Урок литературного чтения в 3-м классе (1—4) по теме: "Узбекская народная сказка "Черепаха и Скорпион"

Разделы: Начальная школа


  1. ОРГ. МОМЕНТ.
  2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.
  3. 1. Выполнив задание, вы узнаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

    ЗАГАДКА: Живет спокойно – не спешит,

    На всякий случай носит щит,

    Под ним, не зная страха,

    Гуляет… (черепаха).

    Вывешивается иллюстрация. Подготовленный ученик рассказывает о черепахе.

    Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.

    – О ком еще будет говориться в произведении, вы узнаете, разгадав головоломку:

    С+КОРА-А+ПИОН=?

    Вывешивается иллюстрация. Подготовленный ученик рассказывает о скорпионе.

    Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает.

    2. Упражнения на отработку техники чтения.

    – Прежде чем приступить к чтению произведения, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте.

    А) Читаем плавно по слогам, а затем целыми словами:

    от-пра-ви-лись – отправились

    пе-ре-пра-вить-ся – переправиться

    спра-вед-ли-вы – справедливы

    за-хлеб-нул-ся – захлебнулся

    Б) Читай внимательно:

    видела – видала

    отравились – отправились

    поплыла – подплыла

    переплавиться – переправиться

    В) Читай правильно:

    добрались   не отделаться
    поднялся   мечется
    принялся   не годится
    свалиться

    Г) Читай слитно, быстро.

    туда – сюда

    взад – вперед

    3. – Узнав, о ком мы будем читать, прочитав трудные слова, можете ли вы предположить с произведением какого жанра нам предстоит познакомиться?

    Ответы детей.

    – Ну а теперь посмотрим, чьи предположения оказались правильными. Откройте учебники на с. 13. Сегодня мы прочитаем узбекскую народную сказку “Черепаха и Скорпион”.

  4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СКАЗКИ.
  1. Первичное чтение сказки хорошо читающими учащимися.
  2. – Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?

    Физкультминутка для глаз.

  3. Вторичное чтение.
  4. – Сейчас вы прочитаете сказку, работая в паре. Во время чтения на полях учебника отметьте ваше отношение к событиям, поступкам героев знаками “+” и “-“.

    3. Вопросы после чтения.

    Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?

    Какой момент в сказке вам особенно понравился?

    Какой момент на ваш взгляд был самым напряженным, тревожным?

    Почему Черепаха отправилась в путь вместе со Скорпионом? Прочитайте.

    Найдите в тексте, почему Черепаха вернулась за Скорпионом?

    Прочитайте, что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег?

    О чем Черепаха напомнила Скорпиону? (1. Можешь свалиться. 2. Мы ведь с тобой товарищи.)

    Физкультминутка.

  5. Работа в парах.
  6. – Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказку.

    Возьмите конверты. Достаньте полоски бумаги. На них написаны действия наших героев или их высказывания. Ваша задача – обсудив в паре, разложить эти полоски на две группы.

    1 вариант возьмет то, что относится к Черепахе.

    2 вариант возьмет то, что относится к Скорпиону.

    – Внимание на доску. Самопроверка.

    ЧЕРЕПАХА   СКОРПИОН
    поплыла   привязался
    то нырнет,   то всплывет мечется
    оглянулась   плавать не умею
    должна помочь   все равно кого ужалить
    не сержусь   так уж я устроен
    нырнула   утонул

    – Проверили. Убрали полоски в конверты.

  7. Работа с таблицей “ДА-НЕТ”.

– Возьмите таблицу “ДА – НЕТ”. Давайте попробуем ответить вот на какой вопрос:

ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?

 

ДА

НЕТ

Заполните таблицу. Опорные слова на доске помогут вам это сделать.

Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.

Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.

Устная проверка.

5. Работа с пословицами.

– Возьмите карточку с пословицами. Внимательно прочитайте каждую.

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

– Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.

Дома запишите эту пословицу в тетрадь и объясните, почему именно ее вы выбрали.

6.– Хорошо закончилась наша сказка?

Давайте попробуем изменить конец сказки.

Обсудите ваши идеи в паре. Расскажите друг другу. Выберите самую интересную концовку. Поделитесь с нами.

Продолжите эту работу дома.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Урок окончен. Всем спасибо.