УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
Цели:
- На примере солей аммония дать представление учащимся о наиболее важных соединениях азота;
- Закрепить знания о составе, способах получения солей; выяснить физические и химические свойства, практическое значение солей аммония;
- Экологические проблемы, связанные с применением солей аммония; совершенствовать умения и навыки учащихся при работе с химическим оборудованием и реактивами;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся (организаторские, художественные, литературные, сценические и др.);
- Продолжить развитие интереса к химии.
Оборудование:
- Штатив, пробирки, колбы, химические стаканы, химические ложечки, сосуды (пластмассовые), стеклянные палочки;
- Плакаты “Царство солей аммония”, “Билетная касса”, “Путеводитель”, “Светофор”, шкатулки “Банк интересных мыслей”, “Банк информации для размышления учителю”;
- Инструкции пресс-центру, садоводу, психологу, врачу, инженеру по ТБ, вопросники;
- Реактивы: NH4OH, HCI, H2O, (NH4 )2 , CO3 , NH4CI , NaOH, Cu(OH)2, Zn, CuCl2, NaCl;
- Индикаторы: фенолфталеин, метилоранж.
ХОД УРОКА
Ребята! Сегодня у нас с вами урок необычайный (урок-путешествие). Мы отправимся с вами в “Царство солей аммония”. Путешествие долгое (40 мин.), трудное, но интересное и увлекательное. Все ли к нему готовы? Проверьте ваше снаряжение – у всех ли есть учебники, авторучки, чистые листы бумаги, вопросники? Если да, то в добрый путь!
Перед путешествием на месте сбора (на остановке “Информационной”) ознакомимся с предстоящим маршрутом по “Путеводителю”. (Обращается учителем внимание учащихся на плакат “Путеводитель” в котором указаны остановки путешествия).
На остановке “Информационной” вы должны поразмыслить и определить для себя какой-то вид транспорта, на котором совершите путешествие. Но для этого следует распределить роли. Разрешите мне быть главным экскурсоводом и прежде всего поблагодарить художников –оформителей, лаборантов, которые помогли в организации путешествия (до его начала) и назначить для дальнейшего путешествия участников Пресс-центра, контролера-билетера, инженера по ТБ, врача, психолога, кулинара-повара. Все, получившие назначения, возьмите свои инструкции и ознакомьтесь со своими обязанностями, а все остальные на вопросы “Информационной” остановки дайте за 5 минут ответы.
Вопросы “информационной” остановки.
- Что такое соли аммония:
А) по составу,
Б) как электролиты. (5 очков-баллов)
- Как получить соли аммония в школьной лаборатории?
Написать уравнения реакций. (5 баллов)
- Каковы физические свойства солей аммония? (5 баллов)
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов)
- Каковы химические свойства солей аммония?
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов)
Контролер-билетер по истечении 5 минут подходит к плакату “Билетная касса” и говорит: “Лучший контролер, друзья, ваша совесть”. Но раз меня назначили билетером, я вам помогу занять ваши места согласно вашим знаниям:
Если вы за свои ответы набрали:
16-20 баллов – ваше место на ракете;
12-16 баллов – на самолете;
8-12 баллов – на парoвозе;
4-8 баллов – оседлайте ослика;
0-4 баллов – ползите на черепахе.
В каком порядке сидите передайте информацию в Пресс-центр, сверив ответы с правильными. (В Пресс-центре напротив фамилии путешественников отмечают количество баллов). Предупреждаю, что в данном виде транспорта вы движетесь от остановки “Информационной” до остановки… “Техника безопасности”.
К демонстрационному столу выходит инженер по ТБ и говорит: “Прежде чем погрузиться в “Царство солей аммония”, а вы на чистом листе бумаги должны дать ответы на мои вопросы:
- Почему при погружении моего сигнального прибора в раствор хлорида аммония “загорелся” красный (сигнальный) свет?
- Чем предварительно был “заряжен” прибор?
- Почему при добавлении к нему раствора щелочи “запрещающий цвет” тускнеет и может совсем исчезнуть? Но лучше этого не делать? (Вопросы записаны на доске).
Но прежде, чем ответить, посмотрите, подумайте!
Палочку “заряжает”, опуская в раствор метилоранжа, затем в раствор № 1 (в раствор хлорида аммония) и приливает щелочь (NaOH).
Далее инженер по ТБ продолжает: “Ну вот, осторожно погрузились в “Царство солей аммония”, и если ответили на мои вопросы (через 5 мин.), значит преодолели первую трудность!”. Через 2 минуты продолжает: “Но вот, еще одно препятствие!” показывает опыт “Дым без огня”. “Перед вами завеса дымовая. Дым без огня! Преодолейте!”
Ответьте на вопросы:
- Из чего образовался “дым” без огня?
- Как ликвидировать дымовую завесу?
На размышление вам 3 минуты. Сверим ответы. За каждый правильный ответ 5 баллов.
Ответы на вопросы “Информационной” остановки.
Соли аммония (по составу) – вещества, состоящие из гр. аммония и кислотного остатка; (как электролиты) – это электролиты растворы или расплавы, которые диссациируют на катионы аммония и анионы кислотного остатка: NH CI NH+ + Cl–
Соли аммония в школьной лаборатории можно получить:
1) реакцией соединения –
NH3 | + | HCl | = | NH4Cl |
Аммиак | Хлорид аммония |
Хлористый аммоний |
2) реакцией обмена (нейтрализации)
NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O + Q
Физические свойства солей аммония:
- Твердые, кристаллические, бесцветные, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства солей аммония:
NH4Cl NH3 + HCl
NH4 Cl + Na OH = NH3+ NaCl + H2O
Ответы на вопросы по ТБ.
- Потому что произошел гидролез хлорида аммония, появилась кислая среда и метилоранж приобрел красную окраску.
- Прибор был “заряжен” предварительно раствором метилоранжа.
- При добавлении к раствору хлорида аммония щелочи происходит нейтрализация среды раствора (окраска индикатора исчезает) и возможно превращение:
NH4Cl + NaOH NH3+ H2O + NaCl
Образуется аммиак с неприятным запахом и вредный для организма.
- “Дым без огня” образуется при соединении аммиака с соляной кислотой по уравнению:
NH3 + HCl = NH4Cl
На “дым” NH4Cl действуем гидроксидом натрия (NaOH) и “дым” исчезает, т.к. образуется невидимый газ аммиак и растворимая поваренная соль.
Уравнение реакции: NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
Пресс-центр “Не забудьте подписать ваши ответы” – “Те путешественники, которые набрали 16-20 баллов, могут смело отправляться дальше в самое опасное путешествие”, – говорит инженер по ТБ.
Трудным было погружение и многие из вас устали и заболели, а чем? Нам об этом скажет врач: “Из этических соображений я не буду называть больных, но заболевшие хемофобией обнаружили такие симптомы: нежелание изучать соли аммония, т.к. они вредные и опасные, трудные для изучения и понимания. Какова этиология (причины) болезни – отсутствие целеустремленности, настойчивости в преодолении незнаний. Каков рецепт для лечения хемофобии?
Настойчиво и упорно изучать вещества и их превращения, знать их назначение и с пользой без вреда для себя и окружающих применять, в том числе и соли аммония. На здоровье, друзья! Например, в качестве удобрений”.
Ну вот преодолели все препятствия при “погружении” в “царство”, избавились от хемофобии и радуемся встрече с обитателями царства этого. Но все ли готовы к встрече? Ответить на вопрос поможет психолог.
Психолог: “Если вы готовы к встрече, то на листе № 3 опишите внешний вид и характер солей аммония. (имея ввиду, что за внешним видом угадываем физические свойства, а за характером – их химические свойства). На это отвожу вам 5 минут. Точнее же характер солей определить я помогу вам наглядно. Я буду демонстрировать разные вещества, а вы должны будете написать на листе № 3, под номером 3 только те вещества, которые не будут уживаться с солями аммония, бурно с ними “ссорясь”, т.е. реагируя с превращениями”. Демонстрирует на карточках:
HCI, H2 O, Cu(OH )2 Na OH , KOH, Zn, Cu Cl2 , NaCl
“А теперь давайте сверим ваши ответы”, – продолжает психолог.
Правильные ответы на вопросы психолога.
- “Внешний вид” (физические свойства) – бесцветные (большинство), белые, хорошо растворимые в воде, кристаллические.
- “Характер” солей (химические свойства)-разлагаются при действии на них:
а) щелочи, (NaOH или KOH) – NH4 CI + NaOH=NH3+ H2 O+ Na Cl;
б) при нагревании?
NH Cl NH3 + HCl
При этом выделяя аммиак.
Вы готовы к встрече с жителями царства? (Спрашиваю на остановке “Экспериментальной”). А хороших друзей цветами встречают.
“Вам нравятся эти розы? Но их цвет можно изменить, если взрастить на смеси веществ Х + Y, а оросить веществом Z”, – говорит садовник и демонстрирует опыт.
“Вы щедры, великодушны и готовы подарить эти цветы, тогда на листе № 4 дайте название веществам Х и Y и объясните. Почему это произошло”, – продолжает садовник. А теперь сверим ответы, оценим и переедем в Пресс-центр.
Правильные ответы на вопросы садовника.
Вещество Х – соль аммония (Х).
Z – фенолфталеин (Z).
Вещество Y – щелочь (например NаОН).
Под действием щелочи происходит разложение соли аммония и газообразный аммиак пропитывает лепестки, создавая щелочную среду, которая обнаруживается фенолфталеином.
Итак, встреча состоялась.
Устроим скатерть-самобранку, а на ней кушанья, которые приготовит наш повар-кулинар.
Повар-кулинар:
“Беру вещество А, соединяю с опасным веществом Б, а получаю:
вещество В – о важном значении которого поется даже в оперетте Дунаевского;
вещество Г – без него не обходимся за столом ни одного дня, история помнит, что из-за него происходили бунты, его раствор может заменить кровь при больших кровотечениях, это вещество было даже разменной монетой;
вещество Д – в малых дозах – лекарство, в больших – яд, для всего живого.
Запишите “Рецепты” приготовления и объясните схему:
А + Б В + Г + Д
Покушали, “переварили” пищу?
Запишите на листе № 5 это превращение, а вместо букв – формулы веществ. Написали? Сверим правильность ответов и отошлем в Пресс-центр.
Правильный ответ таков:
NH4Cl +NaOH = H2O + NaCl + NH3
Ну вот, друзья, и закончилось (почти) наше с вами путешествие в “Царство солей аммония”, верю – вы немного устали. Отдохните на последней остановке “Практической”, поразмыслите, ответьте на вопросы для себя (сначала), а затем сдайте ответы на них в “Банк информации для размышления учителю” (после звонка).
Вопросы остановки “Практическая”.
- Что нового узнал(а) о солях аммония?
- Где и как в жизни, на практике смогу применить соли аммония?
- Как располагая знаниями о свойствах солей аммония, смогу предотвратить загрязнение окружающей среды (нарушение экологии)?
Спасибо за участие в игре-путешествии!
Дерзаний и успехов вам на последующих уроках.
Использованная литература.
- Большая школьная энциклопедия. Химия. – М.: Олма-Пресс, 2002.
- Энциклопедический словарь школьника. Химия. – М.: Олма-Пресс, 2000.
- Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. – М.: Лист, 1997.