Ход урока.
Цели: познакомить с особенностями склонения имен существительных третьего склонения; формировать навык правописания окончаний существительных третьего склонения; учить жить в согласии с самим собой и с другими людьми.
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
На доске:
1) В В В В В в в в в в во ва ви ве
Вежливый
2) Придумать и записать однокоренные слова к слову "вежливый".
Проверка.
Ш. Работа в группах.
Слово "вежливый" сейчас будет объектом внимания и наблюдения. Для работы над словом создадим 4 группы.
Задание группам: дежурный читает задание, задача остальных - прослушать и осмыслить его.
Для первой группы - заполнить таблицу:
Я знаю | Я узнал |
Я думаю, что вежливость - это… | Результат работы с толковым словарем В.И. Даля. |
Для второй группы - заполнить таблицу синонимами к слову "вежливый".
Я знаю | Я узнал |
Результат работы со словом синонимов |
Для третьей группы - заполнить таблицу антонимов для слова.
Я знаю | Я узнал |
Результат работы со словарем антонимов |
Для четвертой группы - работа с деформированным текстом. Задание -составить пословицы о вежливости. Проверка пословиц по словарю.
Затем следует смена членов групп, обмен информацией в группе и отчет одной из групп.
Что узнали, работая командой? Задайте вопрос любому ученику в классе. Какие синонимы к слову "вежливый" запомнили? Антонимы? Какие пословицы о вежливости узнали? И т.д.
IV. Сообщение темы урока и цели.
Какие существительные относятся к третьему склонению?
Работа с таблицей - склонение имен существительных третьего склонения.
Наблюдения и вывод учеников.
Образовать устно от синонимов к слову "вежливый" имена существительные третьего склонения.
Учащиеся второй команды зачитывают синонимы, остальные образовывают существительные. На доске:
Вежливость
Учтивость
Корректность
Уважительность
Обходительность
Предупредительность
Любезность
Галантность
V. Работа в тетрадях.
Просклонять слово "вежливость". Выделить окончание существительных (один ученик работает на доске).
VI. Упражнение в написании окончания имен существительных третьего склонения (используется дидактический материал по русскому языку для третьего класса, страница 43, упражнение 65. Стихотворение С.Я. Маршака о вежливости).
Выборочная проверка.
VII. Классификация слов по эмоциональной окраске.
К нам на урок пришла фея Вежливость (кукла), а за нею увязалась фея Грубость (кукла). Каждая фея принесла свои дары. Какими дарами могут наградить феи Вежливость и Грубость? На доске:
Злость
Уважительность
Доброта
Оскорбление
Улыбчивость
Обида
Предупредительность
Огорчение
Прочитайте добрые слова. Музыкальный подарок исполнят Катя и Женя (песня "Пусть грубость исчезнет навеки").
Какое другое имя может быть у феи Вежливость?
Учитель: Вежливость бывает настоящая только тогда, когда она искренняя. Вежливость всегда рядом с добротой. Добрый человек спокоен, доброжелателен и живет в согласии с собой и с другими людьми. Дарите добрые слова своим родным, близким, знакомым. Помните: добрые слова неразделимы с добрыми поступками.
VIII. Работа с тестом. Оцените свою вежливость.
Отвечайте на вопросы одним словом: да, иногда, нет.
Вопросы | Я: да/иногда/нет | Родные: да/иногда/нет |
---|---|---|
Здороваешься ли ты с соседями по дому? | ||
Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед? | ||
Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? | ||
Папа (мама)помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его? | ||
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? | ||
Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру с праздником 8 Марта? | ||
Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? | ||
Ты извиняешься перед малышом, которого толкнул? |
Подсчитай очки: "да" - 2, "иногда" - 1, "нет" -0 очков.
Если ты набрал:
От 12 до 16 очков: с тобой пока все в порядке. Так держать!
От 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив. Будь внимательнее!
Меньше 8 очков: тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!
Вторую часть теста заполняют дома родные.
IX. Итог урока.
X. Домашнее задание: просклонять слово "сирень". Написать 3-4 правила вежливости.