Тема: Работа с природным материалом.
Цель: Развитие интереса к изделиям из природных материалов и желания научиться их делать, проявляя выдумку и смекалку.
Задачи:
- знакомство с разнообразными видами природных материалов и их формой;
- формирование представлений об основных частях тела животных (голова, шея, живот, туловище, хвост);
- использование пластилина как материала для крепления деталей;
- воспитание аккуратности, усидчивости и терпения.
Оборудование: Образцы изделий, рисунки с изображением животных, выполненных из природного материала.
Материалы: Скорлупки грецкого ореха, семена яблока, арбуза, люпина, гороха, плюски желудя, косточки финика, коричневый пластилин, клей ПВА.
Инструменты: Стеки, подкладной лист (доска или клеенка), тряпочка.
Урок 1: “Коток Ореховый Бочок”.
Урок 2: “Зайчишка Длинное Ушко”.
Урок 3: “Мишка Торопыжка”.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ
Вначале урока учитель показывает детям несколько разнообразных изделий из природных материалов.
Ученики рассматривают и определяют, из каких знакомых им материалов сделаны фигурки животных, выделяют основные части и определяют способы соединения деталей.
Затем учитель предлагает детям сказку, которая позволяет им более ярко прочувствовать образ и проявить самостоятельность при изготовлении игрушки из природных материалов.
Далее дети работают самостоятельно, а учитель оказывает помощь индивидуально, нуждающимся в ней ученикам.
По окончании работы организуется просмотр и обсуждение детских работ. Учителю необходимо помнить о том, что не все дети умеют смотреть и видеть. Поэтому задача педагога – научить детей сравнивать изделия с образцом (голова не должна быть на спине, лапки справа не должны быть больше лапок слева, один глаз ниже другого и т.п.). При обсуждении желательно вызвать интерес и желание продолжить работу с природным материалом.
При подведении итогов урока необходимо выяснить, чему научились дети и смогут ли они в свободное время сделать из природного материала игрушки для своих друзей, используя выдумку и фантазию. Предложить принести оригинальные изделия в класс для пополнения школьной выставки.
Урок - 1
“КОТОК ОРЕХОВЫЙ БОЧОК”
Ткала Зима в своем ледяном тереме ковры белые и слушала пение Вихря. Летал Вихрь по лесу, последние листья с веток срывал. Зашумели деревья и кусты:
- Что же это такое, Зима белая? Для матушки-земли ты ковры ткешь, а о нас забываешь? Холодно нам!
И стала Зимушка снежную пряжу прясть, шапки и варежки деревцам вязать. Как ни торопилась она, но не успевала всех объехать и белой шалью укутать: то клен молоденький простудится, то осинка тонкая захворает.
Решили деревья, что нужны Зиме помощники. Ива сплела корзинку. Дуб положил в нее плоские шляпки желудя, орех – скорлупки. Акация, дыня и арбуз свои семена принесли. Мышка-полевка косточки финика припасла и тоже в ивовую корзинку положила.
Приехала Зима к Дубу - шапку примерить, а он ей корзинку с семенами подарил. Вернулась она домой, призадумалась: что с подарками делать? Взяла из корзины две половинки пустого грецкого ореха, склеила волшебным клеем ПВА, и получился ореховый бочок (рис.1).
Скатала пластилиновый шарик, приклеила сверху семена арбуза – появилась голова с ушками (рис.2).
Из яблочных семечек сделала глаза, из двух половинок гороха – нос, а из семян люпина – рот.
- Как на кота похож! – удивилась Зима. – Только усов длинных не хватает.
Сделала она усы из сухих травинок (рис.3).
Затем Зима наполнила шляпки желудя пластилином и прикрепила их к туловищу так, чтобы пластилина не было видно (рис.4).
Осталось только голову к туловищу прикрепить. Коснулась Зима котика волшебной палочкой – он и ожил. Спрыгнул он со стола, усами пошевелил (рис.5).
- Назову-ка я тебя Ореховый Бочок! – решила Зима.
Сел котик у печки ледяной, взял ступку и стал льдинки толочь, волшебной иголкой прокалывать. Зима вышивала этими льдинками-бусинками теплые наряды, а коток Ореховый Бочок на санях развозил их травам и деревьям.
Деревьев и кустов в лесу много, даже вдвоем не успевали Зимушка и котик всех в белые наряды одевать. Решили они, что нужен им еще один помощник.
Урок - 2
ЗАЙЧИШКА ДЛИННОЕ УШКО
Взяла Зима две ореховые скорлупки и склеила их клеем ПВА (рис.6).
Котик скатал голову из пластилина, вставил длинные ушки – косточки финика (рис.7).
Для глаз Ореховый Бочок выбрал семена яблок, для носа – половинку горошины, для рта – семечко акации (рис.8).
Тем временем Зима при помощи пластилинового шарика приклеила к туловищу задние лапки – косточки финика. Передние лапки – семена арбуза – приклеила к туловищу волшебным клеем ПВА (рис.9).
Кот прикрепил голову к туловищу
Зима говорит:
- Ушки длинные, как у зайца. Назовем его Длинное Ушко!
Прикоснулась к зайчишке волшебной палочкой, он тотчас ожил и говорит:
- Всем я хорош, только усов не хватает!
Коток Ореховый Бочок сделал ему усы из травинок (рис.10).
Сел Длинное Ушко на лавочку у дверей, стал серебряную пряжу в клубочки сматывать. Зима научила его вязать рукавички и шапочки для кустов и деревьев.
Урок - 3
МИШКА ТОРОПЫЖКА
Уехала однажды Зимушка в лес, а Ореховый Бочок и Длинное Ушко дома остались. Котик зайчишке и говорит:
- Давай сами попробуем друга смастерить – медвежонка!
- Ты же знаешь: нельзя брать волшебную палочку без разрешения! – отвечает заяц.
- Да хозяйка ничего не заметит, мы ведь ее обратно в шкатулку положим! – шепчет кот.
И друзья принялись за работу. Они очень старались все делать правильно. Сначала склеили две половинки грецкого ореха клеем ПВА. Потом скатали пластилиновый шарик, который получился в два раза меньше, чем туловище (рис.11).
Вынули из ивовой корзины семь шляпок желудя: две для ушек, одну поменьше, для носа и четыре для передних и задних лапок. Кот заполнил шляпки пластилином (рис.12).
Длинное Ушко прилепил лапки к туловищу (рис.13)
Коток Ореховый Бочок прикрепил ушки к голове. Глаза сделал из семян люпина, прикрепил готовый нос и рот – маленькую шляпку желудя и убрал из-под шляпки лишний пластилин (рис.14).
Зайчишка Длинное Ушко соединил голову и туловище (рис.15)
Котик достал шкатулку, поставил ее на стол, а зайчик и говорит:
- Торопись, скоро Зима вернется!
Кот поспешно взял волшебную палочку в лапы и прикоснулся ей к медвежонку. Медвежонок сразу затопал по столу, да так быстро, что уронил шкатулку на пол.
Тут и Зима домой вернулась. Посмотрела она на их работу и говорит:
- Что же вы наделали! Теперь мишка всегда будет торопиться. Почему волшебную палочку без разрешения взяли?
Опустили котик и зайчишка головы, стоят, молчат. Начал медвежонок семена со стола в корзину убирать, но так спешил, что опрокинул и все рассыпал.
Прозвала Зима мишку Торопыжкой. За что бы он ни брался - пряжу ли прясть, вышивать ли, льдинки ли толочь, - ничего у него не получалось: торопился очень.
Пришлось Зиме снова волшебную палочку доставать. Прикоснулась она к Торопыжке – и перестал он торопиться. Сел спокойно на лавочку, взял иголку с серебряной ниткой и стал учиться вышивать.