Урок русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных III склонения"

Разделы: Начальная школа


Ход урока.

Цели: познакомить с особенностями склонения имен существительных третьего склонения; формировать навык правописания окончаний существительных третьего склонения; учить жить в согласии с самим собой и с другими людьми.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

На доске:

1) В В В В В в в в в в во ва ви ве

Вежливый

2) Придумать и записать однокоренные слова к слову "вежливый".

Проверка.

Ш. Работа в группах.

Слово "вежливый" сейчас будет объектом внимания и наблюдения. Для работы над словом создадим 4 группы.

Задание группам: дежурный читает задание, задача остальных - прослушать и осмыслить его.

Для первой группы - заполнить таблицу:

Я знаю Я узнал
Я думаю, что вежливость - это… Результат работы с толковым словарем В.И. Даля.

Для второй группы - заполнить таблицу синонимами к слову "вежливый".

Я знаю Я узнал
  Результат работы со словом синонимов

Для третьей группы - заполнить таблицу антонимов для слова.

Я знаю Я узнал
  Результат работы со словарем антонимов

Для четвертой группы - работа с деформированным текстом. Задание -составить пословицы о вежливости. Проверка пословиц по словарю.

Затем следует смена членов групп, обмен информацией в группе и отчет одной из групп.

Что узнали, работая командой? Задайте вопрос любому ученику в классе. Какие синонимы к слову "вежливый" запомнили? Антонимы? Какие пословицы о вежливости узнали? И т.д.

IV. Сообщение темы урока и цели.

Какие существительные относятся к третьему склонению?

Работа с таблицей - склонение имен существительных третьего склонения.

Наблюдения и вывод учеников.

Образовать устно от синонимов к слову "вежливый" имена существительные третьего склонения.

Учащиеся второй команды зачитывают синонимы, остальные образовывают существительные. На доске:

Вежливость

Учтивость

Корректность

Уважительность

Обходительность

Предупредительность

Любезность

Галантность

V. Работа в тетрадях.

Просклонять слово "вежливость". Выделить окончание существительных (один ученик работает на доске).

VI. Упражнение в написании окончания имен существительных третьего склонения (используется дидактический материал по русскому языку для третьего класса, страница 43, упражнение 65. Стихотворение С.Я. Маршака о вежливости).

Выборочная проверка.

VII. Классификация слов по эмоциональной окраске.

К нам на урок пришла фея Вежливость (кукла), а за нею увязалась фея Грубость (кукла). Каждая фея принесла свои дары. Какими дарами могут наградить феи Вежливость и Грубость? На доске:

Злость

Уважительность

Доброта

Оскорбление

Улыбчивость

Обида

Предупредительность

Огорчение

Прочитайте добрые слова. Музыкальный подарок исполнят Катя и Женя (песня "Пусть грубость исчезнет навеки").

Какое другое имя может быть у феи Вежливость?

Учитель: Вежливость бывает настоящая только тогда, когда она искренняя. Вежливость всегда рядом с добротой. Добрый человек спокоен, доброжелателен и живет в согласии с собой и с другими людьми. Дарите добрые слова своим родным, близким, знакомым. Помните: добрые слова неразделимы с добрыми поступками.

VIII. Работа с тестом. Оцените свою вежливость.

Отвечайте на вопросы одним словом: да, иногда, нет.

Вопросы Я: да/иногда/нет Родные: да/иногда/нет
Здороваешься ли ты с соседями по дому?    
Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?    
Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?    
Папа (мама)помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его?    
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?    
Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру с праздником 8 Марта?    
Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?    
Ты извиняешься перед малышом, которого толкнул?    

Подсчитай очки: "да" - 2, "иногда" - 1, "нет" -0 очков.

Если ты набрал:

От 12 до 16 очков: с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив. Будь внимательнее!

Меньше 8 очков: тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

Вторую часть теста заполняют дома родные.

IX. Итог урока.

X. Домашнее задание: просклонять слово "сирень". Написать 3-4 правила вежливости.