Вид занятия: комплексное (художественная литература, выразительные движения, сенсорное воспитание, изобразительное искусство) во 2 младшей группе по программе Л. Венгера “Развитие”.
Тема: “Сказки, в гости к нам!”.
Программное содержание:
Осваивать действие замещения персонажей знакомых сказок (“Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, “Лиса, заяц и петух”).
Закреплять действие идентификации с эталоном цвета (красный, оранжевый жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).
Совершенствовать умение передавать движения, изображающие внешние действия персонажей (Мишутка бегает, прыгает, кувыркается и т. д.), использовать звукоподражание, интонационную окраску голоса для передачи образа героев.
Овладение действием замещения реальных объектов в беспредметной живописи. Совершенствовать умение работать с кистью и гуашью.
Развивать фантазию, активизировать речь, способствовать раскрепощённости, эмоциональной отзывчивости.
Подготовка оборудования: Элементы костюмов Козы, Лисы; игрушка – медвежонок, макет книги с пустыми страницами, заместители (круги разного цвета, величины) по каждой сказке, бумага, кисти №6, гуашь двух цветов (красная, жёлтая), салфетки, подставки для рисунков, трафареты с силуэтом лисы, игра “Спрячь козлёнка” (по типу игры “Спрячь мышку”).
Инструментальная музыка: “Ах вы сени”. Русская народная мелодия.
Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей на ковёр, послушать сказку, открывает книгу, а в ней чистые страницы.
Воспитатель: А где же картинки? Ничего нет. Только высыпались круги.
Раскладывает перед детьми два больших (белый, серый) и семь маленьких кругов.
Воспитатель: Какие по цвету круги? Какие круги по величине? Как вы думаете, что это за сказка?
Ход занятия:
Воспитатель: А сейчас к вам в гости сказка придёт?
Воспитатель уходит за ширму, надевает элементы костюма Козы, выходит, поёт песню:
Ах, козлятушки, куда сгинули?
На кого ж вы меня покинули?
Позабыли вы голос матушки,
Получилися обознатушки.
А вы не видели моих козлят? (“Их съел волк”)
Нет, они хитрые, они, наверно, спрятались в
разноцветные домики.
Все подходят к игре, разложенной на столе.
Вот они. Только очень испугались. Как испуганно
они кричат? (Ме – ме – ме)
Помогите им, закройте двери в домиках.
Проводится игра “Спрячь козлёнка”.
Какой по цвету домик получился у Ани? Насти?
Как козлята теперь весело запели? (Звукоподражание.)
Вы помогли моим козлятам, а я вам сказку подарю.
Воспитатель достаёт три круга коричневого цвета разной величины.
Что это за сказка? (Дети называют.)
Большой круг – это кто? А средний? Маленький?
А вот и сам Мишутка в гости пришёл.
Воспитатель уходит за ширму, снимает атрибуты Козы и вносит игрушку- Медвежонка.
Я Мишутка - баловник,
И скучать я не привык.
Физкультминутка: Под русскую народную мелодию Медвежонок прыгает, танцует вместе с детьми. С окончанием музыки уходит.
Воспитатель: Снова книгу открываем,
Сказку новую читаем.
Воспитатель достаёт заместители к сказке “Лиса, заяц и петух”.
Кто это может быть? Как называется сказка?
Кто же из этой сказки к нам придет?
Воспитатель за ширмой переодевается в костюм Лисы.
Вы меня узнали? А как меня в лесу называют?
(варианты: Лиса – Патрикеевна, Лисичка –
сестричка, Лиса – Алиса, Лиса – хитрые глаза…)
А я люблю, когда меня называют Лиса – красавица. У
меня очень красивая шубка. Какая она по цвету? (Оранжевая.)
За рекой растаял дождик,
Высох мой нарядный мех.
Нарисуй меня, художник –
Я в лесу красивей всех.
А вы сможете нарисовать мою шубку? У вас ведь нет оранжевой краски? (надо смешать жёлтую и красную.)
Дети под спокойную музыку выполняют смешивание на листах бумаги, воспитатель от лица Лисы руководит деятельностью детей (индивидуально). По окончании, работы вставляются в трафареты и устанавливаются на подставки.
Итог: Лиса хвалит детей.
Все рисунки хороши. Не могу выбрать лучший. Позовём ваших друзей – пусть они выберут.
В группу приглашаются остальные дети.
Литература:
1. Л. А. Венгер. Домашняя школа мышления. Дошкольное воспитание №3 – 10, 1991г.
2. Планы занятий по программе “Развитие” для младшей группы детского сада. УЦ им. Л. А. Венгера. Москва, 1999г.
3. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. Москва, “ГНОМ – ПРЕСС”, 1999г.
Вид занятия: комплексное (ознакомление с пространственными отношениями, развитие элементарных математических представлений, конструирование, выразительные движения) в средней группе по программе Л. Венгера “Развитие”.
Тема: “Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит”.
Программное содержание:
1. Закрепление пространственных представлений при прочтении плана помещений всего детского сада.
2. Овладение действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта).
3. Совершенствовать умение использовать контурное изображение при построении композиции из нескольких конструкций, согласованию действий друг с другом в совместной работе.
4. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и пантомимике различное состояние героев сказки.
5. Развивать способность к наглядному моделированию, творческие способности и воображение.
Предшествующая работа: Чтение и прослушивание в грамзаписи сказок К. Чуковского “Айболит”, “Айболит и Бармалей”; контрастное рисование “Айболит и Бармалей”; изготовление атрибутов (герои сказки), разучивание песни “Кролик” [4].
Подготовка оборудования: Планы помещений детского сада с указанием места, чемоданчик Айболита, карточки с изображением животных “рис.1”, карточки с контурным изображением построек, наборы строительных деталей, дополнительные детали: деревья, цветы, животные, флажок с красным крестом, портрет Бармалея.
Инструментальная музыка: “Болезнь куклы”, “Полька” П. Чайковский.[3]
Переход от самостоятельной к организованной деятельности.
Создание проблемной ситуации: Воспитатель подходит к группе детей.
Вы слышите, кто – то плачет? Давайте поищем, кто это может быть.
Привлекая к поиску детей, находят забинтованного зайчишку.
Что с ним случилось? (Варианты ответов детей.)
Кто поможет, кто вылечит беднягу? (Айболит.)
А где мы Айболита найдём,
Кого за ним мы пошлём?
А в этом, может, нам план поможет.
Где тут виден красный крест? Вот он. И других не
видно здесь.
Несколько детей уходят за Айболитом, с остальными проводится беседа.
Как можно вылечить зайчишку? (Варианты детей).
Входит Айболит.
Что случилось?
Дети отвечают песней. [4]
Нам сегодня очень грустно –
Бедный зайчик заболел.
Даже вкусный лист капустный
Бедный зайчик наш не ел.
Как нам быть? Как нам зайчика лечить?
Айболит:
Чем смогу, помогу.
Хоть лекарство очень горько,
Но в лекарстве польза есть.
И невкусную касторку надо зайчику всю съесть.
Зайчик ваш касторку съел и опять повеселел.
Распределение детей на подгруппы:
Ой, доктор, а здесь ещё больные зверюшки: ежата, медвежата и лисята.
Айболит.
Что же мне делать? Мне одному не справиться. Мне ведь ещё Таню с Ваней спасать. Мне нужны помощники.
Воспитатель предлагает разделиться: кто – то пойдёт с Айболитом, а кто – то будет лечить зверей. (варианты распределения: считалки, лотерея или др.)
Айболит оставляет чемоданчик.
Вот вам мой чемоданчик, в нём есть всё необходимое.
Айболит с подгруппой детей уходит, остальные дети остаются с воспитателем .
Ход занятия:
Дети подходят к индивидуальным карточкам с изображением животных “Рис. 1”
Рис.1
Чем мы будем лечить своих зверей? (Варианты:
таблетки, микстуру и т. д.)
А как узнать сколько надо таблеток, градусников? (С
помощью фишек.)
Дети определяют необходимое количество (без
счёта).
Подходят к оставленной Айболитом аптечке и
обнаруживают портрет Бармалея и план помещений
детского сада. На плане обозначены места, где
находятся лекарства.
Создание проблемной ситуации: Что же нам теперь делать? (Варианты ответов детей: искать по плану и др.)
Дети выполняют задание: каждому больному приносят лекарство, устанавливая взаимно однозначное соответствие.
Физкультминутка: Кто у вас уже выздоровел? Покажите, как ваш герой болел, а потом выздоровел.
Дети надевают на голову выполненные самостоятельно, атрибуты и с помощью мимики и пластики изображают героев. Выразительные движения заканчиваются общей пляской.
А теперь давайте построим свой больничный
городок.
Что в нём можно построить? (Варианты детей: дом,
больницу, забор, ворота, машину скорой помощи,
мост, горки и т. д.)
На столах (полу) условными значками отмечены места для размещения построек.
Дети под музыку выполняют конструкции, создавая общую постройку, которую дополняют мелкими деталями. (Деревья, цветы, животные, флажок на воротах и др.)
Переход к самостоятельной деятельности:
По окончании работы приглашаются остальные дети, постройки обыгрываются.
Литература:
1. Домашняя школа мышления. Л. Венгер. Дошкольное воспитание №11,12 – 1991г.; №2 – 4 - 1992г.; №7,8 – 1992г.
2. Планы занятий по программе “Развитие” для средней группы детского сада. УЦ им. Л. Венгера “Развитие”. Москва, 1999г.
3. Нотный материал. Детский альбом. П. Чайковский. Издательство “Музыка”, Москва. 1977г.
4. Нотный материал. Про птиц и животных. Сост. Н. И. Щипицына. Музгиз. 1962г.