Доказательства эволюции

Разделы: Биология


Урок на тему “Доказательства эволюции”.

Предлагаю вашему вниманию урок, который я провожу в 11-м классе при изучении темы “Эволюция органического мира”. Урок разработан на основе групповых технологий, которые обеспечивают самостоятельность, активность учебного процесса и помогает решить поставленные задачи:

1. Познакомить учащихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.

2. Сформировать умение самостоятельно мыслить, объективно оценивать степень убедительности этих доказательств.

Организация урока.

- На проведение урока я отвожу 2 учебных часа.

- Класс делится на шесть групп для решения конкретных задач.

- Каждая группа получает задание, которое выполняет сообща.

Элементы технологического процесса групповой работы.

Урок 1.

I. Подготовка к выполнению группового задания

- Создание проблемной ситуации: какие существуют доказательства эволюционного процесса?

- Инструктаж о последовательности работы.

- Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

- Знакомство с материалом.

- Распределение заданий внутри группы.

- Индивидуальное выполнение заданий.

- Обсуждение.

- Подготовка к выступлению.

Урок 2.

III. Заключительная часть.

- Сообщение о результатах работы в группах.

- Работа с терминами.

- Заполнение таблицы.

- Оценка результатов работы групп.

- Общий вывод.

Задание I.

1. Изучите соответствующие статьи в учебнике “Эволюция органического мира” Н.Н. Воронцова, и “Общая биология” Ю.И. Полянского.

2. Дайте пояснения терминам: филогенез, филогенетический ряд.

3. Рассмотрите предложенные вам коллекции, выберите те, которые используете в своем выступлении.

4. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.

Оборудование:

Коллекция “Формы сохранности ископаемых растений и животных”.

Черепа австралопитека, синантропа, неандертальца и современного человека.

Задание II.

1. Изучите статью “Ископаемые переходные формы” в учебниках “Эволюция органического мира” Н.Н. Воронцова, и “Общая биология” Ю.И. Полянского.

2. Дайте пояснение термину переходные формы.

3. Ответьте на вопрос: почему переходные формы представляют для доказательства эволюции две науки – палеонтология и сравнительная морфология (анатомия)?

4. Используя раздаточный материал, заполните таблицу.

Переходные формы

Признаки

1-й системат. группы

2-й системат. группы

     

5. Подготовьтесь к дополнению ответов других групп.

Оборудование:

Таблицы “Псилофиты”, “Археоптерикс”, “Простейшие”.

Карточка с изображением зверозубых ящеров.

Задание III.

1. Изучите статью “Эмбриологические доказательства” в параграфе 10 учебника “Общая биология” и текст на стр. 64-65 учебника “Эволюция органического мира”.

2. Дайте пояснения терминам филогенез, онтогенез.

3. Сформулируйте законы

- зародышевого сходства К. Бэра;

- биогенетический закон Ф. Мюллера.

4. При выступлении используйте раздаточный материал.

5. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.

Оборудование:

Коллекции “Развитие майского жука” и “Развитие бабочки”.

Влажный препарат “Развитие лягушки”.

Таблицы “Зародыши позвоночных” и “Жизненный цикл папоротника”.

Задание IV.

1. Изучите в учебнике “Эволюция органического мира” текст на стр. 63-64 и в параграфе 14 “Общая биология” вторую статью.

2. Дайте пояснения терминам рудимент и атавизм. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.

3. Рассмотрите таблицы и муляжи. Какие доказательства эволюции они представляют?

4. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.

Оборудование:

Таблицы “Схема строения растительной и животной клетки”, “Расположение внутренних органов человека”, рельефная таблица “Кролик”, “Курица”.

Модели головного мозга позвоночных животных.

Задание V.

1. Изучите статью на стр. 62-63 в учебнике “Эволюция органического мира”.

2. Дайте пояснения терминам гомологичные органы, аналогичные органы, дивергенция, конвергенция. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.

3. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.

Оборудование:

Коллекции "Аналогичные органы защиты от травоядных животных".

"Примеры дивергенции в строении конечностей млекопитающих".

Задание VI.

1. Изучите в учебнике “Эволюция органического мира” статью “Биогеографические доказательства”.

2. Найдите на карте зоогеографические области.

3. Дайте пояснения терминам реликт, эндемик. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.

4. Подготовьте ответ на вопросы в конце статьи.

5. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.

Оборудование:

Карта природных зон мира.

Биологический словарь.

Таблица. Доказательства эволюции.

Наука

Доказательства

Примеры

1. Палеонтология - ископаемые переходные формы археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры
- филогенетические ряды ископаемые формы лошадей
2. Эмбриология - биогенетический закон развитие лягушки, бабочки
- закон зародышевого сходства на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки
3. Сравнительная анатомия, морфология - гомологические ряды передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека
- рудименты копчик, третье веко
- атавизмы хвост, многососковость у человека
- сравнительные переходные формы латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая
- общий план строения позвоночных животных головной мозг хордовых
- клеточное строение растения, животные имеют клеточное строение
4. Биогеография - сравнение флоры и фауны континентов флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства
- островные флора и фауна:

а) материковые

б) океанические

флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента

Галапагосские острова