Использование фольклора в двигательной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок приходит в мир… и взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, научив его радоваться жизни.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.

На своих занятиях мы используем также детский фольклор: через движения знакомим детей с народными обычаями, традициями; часто используем народные игры; предлагаем примерные конспекты занятий с использованием детского творчества народных игровых упражнений, потешек, приговорок.

Примерные конспекты занятий по использованию детского фольклора в двигательной деятельности детей (темы).

Тема: “Красны девицы и добры молодцы путешествуют по Волге”

Задачи:

  • Познакомить детей с русскими народными играми “Кострома”, “Никонориха”, “Селезень и утица”, “Селезень и утица”; с татарской народной игрой “Горшок”.
  • Развивать ловкость, выдержку, внимание, интерес к русским народным играм, уметь самостоятельно их организовать.
  • Продолжать разучивать комплекс упражнений на скамейках.
  • Закреплять умение проползать под скамейкой, перепрыгивать через скамейку (отработать толчок на 2-х ногах)
  • Упражнять в беге с увертыванием, в играх соблюдать правила, играть честно.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Ход занятия.

Вбегает один ребенок в спортзал:

“Все сюда скорей спешите
И друзей ведите с собой,
Дет вас множество затей…”

Вбегают все дети:

1. “В игры можно поиграть”.

2. “ Силу, ловкость показать”.

3. “От души повеселиться”.

4. “Сладкого чайку напиться”.

Разминка.

“Сегодня, ребята, мы будем не просто мальчики и девочки, а добры молодцы и красны девицы. Мы отправимся в путешествие по нашей родной Волге, а поможет нам географическая карта. Посмотрите, ребята, на карту, где протекает река Волга. По её берегам расположены леса, горы, маленькие ручейки впадают в Волгу.

А что это за белые кружки на карте? Правильно. Это обозначены города: Кострома, Нижний Новгород, Казань, Тольятти. Во время нашего путешествия мы будем делать остановки в этих городах”.

А в начале разминки

  • попросить принести детей 3 деревянные ложки;
  • взять ложки, ленты;
  • построиться врассыпную;
  • выполнить аэробные движения.
  1. Руки вверх, В: пружинка, руки вниз.
  2. Ноги в стороны, В: упор на правое колено, постучать ложками, лентами по колену, затем упор на правое колено.
  3. Руки в стороны, В: отрывание пяток от пола, руки в стороны.
  4. Сесть, В: сидя на полу встряхиваем кисти рук.
  5. Стоя на коленях, В: ногу в сторону, руки вверх.
  6. Бег (на носках; ноги вперед, назад; галоп лицом в круг и спиной).

Упражнение на дыхание. Вдох – выдох.

Проплываем по реке Волге на лодках.

Садимся в лодки (на скамейки) ОРУ на скамейках:

И. п. – сед на скамейках верхом, руки на пояс. В: руки в стороны, хлопок, в стороны, на поле.

“На волнах”. И. п. – руки в стороны, наклон в право, коснуться руками пола, прямо, наклон влево.

“Гребем веслами”. Руки в стороны. Наклон вперед – назад.

Проплываем г. Кострома. Давайте остановимся.

П/игра “Кострома”.

“Сделаем остановку и поиграем в игру, которая так и называется “Кострома”.

Русская народная игра “Кострома”.

Текст:

“Кострома, Кострома!
Государыня моя, Кострома!
У Костромушки кисель с молоком,
Еще с прибылью блины с творогом.
Здорово, Кострома! – “Здорово”.
А что ты делаешь – “Да вас ловлю!”

(Дети убегают от “Костромы”)

Продолжаем путешествие. Вдруг пошел дождь.

“Спрятались от дождя” (руки в стороны, ноги на скамейку).

Двигаемся по скамейке сидя.

Руки в стороны (наклон вперед-назад).

Подплываем к городу Нижний Новгород. А здесь ребята любят играть в игру “Никонориха”.

Русская народная игра “Никонориха”

“Никонориха коров посла,
Запустила в огород козла.
Никонориха ругается
А козел-то улыбается
Козлик-козлик – сделай ротик,
Козлик, козлик – топни ножкой”.

(Ме-ме – догоняет детей)

Проверим наши лодки, все ли в порядке (проползание через скамейку, ходьба по ребристой доске).

Если все в порядке, продолжаем путешествие.

Сед верхом, руки в стороны. В: наклон вперед, наклон назад.

Если плыть по Волге, то нам встретятся люди разных национальностей: чуваши, мордва, татары. У каждого народа свои игры. Вот, например, в г. Казани живут такие же ребята, как и вы, а их любимая игра “Горшок”, давайте поиграем в эту игру.

Рассмотреть карту и отметить какой город последний в нашем путешествии. Да, это Тольятти. А чем славен этот город? (Самый большой автомобильный завод). И в конце нашего путешествия поиграем в игру “Селезень и утица”.

Встречает детей Марьюшка – красавица с баранками и чаем.

Примерный конспект физкультурного занятия в старшей группе.

“На огороде” (сюжетное)

Атрибуты: гимнастическая скамейка, мячи, кегли, скакалки, мешочки, ящик, грамзапись, корзинки, кубы, маски, тренажеры.

Программное содержание: закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить его, развивать ловкость, глазомер, спрыгивать легко с гимнастической скамейки, мягко приземляться на носи, а потом на пятки, учить прыгать через скакалку; метать мешочки в ящик, замах снизу, стараться поймать мяч; не дать ему упасть.

В играх действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Разминка

Вспомнить, какие овощи поспели на огороде? И вот сегодня, мы тоже пойдем на огород, за овощами.

Ходьба в колонке; врассыпную, приставным шагом (боком) вдоль ручья.

Ходьба по ребристой доске, змейкой.

Игровое упражнение “Осень”.

  • “Осенью клубятся большие тучи”.
  • “Все реже показывается солнышко”.
  • “Опадают листья с деревьев”.
  • “Шумит ветер в лесу”.
  • “На поля ложатся туманы”.
  • “Птицы собираются в стаи”.

Общеразвивающие упражнения

“Подсолнух”. В: руки через стороны вверх, потянуться на носках.

“Лук”. В: руки через стороны вверх, соединить ладони на голове, слегка присесть.

“Кабачок”. В: полунаклон вперед, руки вперед – потянуться.

“Репка”. В: поворот – наклон вправо, влево, руки округлены.

“Морковь”. В: присесть и медленно подниматься, плавные движения рук вверх.

“Картошка”. В: лежа на спине, подтянуть ноги к груди, голову приподнять.

“Огородное пугало”. В: стать на одну ногу, обхватить её руками.

“Собрали большой урожай и радуемся”. Бег, прыжки, боковой галоп по кругу.

Упражнение на дыхание.

“Много овощей собрали
И немножко мы устали.
Мы чуть – чуть отдохнем
И опять гулять пойдем”.

Основные движение.

1 занятие.

  • Подбросить мяч вверх и поймать его.
  • Спрыгивание с гимнастической скамейки.
  • Ползание на четвереньках, толкая мяч головой.

2 занятие.

  • Бросить мяч через шнур и догнать его.
  • Ползание на четвереньках между кеглями.
  • Прыжки через короткую скакалку.

3 занятие.

  • Ходьба приставными шагом боком по скамейке.
  • Переползание через несколько предметов.
  • Метание мешочков в горизонтальную цель.

4 занятие.

  • Прыжки через короткую скамейку.
  • Ползание “кошечка”.
  • Отбивание мяча об пол, о стену.

Игры подвижные и малоподвижные

“Собери картофель” (корзинки), “Найди овощи”.

Упражнения на дыхание.

Примерный конспект физ-занятия в старшей группе.

“На веселой ярмарке” (сюжетное)

Атрибуты: косынки, ложки, ребристая доска, мячи, шнур, скакалки, грамзапись, схемы.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями через игры, игровые упражнения, донести до детей колорит обычаев; воспитать силу, ловкость, выносливость, смелость.
  • Создать хорошее настроение.
  • Учить пробегать под крутящейся веревкой; закрепить умение прыгать вдвоем через скакалку; выполнять силовые упражнения “уголок”, “коляски”.

Ход занятия

Вступительная беседа: “Ребята, кто знает, какой русский праздник мы недавно отмечали (Масленица)?

Верно, обычно в это время наши предки провожали зиму и весело встречали наступающую весну. А чем запомнилась вам Масленица?”

Ответы детей:

  • Сжигают чучело Масленицы.
  • Играют в игры, водят хороводы.
  • А ещё на Масленицу проходит веселая ярмарка.

“И сегодня ребята мы тоже отправимся на веселую ярмарку. Девочки – красны девицы. Мальчики – добры молодцы”. Проверим осанку.

Ходьба парами, в колонне (хороводным шагом).

“Стройные березки” - ходьба на носках.

“Кузнечики” - ходьба на пятках, руки в замок, за спиной, поворот вокруг себя.

“Спрятались” - руки полочкой полуприсед.

“Сильные руки” - круговые вращения рук вперед-назад

“Гармошечка” - ходьба врассыпную, выпады, руки в стороны

“По мостику” - ходьба по ребристой доске

Бег в колоне на носках.

Бег (ноги вперед) – “покажите красные сапожки”.

Бег (забрасывая ноги назад) – “телеграмма маме”.

Бег “цирковые лошадки”.

Врассыпную, прыжки, “самолётик”.

Обратить внимание на гимнастическую палку. “Это палка волшебная. Она может превратиться в лошадку”. Дети садятся на палку – лошадку и скачут вместе

“Купи, тетя, мне коня – вороные ножки,
Буду девочек катать по прямой дорожке”.

Ходьба (продолжаем свой путь на ярмарку).

“Ребята, по пути на ярмарку нам встретились мячи. Вспомним об истории создания мяча”.

Рассказы детей:

В простонародье мячи делали из тряпок и тряпками их набивали.

На севере мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы, ивы. Внутри такие мячи были пусты или набивались песком.

В некоторых местах мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму.

Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли его там на полчаса. Затем вынимали его из воды, вновь катали и просушивали.

Такой мяч был липким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

“Ребята, а сейчас вспомним старинные фигуры с мячом “Поднебески”, “Хватки”, “гвозди катать”, через ножки”, “вертушки – перевертушки”; с малым мячом “одноручье”.

Возвращаем мячи в домики, прощаемся с ними.

Ходьба в рассыпную.

“Собирайся народ
Вас веселая ярмарка ждет”.

Дети свободно под русскую народную мелодию выполняют танцевальные и спортивные движения.

“При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Ой, жги, говори
Заиграли лошкари”

Упражнение с ложками и платочками.

“Лошкари и матрешки”.

“В ложки ударяем, платочки показываем”

В: ногу правую (левую) на носок-пятку, ударить одновременно в ложки, девочки показали платочки.

“Кланяемся”.

1, 2, 3 – наклон вперед на пол; 4 – в и. п.; 1, 2, 3 – наклон, взять ложки, платочки.

“Винтики”. Двигаемся вправо-влево, в конце – хлопок.

“Пляшем сидя”. Назад – вперед.

“Пляшут ноги”. – 2 варианта.

“Потеряли ложки и платочки”. И. п. – стоя на коленях, наклоны вперед.

Боковой галоп (спиной – поворот лицом).

Свободные прыжки детей.

Бег.

Упражнение на дыхание

Вот и пришли мы на ярмарку. Здесь нас ждут забавные упражнения, игры, аттракционы, а наши девицы и молодцы покажут свое спортивное мастерство, удаль, силу, ловкость.

Площадка “Смелых”. Бег под крутящейся веревкой.

Площадка “Ловких”. Прыжки вдвоем через скакалки.

Площадка “Сильных”. Свою силу нам покажут “молодцы”:

  • Молодцы поднимают девиц;
  • Ходьба на руках (коляски);
  • “Уголок” (на лесенке).
  • “Богатырская сила” (приветствуют друг друга).

“А теперь аттракцион для смелых, ловких, сильных”.

  • Кувырок – прыжки – ходьба по наклонной доске.
  • Час игр “Ловкий мяч”.
  • Возвращение с ярмарки.

Упражнение на дыхание.

Угостить детей баранками.

Примерный конспект физкультурного занятия “С пчелкой Майей”

День Зосима – Заступник пчел.

Атрибуты: скамейка, мячи, шнур, попрыгунчики, грамзапись.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей подлезать под пособиями, ходить на четвереньках по гимнастической скамейке с мешочком на спине, прогибая спину, голову не опускать.
  • Развивать ловкость и точность движений: упражняться в прыжках, добиваться гибкости, ритмичности.
  • В играх соблюдать правила, бег с увертыванием, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Разминка.

Рассказать детям о народных празднике. В октябре день Зосима – заступника пчел, какую пользу приносят пчелы. В сказках пчелы помогают героям преодолевать препятствия, трудности. Внести игрушку или картинку с пчелой Майей. Ходьба за пчелкой врассыпную, в колонне. Ходьба на носках, пятках, по ребристой доске, перешагивание кубов; прыжки через шнуры, на двух ногах, на одной ноге, бег, ходьба.

Дети повторяют движения за ловкой пчелкой. Свободное построение.

Общеразвивающие упражнения.

Пчелки – спортсменки.

Попеременное отрывание пяток от пола, одновременно руки сгибаем в локтях – к плечам.

“Машут крылышками” - движения кистями рук влево - вправо.

“Собирают пыльцу с цветов” - волнообразные движения; приседания.

“Полетели на другой цветок” - ритмичный боковой галоп (собирают пыльцу с цветов).

“Пчелка расправила крылышки и покружилась вокруг себя”.

Подскоки на месте – танцевальные движения (потрудилась пчелка и решила отдохнуть, порезвиться, потанцевать).

Разнообразные прыжки, бег за пчелой Майей.

Упражнение на дыхание.

Основные движения.

1 занятие.

  • Подлезание под гимнастической скамейкой.
  • Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на спине.
  • Подлезание на животе, хват с боков.
  • “Попрыгунчики”

2 занятие.

  • Подлезание под несколькими пособиями.
  • Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом.
  • Прыжки влево – вправо через канат.
  • Подбрасывание и ловля мяча после двух хлопков.

3 занятие.

  • Ходьба по скамейке с хлопками в ладоши перед собой и за спиной.
  • Прыжки вдоль шнура слева и справа.
  • Проползание на четвереньках и на животе под дугами.
  • Бег между кеглями.

4 занятие.

  • Ходьба по скамейке с мешочками на голове.
  • Подбрасывание и ловля мяча после хлопка.
  • Прыжки на одной ноге, другую поддерживать обручем пчёлкой.
  • Подвижная игра “Ловишка с пчёлкой”.
  • Вальс золотистых пчелок

Упражнение на дыхание.