Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата. Александр Матвеевич Моисеев, к.п.н., приводит примеры положительных результатов управления школой [1].
Элементы внутришкольного управления |
Примеры результатов управления по выделенным элементам |
Управление функционированием школы |
Созданы условия для результативного функционирования школы: -сформулированы и согласованы базовые ценности совместной деятельности; -новые ценности жизнедеятельности школы не противоречат сложившейся организационной культуре, традициям, нормам и правилам поведения; -сформулированы общие цели работы школы; -общие цели работы школы согласованы с групповыми и индивидуальными целями отдельных работников; -общие цели работы приняты всеми участниками работы; -участники работы знают предъявляемые к ним требования и настроены на их выполнение; -актуализированы мотивы достижения наилучших возможных результатов деятельности; -созданы необходимые структурные подразделения и необходимые для успешной реализации текущих целей формальные и неформальные связи; -созданы условия для наилучшего использования всех имеющихся видов ресурсов для обеспечения заданного уровня результатов. |
Управление развитием школы |
Созданы условия результативного развития школы: -развитие школы осмыслено как значимая общая ценность и как необходимость; -участниками работы осознаны потребности и возможности развития; -сформулированы и согласованы базовые ценности работы по развитию; -ценности развития органично входят в сложившуюся организационную культуру школы; -сформулированы общие направления и цели развития школы; -цели развития и критерии их достижения известны участникам работы и принимаются ими; -общие цели развития согласованы с частными и групповыми целями; -найдены источники инновационных идей и возможностей внутри школы и за ее пределами; -участники совместной работы мотивированы на проведение нововведения; -участники совместной работы владеют знаниями и умениями, необходимыми для осуществления инноваций; -все ресурсы, потребные для осуществления новшеств, находятся в состоянии “боевой готовности”; -созданы необходимые для осуществления нововведений подразделения, установлены необходимые формальные и неформальные, внутришкольные и внешние связи. |
Ключевым методом определения качества внутришкольного управления является проблемно-ориентированный анализ. В его основе лежит сопоставление существующего положения вещей с актуальными и потенциальными требованиями к управлению школой. Ключевым понятием этого метода является “проблема”, под которой понимаются достаточно существенные и значимые рассогласования, несовпадение между необходимым (должным, желаемым, требуемым) и реальным уровнем результатов управления.
Проблемно-ориентированный анализ результатов работы школы за 1996–2000 гг. показал: разрабатывая и утверждая программу развития школы в 1996 году, мы определили объектом исследования внутреннюю среду школы, а предметом исследования – школьную культуру в контексте педагогического взаимодействия. При этом главной концептуальной идеей стала идея “Школу можно привести через сложившуюся систему в новое качество, которое позволит ей, изучив познавательные интересы и способности ребенка, стать многопрофильной”.
За сравнительно короткое время перевести школу из режима функционирования в режим развития помогли современные управленческие технологии, в частности технология управления развитием школы через систему педагогических советов.
Управление с помощью педсоветов разработано в трудах Ю.А. Коноржевского, П.И. Третьякова. Полностью эта технология представлена Г.К. Селевко как “Технология управления развитием школы через систему педагогических советов” [2]. Педсовет выступает как инновационная форма деятельности (системная инновация). Эта технология позволяет вовлекать всех в деятельность, объединяет усилия педагогов для реализации цели. Основные принципы: гуманизм, коллегиальность. Формулировка тем педсоветов должна содержать проблему, которая практически значима, решаема, реально достижима. Алгоритм работы по технологии следующий:
1. Определить уровень развития школьного коллектива.
2. Используя матрицу, выбрать направления, составить перспективное планирование педсоветов в своей школе.
3. Темы педсоветов подобрать комплексные.
4. Спрогнозировать возможные процессы после педсовета; выполнить соответственно коррекцию тематики перспективных педсоветов.
5. Предложить для обсуждения и утверждения составленную программу.
6. Своевременно контролировать выполнение решений педсоветов и проводить коррекцию.
Для реализации технологии можно воспользоваться и другой литературой, которая есть по управлению: “Педсовет: идеи, методики и формы” Центр педагогической поддержки, Москва; “Качество управления школой, каким оно должно быть” А.М. Моисеев и др.
В 1999–2000 учебном году уровень развития коллектива нашей школы был определен как допустимый, исходя из 9 направлений матрицы.
Субъекты и объекты образов. процесса |
Критический 1 |
Низкий 2 |
Допустимый 3 |
Оптимальный 4 5 |
|
Ученик |
Педагогические |
Права ребенка |
Здоровье |
Личностно-ориентированное адаптативное обучение |
Ученик |
Воспитательный процесс |
Цели и содержание воспитания в ОУ |
Воспитание в процессе обучения |
Социализация учащихся в условиях школы |
Воспитательная система школы |
|
Работа с классом |
Система работы с детьми |
Работа с детьми с отклоняющимся поведением |
Новые воспитательные технологии |
Детское самоуправление |
Работа с классом |
Процесс обучения |
Требования к современному уроку |
Нетрадиционные формы урока |
Урок в системе развивающегося обучения |
Неурочные формы работы |
Процесс обучения |
Результат обучения |
Содержание образовательных стандартов (программ) |
Формы и методы контроля ЗУН |
Работа над качеством знаний |
Формирование ОУУН |
Результат обучения |
Технологии в процессе обучения |
Общедидактические принципы (дифференциация, индивидуализация) |
Технологии на основе реконструкции учебного материала |
Технологии на коммуникативной основе |
Технологии на основе современного управления |
Технологии в процессе обучения |
Управление развитием школы |
Анализ деятельности |
Концепция и программное развитие школы |
Переход школы в режим развития |
Оптимизация УВП |
Управление развитием школы |
Работа с педкадрами |
Пед. сотрудничество в перспективе |
Учение без принуждения |
Личность учителя |
Авторские методики |
Работа с педкадрами |
Работа с родителями |
Семейное воспитание и обучение |
Соц. защита, реабилитация ребенка |
Система работы с родителями |
Содружество школы, семьи, общественности |
Работа с родителями |
Ближе к оптимальному уровню оказалась работа с педкадрами, допустимый уровень – внеурочные формы работы, межпредметные связи. Определив уровень развития коллектива, западающие направления, мы обозначили проблемы, решив которые школа могла перейти на оптимальный уровень развития коллектива:
- Развитие субъект-субъектных отношений через личностно-ориентированное адаптивное обучение, социализацию ребенка.
- Построение воспитательного процесса через социализацию учащихся в условиях школы, создавать воспитательную систему.
- Организация работы с классом через детское самоуправление, целевые программы воспитания.
- Развитие процесса обучения через внеурочные формы работы, межпредметные связи.
- Совершенствование результатов обучения через формирование общеучебных умений и навыков, диагностику и мониторинг обучения.
- Использование технологии в процессе обучения на основе совершенствования управления, развивающего обучения.
- Планирование управления развитием школы через оптимизацию учебно-воспитательного процесса на основе демократизации школьной жизни.
- Построение работы с педагогами на основе авторских методик, педагогического мастерства творческих учителей.
- Организация работы с родителями в сотрудничестве школы, семьи и общественности, влиять на формирование внешнего социума.
При формировании системы управления мы использовали матрицу цепочной деятельности по основным параметрам повышения качества.
Параметры |
Качество преподавания |
Рациональная организация учебного труда |
Работа с педкадрами |
Система работы с родителями |
Учебно-методическая база, материальные и сан-гигиенические условия |
Система ВШУ |
Качество ЗУН |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень воспитанности |
Качество воспитательной работы 1 |
|
2 |
3 |
|
4 |
Готовность к труду |
1 |
|
2 |
3 |
Работа с внешкольными учреждениями 4 |
5 |
Готовность к продолжению образования |
Качество ЗУН 1 2 |
3 |
5 |
Учебно-методическая база 4 |
6 |
|
Сохранение здоровья детей |
Физкультура и мед. Обслуживание 4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Выполнение общего образования |
1 | Создание условий для удовлетворения прав личности на получение образования с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся |
2 |
На качество ЗУН влияет, прежде всего, качество преподавания.
Итак, мы вышли на 6 тем педсоветов.
2000-2001 учебный год
НОЯБРЬ Обсуждение и принятие КЦП (проектов) по педагогической проблеме “Повышение качества образования через создание условий для развития познавательных интересов и способностей учащихся”.
Комплексно-целевые программы: “Управление школой”, “Школа – вуз”, “Освоение и внедрение новых педагогических технологий”, “Качество”, “Начальная школа – детский сад”, “Творчество и культура”, “Здоровье”. (Каждая комплексно-целевая программа (проект) имеет выход на педсовет).
ЯНВАРЬ Нравственно-правовой аспект оценки результатов эксперимента “Профильная школа” по развитию ориентации на здоровый образ жизни (способности самовыражения, самоуважения).
МАЙ Внедрение новых технологий – одно из условий совершенствования учебного процесса и обеспечения развития учащихся.
2001-2002 учебный год
НОЯБРЬ Научно-практическая конференция совместно с преподавателями вузов города “Школа как социально-педагогический комплекс”.
ЯНВАРЬ Самоуправление школой как условие развития познавательных интересов и способностей учащихся.
МАЙ Итоги реализации КЦП по проблеме “Повышение качества образования через создание условий для развития познавательных интересов и способностей учащихся”.
Уровень выполнения решений педсоветов 2000–2001 учебного года был определен как “оптимальный”, 2001–2002 гг. – “допустимый”. Между педсоветами работал координационный совет. Заседания проходили один раз в месяц.
2000-2001 учебный год
СЕНТЯБРЬ Переход на проектно-матричную структуру управления: проблемы, задачи.
ОКТЯБРЬ Преемственность в обучении между дошкольным образовательным учреждением, начальной и средней школой.
НОЯБРЬ Работа по проблеме областной комиссии Департамента образования области.
ДЕКАБРЬ Использование компьютерных технологий в учебном процессе.
ЯНВАРЬ Организация исследовательской работы учителей, учащихся через научные лаборатории.
ФЕВРАЛЬ Качество учебно-воспитательной работы в выпускных классах (3,4,9,11 кл.)
МАЙ Организация повторения в выпускных классах, выполнение требований образовательных программ.
2001–2002 учебный год
СЕНТЯБРЬ Организация работы по обобщающему и внедренческому этапу эксперимента “Профильная школа”.
ОКТЯБРЬ Организация учебно-воспитательной работы в профильных классах.
НОЯБРЬ Развитие познавательной, творческой активности учащихся на уроках во внеурочное время.
ЯНВАРЬ Качество преподавания гуманитарных дисциплин, проблемы преподавания общественных наук.
ФЕВРАЛЬ Качество работы учителей начальных классов по развитию познавательных интересов и способностей учащихся через эмоционально-образную педагогику.
МАРТ Качество преподавания математики, физики.
АПРЕЛЬ Система научно-исследовательской работы учащихся в школе; формы выпускных экзаменов в 9, 11-м классах.
2001–2002 учебный год был завершающим по программе “Профильная школа”, поэтому оценивали, прежде всего, качество преподавания предметов.
В настоящее время школа многопрофильная, участвует в российском эксперименте по обновлению содержания образования, является опорной в городе по методической теме “Личностно-ориентированное образование на основе дифференциации и индивидуализации”.
Литература:
1. Александр Матвеевич Моисеев. Ж-л “Директор школы” №4/2001.
2. Г.К. Селевко. Ж-л “Школьные технологии” №3/1998 (2 часть).