Использование образовательного потенциала группового способа обучения на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.

Принципы ГСО:

Класс разбивается на несколько небольших групп (по З–7 чел), в основе деления лежат 2 признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений учащихся.

Каждая группа получает свое задание (путеводитель). Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными.

Внутри группы между участниками распределяются роли: консультант, генератор идей, слушатель и т.п.

Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками, результат представляется всему классу.

Алгоритм ГСО на уроке:

Подготовка к выполнению задания (раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата)

Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы)

Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия).

Части урока соотносятся между собой 1:6:2

Правила конструирования заданий для групп:

количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе;
в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий;
в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяется в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной активности учащихся.

Подготовка к применению ГСО на уроках:

диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности (см. приложение 1);
обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного и продуктивного уровня;
обучение приемам работы с текстом;
обучение распределению обязанностей в парах и группах и сотрудничеству в работе.

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ

Обоснование к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:

общение – основной вид деятельности для данного возраста;
подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;
“Я–концепция”;
усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных.

По развитию интеллектуальной сферы:

недостаточное развитие логического мышления;
преобладание невербального интеллекта над вербальным;
слабое владение приемами рациональной переработки информации.

По отношению к предметному содержанию:

необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;
освоение химического языка;
необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.

Методические приемы:

проблемные ситуации;
познавательные задачи;
моделирование и алгоритмирование;
свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты;
использование занимательного материала;
лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д.

Формы проверки достижения результатов:

контроль учителя;
контроль товарищей по группе;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
как следствие – адекватная самооценка.

Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности.

Проект урока

Тема урока: Классы неорганических соединений (урок – упражнение).

Характеристика темы. Данный урок является 8-м уроком в теме “Соединение химических элементов” в курсе химии 8-го класса по программе О.С. Габриеляна.

Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект: создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей.

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.

Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами.

Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся:

Репродуктивный уровень:

знать определение оксидов, кислот, оснований, солей;
уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;
различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.

Конструктивный уровень:

понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.

Творческий уровень:

уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”

Путеводитель №1 (время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.

  1. Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
  2. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
  3. Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:

– определение класса;
– примеры соединений.

Запишите примеры с карточек в тетрадь.

  1. Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.
  2. Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.
  3. Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.

Путеводитель № 2 (см. блок информации № 1)

Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.

Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп.

1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется?
2-я группа. Где применяется едкий натр?
3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”.
4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?
5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем.
6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли). Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?

Путеводитель № 3.

Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.

Путеводитель № 4.

Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.

1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.

Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.

Путеводитель № 5.

Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.

Блок информации № 1.

История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.

Автор – Юрецкая Т.Г.

Тихо в школе. Все ушли.
Классы в сон погружены.
Но не спится реактивам:
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее
И для химии важнее,
У кого сложней состав.
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее,
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались,
Без одежды бы остались.
Прекратите спор со мной,
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу,
В пепел всех я обращу.
Ясно всем, как дважды два,
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались,
Спорщиков унять пытались.
Подскочил фенолфталеиновый,
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал
И двухцветным тотчас стал:
В желтый бок один сменился,
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода
– Я нейтральная всегда.
Я вас мигом помирю
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота:
– Мы с тобою не друзья!
Брызги в стороны летят,
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились,
В соль и воду превратились,
Состав и свойства потеряли,
Будто вовсе не бывали.

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ

Обоснования к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:

основной вид деятельности – учебно-познавательный труд;
потребность творческого самовыражения и самореализации;
направленность обучения на достижение личных целей, связанных с продолжением образования;
повышенная тревожность;
потребность в общении со взрослыми.

По уровню развития интеллектуальной сферы:

положительные изменения в развитии важнейших качеств мышления, в том числе абстрактного и логического;
развитие прогностических способностей;
познавательный интерес.

По отношению к предметному содержанию:

необходимость создания целостной системы химических знаний и научного мировоззрения;
приобретение опыта деятельности по применению теоретических знаний для решения практических задач;
развитие химического языка; знаковой деятельности, кодированию и декодированию информации;
развитие умений работать самостоятельно с разными видами информации.

Методические приемы:

задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности;
проблемные вопросы и задания;
прогнозирование свойств веществ на основе состава и строения, и наоборот;
проектирование и моделирование;
использование материала из разных источников информации;
задания с профориентационным содержанием;
проблемный эксперимент и т.д.

Переход на 2-й концентр в обучении химии позволяет организовать изучение нового материала с опорой на знания, приобретенные в 8-9-м классах. Это делает возможным применение таких форм мышления, как аналогия, умозаключение, индуктивный и дедуктивный способы. Например, при изучении свойств карбоновых кислот в курсе органической химии сначала актуализируются знания о свойствах неорганических кислот; затем сравнивается строение соляной и уксусной кислот и выдвигается гипотеза, которая экспериментально проверяется. На этом уроке групповой способ обучения применен в режиме технологии модульного обучения.

На уроках комплексного применения знаний, умений и навыков возможно организовать исследование. Так, урок на тему “Полисахариды” предваряется экскурсиями на производство печатной бумаги Котласского ЦБК (1-я группа), на хлебозавод (2-я группа), в аптеку (3-я группа), в отдел экологии ЦБК (4-я группа). Каждая группа готовит отчет о применении полисахаридов (целлюлозы и крахмала). На уроке групповая работа продолжается: сравниваются их строение и свойства, при этом используется дополнительный материал по биологии и экологии, проводится эксперимент. В результате подтверждается одно из положений теории A.M. Бутлерова о зависимости свойств веществ от строения, применения от свойств. На этом уроке групповая работа организуется с применением приемов технологии проектного обучения.

СВОЙСТВА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

Путеводитель № 1. Проверьте свои знания о кислотах.

Какие вещества называются кислотами? Приведите примеры кислот.

Важнейшими химическими свойствами кислот являются:

а) взаимодействие с неметаллами, водой, сложными веществами
б) взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями.
в) реакции с веществами, проявляющими металлические и амфотерные свойства
г) реакции со спиртами, металлами и солями.

Растворы кислот окрашиваются лакмусом, метилоранжем и фенолфталеином в следующие цвета:

а) красный, розовый, синий
б) синий, розовый, бесцветный
в) розовый, красный, малиновый
г) красный, розовый, бесцветный.

Общие свойства кислот обусловлены:

а) гидроксид-анионами
б) анионами кислотного остатка
в) катионами металла
г) катионами водорода.

Путеводитель № 2. Исследование свойств карбоновых кислот в сравнении с неорганическими.

Сравните состав и строение уксусной и соляной кислот. Особое внимание обратите на распределение электронной плотности в молекулах.

В чем, по-вашему, сходство в строении и составе этих кислот?

Зная, что свойства веществ определяются их составом и строением, выскажите гипотезу о свойствах, которые будет проявлять уксусная кислота на основании знаний об общих свойствах кислот и строении молекул уксусной кислоты.

Для проверки правильности гипотезы произведите экспериментально сравнение свойств соляной и уксусной кислот (работа в парах и группах).

  1. Группа – по отношению к индикаторам
  2. Группа – взаимодействие со щелочами (NaOH+ф-ф+кислота)
  3. Группа – отношение к основным оксидам (ВаО)
  4. Группа – взаимодействие с солями слабых кислот
  5. Группа – реакция с металлами (до Н).

При выполнении опытов помните о правилах безопасного обращения с кислотами. Запишите в тетрадь уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде (таблицу сравнения). Познакомьте с результатами опыта одноклассников, запишите уравнения в таблицу на доске.

Выслушайте ответы представителей других групп, внесите в таблицу результаты их опытов.

После выступления всех групп подумайте над выводом о свойствах уксусной кислоты. Сопоставьте вывод с гипотезой. Подтвердилось ли ваше предположение? Чем обусловлены свойства? Подведите итог исследованию (установление причинно-следственных связей между свойствами и строением.)

Путеводитель № 3. Изучение специфических свойств карбоновых кислот. Лабораторная работа.

Опыт 1. Растворимость карбоновых кислот в воде.

Даны кислоты: муравьиная (1), уксусная (2), пальмитиновая (3), стеариновая(4). Прилейте в каждую из пробирок одинаковый объем воды, встряхните и сравните растворимость кислот в воде.

В чем причина различной растворимости кислот?

Опыт 2. Отношение кислот к окислителям и бромной (йодной) воде.

Работа в парах и группах.

1-я пара: отношение уксусной и олеиновой кислот к р-ру КМпО
2-я пара: то же по отношению к йодной воде.

Объясните результаты опытов, напишите уравнения реакций. Поработайте с текстом учебника (п. 20), дополните конспект. Подведите итог: с чем связано проявление кислотами специфических свойств.

Путеводитель № 4. Применение знаний о свойствах кислот.

Прочитайте в параграфе часть “Отдельные представители карбоновых кислот”. Заполните таблицу: названия кислот - применение.

Выполните задания: № 2,6,8,13,16 после п. 20.