народная игра “Никонориха”
“Никонориха коров посла,
Запустила в огород козла.
Никонориха ругается
А козел-то улыбается
Козлик-козлик – сделай ротик,
Козлик, козлик – топни ножкой”.
(Ме-ме – догоняет детей)
Проверим наши лодки, все ли в порядке (проползание через скамейку, ходьба по ребристой доске).
Если все в порядке, продолжаем путешествие.
Сед верхом, руки в стороны. В: наклон вперед, наклон назад.
Если плыть по Волге, то нам встретятся люди разных национальностей: чуваши, мордва, татары. У каждого народа свои игры. Вот, например, в г. Казани живут такие же ребята, как и вы, а их любимая игра “Горшок”, давайте поиграем в эту игру.
Рассмотреть карту и отметить какой город последний в нашем путешествии. Да, это Тольятти. А чем славен этот город? (Самый большой автомобильный завод). И в конце нашего путешествия поиграем в игру “Селезень и утица”.
Встречает детей Марьюшка – красавица с баранками и чаем.
Примерный конспект физкультурного занятия в старшей группе.
“На огороде” (сюжетное)
Атрибуты: гимнастическая скамейка, мячи, кегли, скакалки, мешочки, ящик, грамзапись, корзинки, кубы, маски, тренажеры.
Программное содержание: закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить его, развивать ловкость, глазомер, спрыгивать легко с гимнастической скамейки, мягко приземляться на носи, а потом на пятки, учить прыгать через скакалку; метать мешочки в ящик, замах снизу, стараться поймать мяч; не дать ему упасть.
В играх действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Разминка
Вспомнить, какие овощи поспели на огороде? И вот сегодня, мы тоже пойдем на огород, за овощами.
Ходьба в колонке; врассыпную, приставным шагом (боком) вдоль ручья.
Ходьба по ребристой доске, змейкой.
Игровое упражнение “Осень”.
- “Осенью клубятся большие тучи”.
- “Все реже показывается солнышко”.
- “Опадают листья с деревьев”.
- “Шумит ветер в лесу”.
- “На поля ложатся туманы”.
- “Птицы собираются в стаи”.
Общеразвивающие упражнения
“Подсолнух”. В: руки через стороны вверх, потянуться на носках.
“Лук”. В: руки через стороны вверх, соединить ладони на голове, слегка присесть.
“Кабачок”. В: полунаклон вперед, руки вперед – потянуться.
“Репка”. В: поворот – наклон вправо, влево, руки округлены.
“Морковь”. В: присесть и медленно подниматься, плавные движения рук вверх.
“Картошка”. В: лежа на спине, подтянуть ноги к груди, голову приподнять.
“Огородное пугало”. В: стать на одну ногу, обхватить её руками.
“Собрали большой урожай и радуемся”. Бег, прыжки, боковой галоп по кругу.
Упражнение на дыхание.
“Много овощей собрали
И немножко мы устали.
Мы чуть – чуть отдохнем
И опять гулять пойдем”.
Основные движение.
1 занятие.
- Подбросить мяч вверх и поймать его.
- Спрыгивание с гимнастической скамейки.
- Ползание на четвереньках, толкая мяч головой.
2 занятие.
- Бросить мяч через шнур и догнать его.
- Ползание на четвереньках между кеглями.
- Прыжки через короткую скакалку.
3 занятие.
- Ходьба приставными шагом боком по скамейке.
- Переползание через несколько предметов.
- Метание мешочков в горизонтальную цель.
4 занятие.
- Прыжки через короткую скамейку.
- Ползание “кошечка”.
- Отбивание мяча об пол, о стену.
Игры подвижные и малоподвижные
“Собери картофель” (корзинки), “Найди овощи”.
Упражнения на дыхание.
Примерный конспект физ-занятия в старшей группе.
“На веселой ярмарке” (сюжетное)
Атрибуты: косынки, ложки, ребристая доска, мячи, шнур, скакалки, грамзапись, схемы.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями через игры, игровые упражнения, донести до детей колорит обычаев; воспитать силу, ловкость, выносливость, смелость.
- Создать хорошее настроение.
- Учить пробегать под крутящейся веревкой; закрепить умение прыгать вдвоем через скакалку; выполнять силовые упражнения “уголок”, “коляски”.
Ход занятия
Вступительная беседа: “Ребята, кто знает, какой русский праздник мы недавно отмечали (Масленица)?
Верно, обычно в это время наши предки провожали зиму и весело встречали наступающую весну. А чем запомнилась вам Масленица?”
Ответы детей:
- Сжигают чучело Масленицы.
- Играют в игры, водят хороводы.
- А ещё на Масленицу проходит веселая ярмарка.
“И сегодня ребята мы тоже отправимся на веселую ярмарку. Девочки – красны девицы. Мальчики – добры молодцы”. Проверим осанку.
Ходьба парами, в колонне (хороводным шагом).
“Стройные березки” - ходьба на носках.
“Кузнечики” - ходьба на пятках, руки в замок, за спиной, поворот вокруг себя.
“Спрятались” - руки полочкой полуприсед.
“Сильные руки” - круговые вращения рук вперед-назад
“Гармошечка” - ходьба врассыпную, выпады, руки в стороны
“По мостику” - ходьба по ребристой доске
Бег в колоне на носках.
Бег (ноги вперед) – “покажите красные сапожки”.
Бег (забрасывая ноги назад) – “телеграмма маме”.
Бег “цирковые лошадки”.
Врассыпную, прыжки, “самолётик”.
Обратить внимание на гимнастическую палку. “Это палка волшебная. Она может превратиться в лошадку”. Дети садятся на палку – лошадку и скачут вместе
“Купи, тетя, мне коня – вороные ножки,
Буду девочек катать по прямой дорожке”.
Ходьба (продолжаем свой путь на ярмарку).
“Ребята, по пути на ярмарку нам встретились мячи. Вспомним об истории создания мяча”.
Рассказы детей:
В простонародье мячи делали из тряпок и тряпками их набивали.
На севере мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы, ивы. Внутри такие мячи были пусты или набивались песком.
В некоторых местах мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму.
Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли его там на полчаса. Затем вынимали его из воды, вновь катали и просушивали.
Такой мяч был липким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
“Ребята, а сейчас вспомним старинные фигуры с мячом “Поднебески”, “Хватки”, “гвозди катать”, через ножки”, “вертушки – перевертушки”; с малым мячом “одноручье”.
Возвращаем мячи в домики, прощаемся с ними.
Ходьба в рассыпную.
“Собирайся народ
Вас веселая ярмарка ждет”.
Дети свободно под русскую народную мелодию выполняют танцевальные и спортивные движения.
“При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Ой, жги, говори
Заиграли лошкари”
Упражнение с ложками и платочками.
“Лошкари и матрешки”.
“В ложки ударяем, платочки показываем”
В: ногу правую (левую) на носок-пятку, ударить одновременно в ложки, девочки показали платочки.
“Кланяемся”.
1, 2, 3 – наклон вперед на пол; 4 – в и. п.; 1, 2, 3 – наклон, взять ложки, платочки.
“Винтики”. Двигаемся вправо-влево, в конце – хлопок.
“Пляшем сидя”. Назад – вперед.
“Пляшут ноги”. – 2 варианта.
“Потеряли ложки и платочки”. И. п. – стоя на коленях, наклоны вперед.
Боковой галоп (спиной – поворот лицом).
Свободные прыжки детей.
Бег.
Упражнение на дыхание
Вот и пришли мы на ярмарку. Здесь нас ждут забавные упражнения, игры, аттракционы, а наши девицы и молодцы покажут свое спортивное мастерство, удаль, силу, ловкость.
Площадка “Смелых”. Бег под крутящейся веревкой.
Площадка “Ловких”. Прыжки вдвоем через скакалки.
Площадка “Сильных”. Свою силу нам покажут “молодцы”:
- Молодцы поднимают девиц;
- Ходьба на руках (коляски);
- “Уголок” (на лесенке).
- “Богатырская сила” (приветствуют друг друга).
“А теперь аттракцион для смелых, ловких, сильных”.
- Кувырок – прыжки – ходьба по наклонной доске.
- Час игр “Ловкий мяч”.
- Возвращение с ярмарки.
Упражнение на дыхание.
Угостить детей баранками.
Примерный конспект физкультурного занятия “С пчелкой Майей”
День Зосима – Заступник пчел.
Атрибуты: скамейка, мячи, шнур, попрыгунчики, грамзапись.
Программное содержание:
- Продолжать учить детей подлезать под пособиями, ходить на четвереньках по гимнастической скамейке с мешочком на спине, прогибая спину, голову не опускать.
- Развивать ловкость и точность движений: упражняться в прыжках, добиваться гибкости, ритмичности.
- В играх соблюдать правила, бег с увертыванием, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка.
Рассказать детям о народных празднике. В октябре день Зосима – заступника пчел, какую пользу приносят пчелы. В сказках пчелы помогают героям преодолевать препятствия, трудности. Внести игрушку или картинку с пчелой Майей. Ходьба за пчелкой врассыпную, в колонне. Ходьба на носках, пятках, по ребристой доске, перешагивание кубов; прыжки через шнуры, на двух ногах, на одной ноге, бег, ходьба.
Дети повторяют движения за ловкой пчелкой. Свободное построение.
Общеразвивающие упражнения.
Пчелки – спортсменки.
Попеременное отрывание пяток от пола, одновременно руки сгибаем в локтях – к плечам.
“Машут крылышками” - движения кистями рук влево - вправо.
“Собирают пыльцу с цветов” - волнообразные движения; приседания.
“Полетели на другой цветок” - ритмичный боковой галоп (собирают пыльцу с цветов).
“Пчелка расправила крылышки и покружилась вокруг себя”.
Подскоки на месте – танцевальные движения (потрудилась пчелка и решила отдохнуть, порезвиться, потанцевать).
Разнообразные прыжки, бег за пчелой Майей.
Упражнение на дыхание.
Основные движения.
1 занятие.
- Подлезание под гимнастической скамейкой.
- Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на спине.
- Подлезание на животе, хват с боков.
- “Попрыгунчики”
2 занятие.
- Подлезание под несколькими пособиями.
- Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом.
- Прыжки влево – вправо через канат.
- Подбрасывание и ловля мяча после двух хлопков.
3 занятие.
- Ходьба по скамейке с хлопками в ладоши перед собой и за спиной.
- Прыжки вдоль шнура слева и справа.
- Проползание на четвереньках и на животе под дугами.
- Бег между кеглями.
4 занятие.
- Ходьба по скамейке с мешочками на голове.
- Подбрасывание и ловля мяча после хлопка.
- Прыжки на одной ноге, другую поддерживать обручем пчёлкой.
- Подвижная игра “Ловишка с пчёлкой”.
- Вальс золотистых пчелок
Упражнение на дыхание.