Приключения Дюймовочки

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закрепить знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы).

Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений (как дикорастущих, так и комнатных).

Учить описывать комнатные растения и узнавать их по описанию. Дать понятие о том, что растения нуждаются в нашем внимании и заботе.

Совершенствовать сенсорное восприятие, умение идентифицировать запахи.

Развивать эмпатию, фантазию детей, умение передавать в рисунке воображаемые образы.

Предварительная работа: Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке, работа на клумбах, в огороде.

Материал: Картинки с изображением деревьев, кустарников, садовых цветов и трав по количеству детей.

Картины-схемы с условными обозначениями трёх групп растений (деревья, кустарники, травы). Листья разных пород деревьев (на усмотрение воспитателя) по количеству детей; коробочки или мешочки с пахучими материалами (кожура апельсина, лимона, лаванда, сырая земля, мята и т.д.); маленькая кукла из пальчикового театра.

Комнатные растения, имеющиеся в группе, например, циперус, фикус, сциндапсус, традесканция, плющ, монстера, диффенбахия, колеус.

Бумага. Принадлежности для рисования.

Ход занятия:

Перед началом занятия дети садятся на ковёр.

Воспитатель: Ребята, вы любите волшебные сказки? Сегодня я вам расскажу сказку, которую вы ещё не знаете. Слушайте…

“Когда-то давным-давно далеко отсюда жила женщина, умеющая колдовать. Она очень любила цветы. Прямо перед её домом раскинулся волшебный сад, и каких только растений в нём не было, а в комнате на подоконнике рос чудесный розовый куст.

Однажды озорной котёнок, живший в доме у волшебницы, прыгнул на подоконник и столкнул горшок с цветком прямо в сад!

Волшебница увидела это и заплакала: “Бедные мои розы!” Горшок разбился, куст сломался. Видно, ничего уже не поделаешь”. Растение пришлось выбросить, но одно семечко успело попасть в землю.

Физминутка, включающая упражнения на эмпатию

– Оно сидело глубоко под землёй, вот так (воспитатель предлагает обхватить руками согнутые колени и спрятать голову).

– Что вы чувствуете, сидя под землёй? (Темно, холодно, тесно).

– Когда слёзы волшебницы попали в землю, семечко пустило корни (дети выпрямляют ноги, попеременно двигая стопами).

– А затем, стал пробиваться росток (все вместе встают).

– У ростка стали распускаться первые листочки (плавные взмахи руками).

– Листочки поворачивались к солнышку и трепетали от лёгкого ветерка (поднять руки вверх, слегка встряхнуть кистями).

– Наконец, появился бутон (покачивание головой).

Он грациозно раскрыл свои лепестки, и оказалось, что в середине цветка сидит маленькая девочка – Дюймовочка (дети снова садятся).

– Дюймовочка с удивлением оглядела сад – здесь росли огромные растения с твёрдыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей (стволов) отходили тонкие ветки с листьями.

(Воспитатель показывает соответствующую карту-схему). Эти растения назывались…(дети догадываются, что это деревья).

– У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно (воспитатель показывает карту-схему кустарника).

У третьих были мягкие травянистые стебли (воспитатель показывает карту-схему с изображением цветка).

Затем воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов и продолжает:

– Тут в сад вошла волшебница и сказала: “Фу, какой беспорядок! Ну-ка, все по местам!”

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке и распределиться по группам: деревья, кустарники, травянистые растения.

– А теперь проверим, все ли знают свои места? (Дети называют свои растения. Ребята садятся, воспитатель продолжает):

– В волшебном саду всё было необычайным и всё удивляло Дюймовочку, даже запахи были заколдованы и помещены Волшебницей во флаконы (коробочки, мешочки), чтобы в любое время можно было ими наслаждаться.

Воспитатель предлагает детям узнать “заколдованные” запахи.

– Вдруг налетел ветер-озорник. Он сорвал листья с деревьев и разметал их по всему саду.

Проводится игра “НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО”.

Ход игры:

Под музыку дети танцуют с листьями, воспитатель – ствол дерева, стоит в центре.

Когда он говорит: “Я – берёза (дуб, клён и др.)” дети, у которых листья с названного дерева, подбегают к воспитателю.

– Но тут порыв ветра подхватил Дюймовочку и понёс прочь из сада всё дальше и дальше от дома Волшебницы. От страха девочка потеряла сознание, а когда очнулась, то увидела, что находится в комнате. Здесь тоже были растения, только в горшках.

– Давайте все вместе посмотрим…

Дети с воспитателем рассматривают комнатные растения, вспоминают их названия. Воспитатель обращает внимание детей на особенности стеблей (прямые, вьющиеся) и листьев растений. Вспомнить, для чего нужно поливать растения, рыхлить землю, что будет, если этого не делать? (растение погибнет, засохнет).

Воспитатель продолжает:

– Дюймовочка так привыкла к растениям, что даже играла с ними в прятки.

Проводится игра “УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ”:

Воспитатель надевает на палец куклу - Дюймовочку и прячет её (сжимает руку в кулак). Затем описывает растение, и если дети верно его называют, воспитатель разжимает руку и показывает Дюймовочку. Затем дети сами описывают растения.

– Дюймовочке нравилось жить в доме, но она очень тосковала по волшебному саду, возможности вернуться назад у неё не было. Давайте ей поможем!

Воспитатель предлагает детям нарисовать чудесное растение (цветок, дерево или куст). Напоминает, что нужно нарисовать корень, иначе растение погибнет.

Предлагает придумать ему название.

Рисование можно провести и как коллективное – на большом листе ватмана