"Образование должно помогать людям становиться помощниками самих себя".
И.Г. Песталоцци.
Мы все мечтаем о хорошей школе. Как сделать, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребенка? Воспитательная работа должна быть направлена на формирование способов самообразования, на овладение способами деятельности, на формирование своего личного опыта. Для этого нужно создавать эмоционально-комфортную обстановку (одобрение конкретных достижений ученика). Формирование системы личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированный подход предполагает целостный взгляд на ребенка как на личность - гармонию тела, души и духа. Ориентация на потребности, личный опыт, уровень актуального развития обучаемого, построение личной траектории развития. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие каждого. С этой целью должно произойти перераспределение воспитательных функций. Для решения больших задач должен быть освобожденный классный руководитель. Он может назначаться приказом директора школы, а лучше бы классный руководитель являлся организатором студии, секции, кружка, клуба. Хотелось бы внести свои предложения в критерии оценки работы воспитателя, где основными документами к оплате должны быть педагогический дневник и психолого-педагогические карты на каждого ребенка. Психолого-педагогическая карта ребенка.
В нашей школе есть опыт ведения карточек - характеристик на каждого ребенка, это сразу заинтересовало всех родителей к развитию интересов ребенка. Они стали активно принимать участие в работе школы, в работе попечительского совета. Психолого-педагогическая карта заводится с 1 класса на каждого ребенка и передается из школы в школу вместе с личным делом. Карта заполняется на начало учебного года, на конец первого и второго полугодия, чтобы проследить динамику изменений и своевременно внести корректировку. В ней отражены:
I. Общая характеристика ребенка (заполняется воспитателем вместе с родителями). • Ф.И.О. год рождения, адрес, число членов семьи, какие увлечения, друзья, кто больше оказывать влияние на ребенка, хронические заболевания.
II. Физическое и психологическое здоровье ребенка (заполняется совместно воспитателем, психологом, медицинской сестрой, учителями - предметниками).
• Физическая приготовленность ребенка.
• Хронические заболевания.
• Количество пропущенных уроков по болезни
(ежемесячно).
• Коррекционная работа по улучшению
состояния здоровья.
• Уровень личностной тревожности.
• Общее психофизическое состояние.
III. Содержание образования
• Уровень выполнения компонента
(федерального, регионального и школьного).
• Запросы родителей.
• Запросы ребенка.
• Гибкость учебных планов, ориентированных
на ученика, по индивидуальному плану с
привлечением дополнительных специалистов (в
этом пункте выстраивается программа совместно с
родителями по повышению обученности и развития
ребенка помесячно).
IV. Качество обучения и воспитания
Обученность проверяем на начало учебного года, конец I и II полугодий и вывод на конец учебного года, через контрольные работы, тесты).
• Уровень сформированности обязательности
результатов обучения.
• Качество знаний, успеваемости (по годам,
четвертям).
• Уровень сформированности способов
мыследеятельности.
• Готовность к продолжению образования,
устройству выпускников.
Обучаемость.
• Уровень и динамика развития психических
функций: память, воображение, восприятие,
мышление, речь.
• Сформированность общеучебных умений и
навыков.
• Готовность к творчеству.
Воспитанность.
• Нравственные задания.
• Нравственые убеждения.
• Нравственные поступки.
Воспитуемость.
• Способность к самовоспитанию.
• Общественная инициатива, участие (где,
когда).
• Способность к рефлексии своей
деятельности.
• Поощрения (время, место и за что).
Работа с родителями
По окончании одной из ступеней образования, должен делаться анализ и даваться рекомендации при переходе на другую ступень образования с обязательным согласованием родителей. При составлении психолого-педагогической характеристики на ребёнка большая роль отводится родителям, они должны быть ознакомлены и вносить свои коррективы в составление планов. Школа не может ребёнку заменить семью, родные люди для него значимее и важнее, и перед школой стоит задача действительно неимоверной трудности: помочь родителям; научить их практической педагогике. Родители должны помогать своим детям. В школе, конечно, должны ежемесячно проходить родительские собрания по направлениям:
– психологические – методические – педагогические
Но первое собрание должно быть на составление психолого-педагогической карты ребёнка. Предлагаю классному руководителю, не реже 4-х раз в год (в начале года и на конец четвертей), приглашать по возможности обоих родителей (при этом согласовав время, когда им удобно). Проводить индивидуальную встречу по ребёнку. Для этого сделать выставку: его тетрадей, работ, поделок, рисунков, рефератов, персональную выставку достижений, творческих работ; тетради с пожеланиями учителей-предметников, руководителей кружков, секций. Классный руководитель говорит об успехах ребёнка, о его, пока ещё, трудностях, и совместно с родителями выстраивает план работы на развитие ребёнка, с привлечением помощи со стороны родителей. На последнем родительском собрании проводится праздник по успешному окончанию школы, где дети показывают лучшие свои достижения в учёбе, спорте, делах, готовят праздник «Чему научились за год», а родители готовят каждому ребёнку призы или премии за достигнутые успехи. Для этого классный руководитель и родительский комитет совместно с попечителями подводят итоги работы по психолого-педагогическим картам ребёнка, где отмечаются даже самые небольшие успехи каждого ребёнка. В этом я вижу классное руководство, как реализацию педагогического сотрудничества. Школа и родители, как союзники, совместно решают задачи, но приоритет принадлежит родителям. Классный руководитель показывает результаты своих исследований, и родители, зная проблемы, желания и интересы, через попечительские советы внедряют в школу разумные инициативы.