Мы собрались здесь для Сократовской беседы. Напоминаю вам, что главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад собирал великий мыслитель Сократ своих учеников, чтобы вместе обсудить различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому, что эти мысли с большой буквы – честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.
Вы помните правила Сократовской беседы? (Лучше правило записать на доске, когда их будут называть).
- Не могу молчать.
- Уважай ближнего своего.
- Платон мне друг, но истина дороже.
- Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой – разговориться, активизировать мысли.
Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьёзно. (Отвечать на разминке должен каждый (рондо).
Вопросы:
- Какое у вас сейчас настроение?
- Какое настроение у вас бывает чаще?
- С какими людьми предпочитаете иметь дело?
- Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?
Спасибо!
Теперь вы вспомнили, как мы будем беседовать. Разобраться же нам надо в сложных понятиях.
Став учеником одиннадцатого класса, человек постепенно входит в самостоятельную жизнь. И всё, что нужно в самостоятельной жизни, нужно и учащемуся одиннадцатого класса. Пришёл тот момент, когда не школа, не учителя и даже не всегда родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.
Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:
- Как хотели бы вы построить свою дальнейшую жизнь?
У вас в руках ответы, посмотрите, может что-нибудь добавите.
(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ.)
Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас ещё раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (прочитать).
Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.
Объясните, что вы вкладываете в определение “яркая, красивая жизнь”. (Рондо.)
(Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске.)
Это может выглядеть так:
Настоящая жизнь
Трудовая деятельность, приносящая моральное и материальное удовлетворение |
Друзья, любовь, семья |
Полноценный отдых |
Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы.
Сегодня обсудим “1-й комплект”, большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.
УЧ. Дарвина есть слова: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет”.
- Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести “за” и “против”? (Рондо.)
- Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы? (Рондо.)
- Чем вы руководствуетесь в своём выборе? (Рондо.)
(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Например: способности и интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции.)
Но выбор, в конечном счёте, делать вам самим.
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить.)
Например:
Талант (как высшая степень развития способностей.)
“Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу “.
Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу – понять себя, свои склонности, интересы, остаться всегда верным себе, своим идеалам, целям. Следовательно, ещё одно необходимое качество – целеустремлённость.
Целеустремлённость.
“Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть” (А. С. Макаренко.)
“Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, для минуты, жертвуя низшие цели высшим” (Л. Н. Толстой.)
- Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?
Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, не обойтись без трудолюбия.
Трудолюбие.
“Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал” (Ф. И. Шаляпин)
Юность – это пора мечтаний, пора иллюзий, очень хорошо, если это останется с вами.
Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.
- Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам? (Рондо)
Мы разделились на группы оптимистов и пессимистов. Проведём деловую игру, которая так и называется “Оптимист и пессимист”. Нам надо выбрать судью – объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.
Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: человек ”бредит” Японией, ему интересно всё, связанные с этой страной, и он мечтает после школы поступить в МГИМО на факультет востоковедения.
Но время сейчас трудное, для поступления в престижный вуз нужны спонсоры, да и цены высокие, для семьи непосильная нагрузка отправить своего студента в Москву. И юноша или девушка вынуждены оставить свою мечту и поступить в один из филиалов Тюменских ВУЗов города Муравленко.
Задание: оптимисты должны найти положительные моменты этого, пессимисты – отрицательные.
Победят те, кто покажется судье более убедительным.
Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты. Хочу прочитать слова Д. С. Лихачёва из его книги “Раздумья”: “Нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник…? Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживёшь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой”.
- Мы вновь вышли на личностные качества. Какие ещё качества вы знаете? (Рондо.)
Спасибо.
Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой “Сын”.
Ты, сын мой, должен помнить: оттого
Ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской – во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут к ней…
Запомни три из них, по крайней мере:
Во-первых – зависть. Ты её убей
В зародыше. И научись по праву
Безревностно ценить других людей,
Чтить их удачу, их успех и славу.
Второе – злость. Беги от чувства злого.
Сей доброту. Живи, других любя,
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коли простил себя.
В порыве злом, в решении крутом
Сдержись. И гнева своего не выдай.
Не нанеси нечаянной обиды,
Чтоб не пришлось раскаяться потом.
И третье – корень наших многих бед –
Убийца всех достоинств в человеке –
Безделье. И позорнее вовеки
Порока в людях не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл… И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.
Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но мы надеемся, что Сократовская беседа для вас на этом не закончится. Она продолжится в душе каждого из вас. Каждый поставит перед собой личные вопросы найдет на них ответы.
Твой нравственный выбор
Добрый день, друзья! Мне очень приятно видеть всех вас. Древнегреческий философ Сократ считал: “Главное – пробудить в молодом человеке желание думать”. Много столетий спустя ему вторит великий Леонардо да Винчи: “Кто мало думает, тот много ошибается”.
Юности безоблачное небо,
Золотая звонкая заря.
Наступленье дня,
В котором не был
И в который входишь ты не зря.
Входишь ты – безудержный и щедрый –
Открывать, бороться и любить.
И души сияющие недра –
Как источник счастья – отворить.
Сегодня мы собрались для Сократовской беседы. Вспомним ее правила:
- Не могу молчать.
- Уважай ближнего своего.
- Платон мне друг, но истина дороже.
- Заговори, чтоб я тебя увидел.
Любая Сократовская беседа начинается с разминки. Напоминаю, что во время разминки вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно, но отвечать должен каждый! (Рондо.) Сегодня ещё одно условие: нельзя говорить “не знаю”.
Вопросы:
- Какое у вас сейчас настроение?
- Какое настроение у вашего друга?
- О чём вы обычно говорите с друзьями?
- С какими людьми предпочитаете иметь дело?
- Обсуждаете ли со своими друзьями нравственные качества и поступки других людей?
- Какие качества характера вы больше всего цените в людях?
Спасибо.
Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
- Мера окончательной расплаты… Что это такое? (Рондо).
Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов, среди них были такие:
- Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?
- Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?
Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране):
доброта зависть смелость ненависть уверенность в себе гнев уравновешенность злость понимание мстительность уважение к людям презрение сопереживание гордыня сочувствие лицемерие жизнерадостность равнодушие юмор грубость щедрость хамство серьезность самолюбование честность алчность
- Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. (Рондо.)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение? (Рондо.)
Спасибо!
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею,
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Я хочу рассказать вам одну историю.
В провинциальном городе живёт обычная семья. Бабушка, отец, мать, две дочери – Ольга – ей 22 года и Татьяна – ей 15 лет. Ольга выходит замуж за молодого человека из другого города. Мать и отец уезжают на свадьбу. Взять с собой младшую дочь не могут – тяжело больна бабушка, нужно за ней ухаживать. А Татьяне безумно хочется побывать на свадьбе сестры. Но вместо этого она ухаживает за бабушкой.
Приезжает доктор. Прописывает обезболивающие уколы. И Татьяна замечает, что после укола бабушка перестаёт стонать и даже улыбается. Укол заглушил боль.
А может он поможет заглушить и душевную боль? Что если попробовать? Татьяна пробует. Ей действительно становится хорошо, уходит обида на родителей, притупляется боль.
После свадьбы приезжают родители с Ольгой и её мужем. А через три дня умирает бабушка. Невнимательный доктор оставляет в доме неиспользованное лекарство. Татьяна прячет его – на всякий случай.
После похорон старшая сестра начинает в доме уборку и грубо при всех кричит на Татьяну, что та запустила дом в их отсутствие, называет её грязнулей.
Девочке опять тяжело на душе, но у неё есть спасение (как кажется ей) – бабушкино лекарство.
Через месяц Татьяна умирает от передозировки наркотиков. Сестра часто приезжает на её могилу. Через 18 лет она встречает там мужчину и узнаёт, что это бывший одноклассник Татьяны. Он любил Татьяну и помнит её все эти годы. А она ничего не знала и считала, что никому не нужна.
- Что привело к трагедии? (Рондо).
- Можно ли было избежать ее? (Рондо).
“Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей”. (В. Распутин)
Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом.
“Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком”, – говорил Сент-Экзюпери.
И прежде, чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
Разговор, который мы начали, сегодня не заканчивается: он продолжается в душе каждого из вас. Я желаю, чтобы ваши души были открыты истине, добру и красоте. И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.
Спасибо! До встречи в интеллектуальном клубе.