Урок на тему “Доказательства эволюции”.
Предлагаю вашему вниманию урок, который я провожу в 11-м классе при изучении темы “Эволюция органического мира”. Урок разработан на основе групповых технологий, которые обеспечивают самостоятельность, активность учебного процесса и помогает решить поставленные задачи:
1. Познакомить учащихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
2. Сформировать умение самостоятельно мыслить, объективно оценивать степень убедительности этих доказательств.
Организация урока.
- На проведение урока я отвожу 2 учебных часа.
- Класс делится на шесть групп для решения конкретных задач.
- Каждая группа получает задание, которое выполняет сообща.
Элементы технологического процесса групповой работы.
Урок 1.
I. Подготовка к выполнению группового задания
- Создание проблемной ситуации: какие существуют доказательства эволюционного процесса?
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
- Знакомство с материалом.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение заданий.
- Обсуждение.
- Подготовка к выступлению.
Урок 2.
III. Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Работа с терминами.
- Заполнение таблицы.
- Оценка результатов работы групп.
- Общий вывод.
Задание I.
1. Изучите соответствующие статьи в учебнике “Эволюция органического мира” Н.Н. Воронцова, и “Общая биология” Ю.И. Полянского.
2. Дайте пояснения терминам: филогенез, филогенетический ряд.
3. Рассмотрите предложенные вам коллекции, выберите те, которые используете в своем выступлении.
4. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Коллекция “Формы сохранности ископаемых растений и животных”.
Черепа австралопитека, синантропа, неандертальца и современного человека.
Задание II.
1. Изучите статью “Ископаемые переходные формы” в учебниках “Эволюция органического мира” Н.Н. Воронцова, и “Общая биология” Ю.И. Полянского.
2. Дайте пояснение термину переходные формы.
3. Ответьте на вопрос: почему переходные формы представляют для доказательства эволюции две науки – палеонтология и сравнительная морфология (анатомия)?
4. Используя раздаточный материал, заполните таблицу.
Переходные формы |
Признаки |
|
---|---|---|
1-й системат. группы |
2-й системат. группы |
|
5. Подготовьтесь к дополнению ответов других групп.
Оборудование:
Таблицы “Псилофиты”, “Археоптерикс”, “Простейшие”.
Карточка с изображением зверозубых ящеров.
Задание III.
1. Изучите статью “Эмбриологические доказательства” в параграфе 10 учебника “Общая биология” и текст на стр. 64-65 учебника “Эволюция органического мира”.
2. Дайте пояснения терминам филогенез, онтогенез.
3. Сформулируйте законы
- зародышевого сходства К. Бэра;
- биогенетический закон Ф. Мюллера.
4. При выступлении используйте раздаточный материал.
5. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Коллекции “Развитие майского жука” и “Развитие бабочки”.
Влажный препарат “Развитие лягушки”.
Таблицы “Зародыши позвоночных” и “Жизненный цикл папоротника”.
Задание IV.
1. Изучите в учебнике “Эволюция органического мира” текст на стр. 63-64 и в параграфе 14 “Общая биология” вторую статью.
2. Дайте пояснения терминам рудимент и атавизм. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.
3. Рассмотрите таблицы и муляжи. Какие доказательства эволюции они представляют?
4. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Таблицы “Схема строения растительной и животной клетки”, “Расположение внутренних органов человека”, рельефная таблица “Кролик”, “Курица”.
Модели головного мозга позвоночных животных.
Задание V.
1. Изучите статью на стр. 62-63 в учебнике “Эволюция органического мира”.
2. Дайте пояснения терминам гомологичные органы, аналогичные органы, дивергенция, конвергенция. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.
3. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Коллекции "Аналогичные органы защиты от травоядных животных".
"Примеры дивергенции в строении конечностей млекопитающих".
Задание VI.
1. Изучите в учебнике “Эволюция органического мира” статью “Биогеографические доказательства”.
2. Найдите на карте зоогеографические области.
3. Дайте пояснения терминам реликт, эндемик. При выступлении проиллюстрируйте их примерами.
4. Подготовьте ответ на вопросы в конце статьи.
5. Начните заполнять сводную таблицу, образец которой начерчен на доске.
Оборудование:
Карта природных зон мира.
Биологический словарь.
Таблица. Доказательства эволюции.
Наука |
Доказательства |
Примеры |
1. Палеонтология | - ископаемые переходные формы | археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры |
- филогенетические ряды | ископаемые формы лошадей | |
2. Эмбриология | - биогенетический закон | развитие лягушки, бабочки |
- закон зародышевого сходства | на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки | |
3. Сравнительная анатомия, морфология | - гомологические ряды | передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека |
- рудименты | копчик, третье веко | |
- атавизмы | хвост, многососковость у человека | |
- сравнительные переходные формы | латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая | |
- общий план строения позвоночных животных | головной мозг хордовых | |
- клеточное строение | растения, животные имеют клеточное строение | |
4. Биогеография | - сравнение флоры и фауны континентов | флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства |
- островные флора и фауна: а) материковые б) океанические |
флора и фауна Сахалина сходна с
близлежащими районами континента Галапагосские острова |