- ОРГ. МОМЕНТ.
- ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.
- ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СКАЗКИ.
1. Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
ЗАГАДКА: Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха).
Вывешивается иллюстрация. Подготовленный ученик рассказывает о черепахе.
Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.
– О ком еще будет говориться в произведении, вы узнаете, разгадав головоломку:
С+КОРА-А+ПИОН=?
Вывешивается иллюстрация. Подготовленный ученик рассказывает о скорпионе.
Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает.
2. Упражнения на отработку техники чтения.
– Прежде чем приступить к чтению произведения, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте.
А) Читаем плавно по слогам, а затем целыми словами:
от-пра-ви-лись – отправились
пе-ре-пра-вить-ся – переправиться
спра-вед-ли-вы – справедливы
за-хлеб-нул-ся – захлебнулся
Б) Читай внимательно:
видела – видала
отравились – отправились
поплыла – подплыла
переплавиться – переправиться
В) Читай правильно:
добрались | не отделаться |
поднялся | мечется |
принялся | не годится |
свалиться |
Г) Читай слитно, быстро.
туда – сюда
взад – вперед
3. – Узнав, о ком мы будем читать, прочитав трудные слова, можете ли вы предположить с произведением какого жанра нам предстоит познакомиться?
Ответы детей.
– Ну а теперь посмотрим, чьи предположения оказались правильными. Откройте учебники на с. 13. Сегодня мы прочитаем узбекскую народную сказку “Черепаха и Скорпион”.
- Первичное чтение сказки хорошо читающими учащимися.
- Вторичное чтение.
- Работа в парах.
- Работа с таблицей “ДА-НЕТ”.
– Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?
Физкультминутка для глаз.
– Сейчас вы прочитаете сказку, работая в паре. Во время чтения на полях учебника отметьте ваше отношение к событиям, поступкам героев знаками “+” и “-“.
3. Вопросы после чтения.
Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?
Какой момент в сказке вам особенно понравился?
Какой момент на ваш взгляд был самым напряженным, тревожным?
Почему Черепаха отправилась в путь вместе со Скорпионом? Прочитайте.
Найдите в тексте, почему Черепаха вернулась за Скорпионом?
Прочитайте, что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег?
О чем Черепаха напомнила Скорпиону? (1. Можешь свалиться. 2. Мы ведь с тобой товарищи.)
Физкультминутка.
– Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказку.
Возьмите конверты. Достаньте полоски бумаги. На них написаны действия наших героев или их высказывания. Ваша задача – обсудив в паре, разложить эти полоски на две группы.
1 вариант возьмет то, что относится к Черепахе.
2 вариант возьмет то, что относится к Скорпиону.
– Внимание на доску. Самопроверка.
ЧЕРЕПАХА | СКОРПИОН |
поплыла | привязался |
то нырнет, | то всплывет мечется |
оглянулась | плавать не умею |
должна помочь | все равно кого ужалить |
не сержусь | так уж я устроен |
нырнула | утонул |
– Проверили. Убрали полоски в конверты.
– Возьмите таблицу “ДА – НЕТ”. Давайте попробуем ответить вот на какой вопрос:
ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?
ДА |
НЕТ |
Заполните таблицу. Опорные слова на доске помогут вам это сделать.
Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.
Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.
Устная проверка.
5. Работа с пословицами.
– Возьмите карточку с пословицами. Внимательно прочитайте каждую.
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я
тебя. Всякая дорога вдвоем веселей. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Делая зло, на добро не надейся. Сам погибай, а товарища выручай. |
– Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.
Дома запишите эту пословицу в тетрадь и объясните, почему именно ее вы выбрали.
6.– Хорошо закончилась наша сказка?
Давайте попробуем изменить конец сказки.
Обсудите ваши идеи в паре. Расскажите друг другу. Выберите самую интересную концовку. Поделитесь с нами.
Продолжите эту работу дома.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Урок окончен. Всем спасибо.