Деловая игра “Строим дом”.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки умножения многозначного числа на однозначное; умение выполнять действия с величинами, решать задачи в косвенной форме.
- Развивать умение работать в группе, речь учащихся; умение оценивать свою деятельность.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование:
- Карточки – задания ( индивидуальные и групповые)
- Табло учета для каждой группы
- Условные знаки для самооценки
- Модель дома
- Магнитофон
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой на деятельность.
Учитель. Математика-царица всех наук. В переводе с древнегреческого математика-это “ учиться приобретать знания”. И действительно:
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не может подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вот для этого нужна математика!
На сегодняшнем уроке математика поможет нам
выстроить дом. А те знания и умения, которые вы
приобрели ранее, помогут вам в этом.
Это и умение умножать многозначное число на
однозначное, умение решать задачи в косвенной
форме, умение работать с именованными числами.
А также вам предстоит научиться работать в
группе, поработать над математической речью,
научиться самоанализу и самооценке.
Для постройки дома нам нужно будет разделиться
на бригады. Каждая бригада должна выбрать
бригадира – того, кто будет следить за работой
каждого члена бригады. Кроме этого в конце урока
каждый член бригады оценит свою работу, какой
вклад сделал именно он в строительство дома.
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
У. Прежде чем приступить к строительству,
вспомним основные математические понятия.
Назовите компоненты действий сложения,
вычитания, умножения и деления.
Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое,
вычитаемое, делимое, множитель, делитель?
Подготовка площадки.
У. Прежде чем строить дом, необходимо расчистить площадку, убрать камни.
В это время трое учащихся готовятся к закладке фундамента, выполняя работу по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Решите уравнение: x - 34 = 125 * 10 |
КАРТОЧКА 2
Решите уравнение: X + 320 = 80 * 7 |
КАРТОЧКА 3
Решите уравнение: 5 * Х = 9 * 5 |
У. Камни с площадки мы сможем убрать, если устно найдём значение выражений.
На доске под изображениями камней скрыты математические выражения, которые учащимся предлагается прочесть математическим языком и найти их значения.
200 – 80 : 2 + 6 (300 – 90) : 3 + 7 600 – 120 : (4 + 2) |
У. Остался ещё один огромный
камень. Чтобы его убрать, нужно найти сумму
значений выражений, используя математические
свойства.
Внимательно посмотрите на представленные
выражения и решите, посовещавшись в группе, какие
математические свойства нужны для решения
данных выражений?
46 + 54 + 86 + 14 63 + 100 + 37 2 * 329 * 5 |
А для чего нужно знание этих свойств?
Закладка фундамента.
У. Пока мы убирали площадку для дома, каменщики готовились к закладке фундамента. Им пришлось потрудиться над решением уравнений.
Участники объясняют решение.
У. Ошибок нет! Молодцы! Фундамент заложен!
III. Работа в группах
Подготовка кирпичей для строительства дома.
На листочках-кирпичиках записаны примеры на умножение многозначного числа на однозначное. Каждый член бригады решает пример. Значение каждого выражения соответствует какой-либо из букв, составляющей математический термин. Затем каждая бригада составляет слово, пользуясь шифром, который находится у бригадира.
Проверка слов.
У. Каких правил вы придерживались, когда умножали многозначное число на однозначное?
IV. Физкультминутка.
У. Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Каждый ученик выходит к доске со своим “кирпичиком” и вместе с учителем выкладывают стену.
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.
V. Работа в группе (продолжение).
Постановка оконных рам.
У. У каждой бригады своя задача.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ:
- Ширина оконной рамы 1м 10см, высота 2м 20 см. на сколько сантиметров высота оконной рамы больше, чем ширина?
- Высота оконной рамы 2м20см, это в два раза больше, чем ширина. Чему равна ширина оконной рамы?
- Ширина оконной рамы 1м10см, это в два раза меньше, чем ее высота. Чему равна высота оконной рамы?
Вначале вслух зачитывается условие задачи, проходит групповое обсуждение типа задачи, выбор схемы решения, оформляется запись в тетради
У. Зная длину и ширину оконной рамы, можно узнать, какой длины нужна рейка, чтобы сделать раму? Обсудите в группе. Что вы будете находить. Запишите в тетрадь.
Р = (а + в) х 2 = (110 + 220) х 2 = 660 см = 6м 60см.
Строительство крыши
У. А теперь нужна крыша. Мы - кровельщики. Для того, чтобы покрыть крышу, необходимо сосчитать, сколько листов шифера нам потребуется, если известно, что S крыши 60 м2, а S одного листа – 2 м2.
VI. Индивидуальная работа.
У. Наконец дом построен! Молодцы!
У. А сейчас нам нужно его обставить, закупить мебель.
Каждый ученик получает карточку с заданием. Чем больше примеров решит, тем больше “денежек” заработает, тем выше будет оценка за урок (денежная единица -1 ум).
- от 8-10 ум - “5”
- от 6-8 ум - “4”
- до 6 ум - “3”
VII. Подведение итогов, оценивание.
Бригадиры оценивают труд каждого члена бригады на листах учёта
ТАБЛО УЧЕТА
Фамилия, имя |
Устный счет |
Закладка фундамента |
Подготовка кирпича | Постановка оконных рам |
Строительство крыши |
Оценка |
1. | ||||||
2. |
Далее учащиеся индивидуально оценивают свою работу на уроке, используя условные значки:
круг - 5
квадрат - 4
треугольник - 3
У. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Что было трудно?
VIII. Домашнее задание - по уровням
“3” - № 469
“4” - № 468, № 469
- “5” - № 467 , № 468 , № 469