Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.
Принципы ГСО:
Класс разбивается на несколько небольших групп (по З–7 чел), в основе деления лежат 2 признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений учащихся.
Каждая группа получает свое задание (путеводитель). Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными.
Внутри группы между участниками распределяются роли: консультант, генератор идей, слушатель и т.п.
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками, результат представляется всему классу.
Алгоритм ГСО на уроке:
Подготовка к выполнению задания (раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата)
Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы)
Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия).
Части урока соотносятся между собой 1:6:2
Правила конструирования заданий для групп:
количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе;
в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий;
в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяется в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной активности учащихся.
Подготовка к применению ГСО на уроках:
диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности (см. приложение 1);
обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного и продуктивного уровня;
обучение приемам работы с текстом;
обучение распределению обязанностей в парах и группах и сотрудничеству в работе.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ
Обоснование к применению.
По мотивам и содержанию общения учащихся:
общение – основной вид деятельности для данного возраста;
подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;
“Я–концепция”;
усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных.
По развитию интеллектуальной сферы:
недостаточное развитие логического мышления;
преобладание невербального интеллекта над вербальным;
слабое владение приемами рациональной переработки информации.
По отношению к предметному содержанию:
необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;
освоение химического языка;
необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.
Методические приемы:
проблемные ситуации;
познавательные задачи;
моделирование и алгоритмирование;
свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты;
использование занимательного материала;
лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д.
Формы проверки достижения результатов:
контроль учителя;
контроль товарищей по группе;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
как следствие – адекватная самооценка.
Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности.
Проект урока
Тема урока: Классы неорганических соединений (урок – упражнение).
Характеристика темы. Данный урок является 8-м уроком в теме “Соединение химических элементов” в курсе химии 8-го класса по программе О.С. Габриеляна.
Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект: создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей.
Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.
Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами.
Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся:
Репродуктивный уровень:
знать определение оксидов, кислот, оснований, солей;
уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;
различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.
Конструктивный уровень:
понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.
Творческий уровень:
уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”
Путеводитель №1 (время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.
- Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
- Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
- Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:
– определение класса;
– примеры соединений.
Запишите примеры с карточек в тетрадь.
- Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.
- Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.
- Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.
Путеводитель № 2 (см. блок информации № 1)
Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.
Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп.
1-я группа. Какое вещество называется едким натром?
(формула, название, класс соединения) Почему он
так называется?
2-я группа. Где применяется едкий натр?
3-я группа. Назовите формулу серной кислоты.
Объясните, почему она считается “хлебом химии”.
4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?
5-я группа. Объясните причины изменений, которые
произошли с фенолфталеином и метилоранжем.
6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра
и серной кислоты (формула и название соли). Почему
исходные вещества “состав и свойства потеряли”?
Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?
Путеводитель № 3.
Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.
Путеводитель № 4.
Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.
1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий
натр, докажите, что он относится к классу
оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную
кислоту, докажите, что она относится к классу
кислот.
Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.
Путеводитель № 5.
Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.
3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.
2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.
Блок информации № 1.
История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.
Автор – Юрецкая Т.Г.
Тихо в школе. Все ушли.
Классы в сон погружены.
Но не спится реактивам:
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее
И для химии важнее,
У кого сложней состав.
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее,
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались,
Без одежды бы остались.
Прекратите спор со мной,
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу,
В пепел всех я обращу.
Ясно всем, как дважды два,
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались,
Спорщиков унять пытались.
Подскочил фенолфталеиновый,
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал
И двухцветным тотчас стал:
В желтый бок один сменился,
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода
– Я нейтральная всегда.
Я вас мигом помирю
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота:
– Мы с тобою не друзья!
Брызги в стороны летят,
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились,
В соль и воду превратились,
Состав и свойства потеряли,
Будто вовсе не бывали.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ
Обоснования к применению.
По мотивам и содержанию общения учащихся:
основной вид деятельности – учебно-познавательный труд;
потребность творческого самовыражения и самореализации;
направленность обучения на достижение личных целей, связанных с продолжением образования;
повышенная тревожность;
потребность в общении со взрослыми.
По уровню развития интеллектуальной сферы:
положительные изменения в развитии важнейших качеств мышления, в том числе абстрактного и логического;
развитие прогностических способностей;
познавательный интерес.
По отношению к предметному содержанию:
необходимость создания целостной системы химических знаний и научного мировоззрения;
приобретение опыта деятельности по применению теоретических знаний для решения практических задач;
развитие химического языка; знаковой деятельности, кодированию и декодированию информации;
развитие умений работать самостоятельно с разными видами информации.
Методические приемы:
задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности;
проблемные вопросы и задания;
прогнозирование свойств веществ на основе состава и строения, и наоборот;
проектирование и моделирование;
использование материала из разных источников информации;
задания с профориентационным содержанием;
проблемный эксперимент и т.д.
Переход на 2-й концентр в обучении химии позволяет организовать изучение нового материала с опорой на знания, приобретенные в 8-9-м классах. Это делает возможным применение таких форм мышления, как аналогия, умозаключение, индуктивный и дедуктивный способы. Например, при изучении свойств карбоновых кислот в курсе органической химии сначала актуализируются знания о свойствах неорганических кислот; затем сравнивается строение соляной и уксусной кислот и выдвигается гипотеза, которая экспериментально проверяется. На этом уроке групповой способ обучения применен в режиме технологии модульного обучения.
На уроках комплексного применения знаний, умений и навыков возможно организовать исследование. Так, урок на тему “Полисахариды” предваряется экскурсиями на производство печатной бумаги Котласского ЦБК (1-я группа), на хлебозавод (2-я группа), в аптеку (3-я группа), в отдел экологии ЦБК (4-я группа). Каждая группа готовит отчет о применении полисахаридов (целлюлозы и крахмала). На уроке групповая работа продолжается: сравниваются их строение и свойства, при этом используется дополнительный материал по биологии и экологии, проводится эксперимент. В результате подтверждается одно из положений теории A.M. Бутлерова о зависимости свойств веществ от строения, применения от свойств. На этом уроке групповая работа организуется с применением приемов технологии проектного обучения.
СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ
Путеводитель № 1. Проверьте свои знания о кислотах.
Какие вещества называются кислотами? Приведите примеры кислот.
Важнейшими химическими свойствами кислот являются:
а) взаимодействие с неметаллами, водой,
сложными веществами
б) взаимодействие с металлами, основными
оксидами, основаниями, солями.
в) реакции с веществами, проявляющими
металлические и амфотерные свойства
г) реакции со спиртами, металлами и солями.
Растворы кислот окрашиваются лакмусом, метилоранжем и фенолфталеином в следующие цвета:
а) красный, розовый, синий
б) синий, розовый, бесцветный
в) розовый, красный, малиновый
г) красный, розовый, бесцветный.
Общие свойства кислот обусловлены:
а) гидроксид-анионами
б) анионами кислотного остатка
в) катионами металла
г) катионами водорода.
Путеводитель № 2. Исследование свойств карбоновых кислот в сравнении с неорганическими.
Сравните состав и строение уксусной и соляной кислот. Особое внимание обратите на распределение электронной плотности в молекулах.
В чем, по-вашему, сходство в строении и составе этих кислот?
Зная, что свойства веществ определяются их составом и строением, выскажите гипотезу о свойствах, которые будет проявлять уксусная кислота на основании знаний об общих свойствах кислот и строении молекул уксусной кислоты.
Для проверки правильности гипотезы произведите экспериментально сравнение свойств соляной и уксусной кислот (работа в парах и группах).
- Группа – по отношению к индикаторам
- Группа – взаимодействие со щелочами (NaOH+ф-ф+кислота)
- Группа – отношение к основным оксидам (ВаО)
- Группа – взаимодействие с солями слабых кислот
- Группа – реакция с металлами (до Н).
При выполнении опытов помните о правилах безопасного обращения с кислотами. Запишите в тетрадь уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (таблицу сравнения). Познакомьте с результатами опыта одноклассников, запишите уравнения в таблицу на доске.
Выслушайте ответы представителей других групп, внесите в таблицу результаты их опытов.
После выступления всех групп подумайте над выводом о свойствах уксусной кислоты. Сопоставьте вывод с гипотезой. Подтвердилось ли ваше предположение? Чем обусловлены свойства? Подведите итог исследованию (установление причинно-следственных связей между свойствами и строением.)
Путеводитель № 3. Изучение специфических свойств карбоновых кислот. Лабораторная работа.
Опыт 1. Растворимость карбоновых кислот в воде.
Даны кислоты: муравьиная (1), уксусная (2), пальмитиновая (3), стеариновая(4). Прилейте в каждую из пробирок одинаковый объем воды, встряхните и сравните растворимость кислот в воде.
В чем причина различной растворимости кислот?
Опыт 2. Отношение кислот к окислителям и бромной (йодной) воде.
Работа в парах и группах.
1-я пара: отношение уксусной и олеиновой кислот к р-ру КМпО
2-я пара: то же по отношению к йодной воде.
Объясните результаты опытов, напишите уравнения реакций. Поработайте с текстом учебника (п. 20), дополните конспект. Подведите итог: с чем связано проявление кислотами специфических свойств.
Путеводитель № 4. Применение знаний о свойствах кислот.
Прочитайте в параграфе часть “Отдельные представители карбоновых кислот”. Заполните таблицу: названия кислот - применение.
Выполните задания: № 2,6,8,13,16 после п. 20.