Дидактическое проектирование учебной темы, как средство опережающего управления образовательным процессом

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


За последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания, предполагающие усиление направленности образования на формирование личности как наивысшей ценности, создание адаптивного поля деятельности для ученика и соответственно для учителя.

Эту идею я реализую через рационализацию учебного процесса, то есть через разработку целостной системы логически связанных действий, которая является основой легкости и комфортности продвижения ученика в процессе учебной деятельности, то есть в усвоении той или иной порции учебного материала.

Каковыми же могут быть общие подходы к организации такой деятельности?

Основополагающим здесь является планирование желаемого результата и проектирование учебных действий для его достижения.

Проектировать учебные действия можно заранее путем оперирования с условиями учения, которые затем с большей или меньшей вероятностью не позволяют, чтобы учебные действия “двигались” иным путем и в другую сторону.

Средством для достижения этого, может стать дидактическое проектирование учебной темы, а формой планирования – ее дидактический проект.

Дидактический проект как форма планирования позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно- регулировочному, рефлексивному.

Дидактический проект темы – это модель процесса поэтапного движения к желаемому конечному результату. Это особое средство обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий учителя и ученика.

Как и всякий любой проект, дидактический проект учебной темы должен обладать определенными качествами: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность сбоям.

Отсутствие у проекта какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что-либо желаемый результаты не будут получены вовсе, либо получены в более поздние сроки или с большими, чем предполагалось, затратами.

Дидактический проект является, прежде всего, рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности по данной теме. В этом его главное назначение.

Как и любую творческую работу, разработку проекта нужно начать с осмысления предстоящей деятельности и ее результатов, создать как бы контуры, определяющие перспективы вашей предполагаемой деятельности и ее результаты.

Наличие такой основы, осознание задуманного, намеченного облегчает процесс подготовки к изучению темы.

Дидактический проект - это паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором с предельной лаконичностью и однозначно представлены главные параметры учебного процесса.

Составление проекта я начинаю с проблемно-ориентированного анализа учебного материала.

Анализ - это первый шаг на пути определения целей.

Цель - это модель желаемого будущего. В этом плане цель включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Исходя из общих идей современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер, и складывается из трех аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.

Сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Задача раскрывает реальные шаги достижения цели, она как бы отвечает на вопрос “что необходимо сделать для достижения цели?” Поэтому познавательную (образовательную) цель я рассматриваю как комплексную разноуровневую цель, планируемую

  • на уровне знания (что должен знать);
  • на уровне умения (что должен уметь);
  • на уровне значения (область применения).

Причем важным здесь является планируемый исходя из следующей градации

(1-4) Уровень усвоения понятий.

(1) Уровень представлений.

В этом случае ученик имеет представление о предмете. Может отличить один объект от другого, но не всегда может выделить существенные признаки, отделить их от несущественных.

(2) Уровень определения.

Ученик усваивает все существенные признаки понятия. Может отличить их от несущественных; может указать род (более широкое понятие) и видовое отличие (чем данное понятие отличается от всех остальных, входящих в данный род). Например, пирамида - пространственная фигура (родовое отличие), видовое отличие(основание - многоугольник, вершина пирамиды соединена отрезками с вершинами основания).

(3) Уровень элементарного оперирования.

Понятие достаточно обобщено, усвоены наиболее существенные связи данного понятия с другими, ученик может применять данное понятие в несложных ситуациях.

(4) Уровень активного оперирования.

Ученик может использовать данное понятие в разнообразных ситуациях при изучении материала.

Например, при проектировании темы “Уравнение с одной переменной”, комплексная дидактическая цель: углубить понимание сущности известного понятия уравнения, ввести понятие корня, равносильности уравнений, обучить новому способу действий с членами уравнения.

Ее можно расчленить на частные дидактические цели следующим образом.

Что должен учащийся знать:

Определение уравнения с одной переменной. (1)
Что значит решить уравнение? (2)
Определение корня уравнения (2)
Определение равносильности уравнений. (2)
Свойства равносильности уравнений. (3)

Что должен учащийся уметь:

Определять, является ли уравнение уравнением с одной переменной. (2)
Выполнять равносильные преобразования уравнения. (4)
Находить корни уравнения. (3)
Определять, является ли данное число корнем уравнения. (3)

Область применения:

Эти понятия будут широко использоваться при решении всех видов уравнений, математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач.

Нужно отметить, что уровень здесь определяется в зависимости от интеллектуальных возможностей учащихся того или иного класса, в котором мы работаем.

Развивающий аспект цели является наиболее трудным. Здесь необходимо иметь в виду, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания. Отсюда следует, что развивающий аспект цели может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, иногда и для уроков целой темы.

Воспитательная цель урока охватывает одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Определяя одну воспитательную цель, нужно ставить различные воспитательные задачи. И опять же одна воспитательная цель может быть поставлена ко всей проектируемой теме, так как за один или два урока мы не можем воспитать какое-то определенное качество у учащихся.

Поскольку цели материализуются через содержание, а не секрет, что требования школьной математики сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности “среднего” ученика, то сохраняя объективность, можно безболезненно отобрать обязательный материал, определив необходимый с общеобразовательной и житейской точек зрения базовый объем знаний, который должен быть добротно усвоен. Для этого нужно провести проблемно – ориентированный анализ учебного материала от “конца к началу” то есть от того, какие должны быть результаты. Рекомендуемый современный методологический путь от” конца к началу” позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. То есть сделать необходимый отбор содержания материала предложенного автором того учебника, по которому ведется преподавание в том или ином классе, ответив для себя на следующие вопросы:

  1. Нужно ли содержание углубить или какой то теоретический материал изучить поверхностно? (Ответ на этот вопрос зависит от планируемого уровня усвоения материала для каждого конкретного класса).
  2. Между какими понятиями установить отсутствующие, но необходимые связи (частенько вводим понятие, а затем долгое время к нему не обращаемся, но на выходе из школы оно используется)?
  3. Позволяет ли материал темы обеспечить усвоение каких либо новых понятий, ранее не вводившихся, например, статистика, теория вероятности и др.?
  4. Какие ведущие идеи темы нужно знать учащимся?
  5. Какой материал необходим для актуализации знаний?
  6. Какие термины войдут в “Словарь понятий” изучаемой темы? Основные ведущие понятия должны войти в базисный минимум знаний. Понятия частного вида, в дальнейшем не используемые (редко используемые), могут быть исключены после ответа на следующие вопросы:
    – Существенно ли влияние данного понятия на формирование цельной картины изучаемого материала?
    – Насколько значимо усвоение данного понятия учеником с точки зрения овладения им методами изучаемой науки?
    – Как скажется наличие или отсутствие данного понятия на рациональность мышления?
    – Какова практическая значимость данного понятия, нужно ли оно всем ученикам в дальнейшей повседневной жизни?
    – Скажется ли устранение данного понятия при последующем изучении материала?
  7. Можно ли организовать опережающее обучение с целью интенсификации процесса обучения?
  8. Какие способы выполнения заданий, правила их выполнения, алгоритмы, некие инструкции могут обеспечить успешную подготовку ученика?
  9. Какой материал можно изучить в режиме проблемного обучения?
  10. Какие выводы должны быть сформулированы и отработаны с учащимися по каждому разделу.
  11. Какие социально-значимые потребности и мотивы учащихся могут быть реализованы? (Насыщение изучаемого материала сведениями, фактами из повседневной действительности; эстетическое содержание учебного материала; привлечение логических упражнений; занимательных и старинных задач, исторических сведений).
  12. Каковы возможные типичные ошибки? ( В процессе проектирования учебной темы нужно обязательно продумать, каковы могут быть причины их возникновения и какие шаги вы должны предпринять, чтобы не допустить их появления.)
  13. Какие учебные задания предложены для формирования знаний, умений и навыков?

Анализ ключевых категорий учебной деятельности показывает, что усвоение содержания и развития ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности этапов восприятия (осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности).

Знания проявляются только в деятельности.

Чтобы ребенку было легко учиться, ему надо дать знание того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность на практике применить полученные знания. То есть учебные действия можно заранее проектировать путем оперирования с условиями учения.

Одним из факторов, который позволяет осуществлять проектирование учебных действий, являются учебные задачи. Поэтому очень важным этапом в проектировании учебной темы является конструирование системы учебных заданий.

Первое, что я делаю при конструировании, – это просматриваю все задания, предлагаемые при изучении темы в базовом учебнике, альтернативных учебниках, в имеющихся дидактических материалах различных авторов, тестовые и контрольные работы, изучаю требования обязательного государственного образовательного стандарта.

Для “внесения порядка” в систему учебных задач я использую таксономию Даны Толлингеровой, которая позволяет сконструировать систему учебных задач таким образом, чтобы достигнуть запланированного уровня усвоения знаний. В ее таксацию входит пять категорий задач:

  1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных (1);
  2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными (2);
  3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными (3);
  4. Задачи, требующие сообщения данных (4);
  5. Задачи, требующие творческого мышления (5).

Внутри каждой категории идет более подробная классификация задач, что, в рассмотренном ниже примере отмечено, например, как (2.5).

Рассмотрим это на следующем примере.

Тема: “Линейная функция”

На уроке использован следующий набор учебных заданий:

  1. Определите вид функции y = x + 5. (2.5)
  2. Что является графиком этой функции? (1.2)
  3. Исходя из вида функции, определите, как будет расположен ее график на координатной плоскости. (2.5)
  4. Установите, в какой точке график функции будет пересекать ось ординат? (2.7)
  5. Постройте график функции. (4.3)
  6. Перечислите свойства данной функции. (2.2)
  7. Найдите для значения х =1,3; –2,4 соответствующие значения функции, используя график и формулу. (2.9)
  8. Сравните полученные результаты. (2.5)
  9. Найдите по значениям функции у = 1/2; 6.3 соответствующие значения аргумента. (2.9)
  10. Сравните полученные результаты. (2.5)
  11. Придумайте функцию таким образом, чтобы ее график был параллелен графику данной функции (5.0)
  12. Придумайте функцию таким образом, чтобы ее график совпал с графиком данной функции (5.0)

Если, например, я на уроке ставлю цель научить решать задачи, требующие совершать сложные логические операции, по таксономии это задачи 3.0, а в данном наборе задач, по частоте преобладают, как вы видите задачи категории 2.0 (задачи, требующие простых мыслительных операций), то дидактическая ценность этого набора невысока и, следовательно, мой педагогический замысел ничего не стоит.

От правильного выбора системы задач и последовательности их ввода, зависит продвижение учащихся по теме и в своем интеллектуальном развитии. Я работаю в классах с разным уровнем обучения (общеобразовательных, с углубленным изучением математики) и конструирование системы учебных заданий в соответствии с таксономией задач Д.Толлингеровой позволяет мне, как заранее спрогнозировать уровень развития того или иного класса, так и правильно оценить все предлагаемые разными источниками учебные задачи.

И, конечно, немаловажно, чтобы каждый наш ученик ясно представлял себе то, что от него требуется на каждом этапе его продвижения по теме, и обязательно знал к какому конечному результату в процессе изучения темы он должен прийти.

Далее я строю циклограмму уроков, определяя оптимальное количество часов на изучение и тип урока каждой подтемы проектируемой темы.

Следующий шаг в составлении дидактического проекта это анализ приемов, средств и методов обучения, соответствующих поставленным образовательным, развивающим, воспитательным целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся и учителя, имеющимся условиям и отведенному времени на изучение учебного материала проектируемой темы. Далее моделирую структурные моменты уроков темы, а также продумываю целесообразность и эффективность использования форм организации познавательной деятельности учащихся.

Мир вступил в новую эпоху. Необходимость новых знаний, умение самостоятельно получать знания, способствовало возникновению нового вида образования, имя которому компьютерные технологии.

При дидактическом проектировании учебной темы можно использовать эти новые возможности, привлекая детей к разработке и подготовке материалов для дидактического оснащения темы через творческую работу учащихся в виде презентаций, публикаций, создания буклетов,web-сайтов,web-страниц и так далее, которые впоследствии можно активно использовать на различных этапах изучения темы.

Поскольку процесс продвижения по теме моделируется заранее, то мы заранее можем спланировать деятельность учащихся, их активное вовлечение в изучение необходимого материала, порождая тем самым ситуацию успеха для каждого ребенка.

Для фиксирования результатов проектирования удобно пользоваться формой отображенной в обычной канцелярской книге “Office-book”(25 х 20) в виде таблицы(смотрите ниже).

К первой странице сбоку и снизу, к последней странице только снизу, приклеивается по 1/3 части листа с не изменяющейся информацией (залитая часть таблицы), что позволяет учителю значительно экономить время.

На первой странице тетради записывается название проектируемой темы и количество часов на ее изучение.

На каждый последующий урок отводится по две страницы (2-3, 4-5, 6-7 и т.д.).

Предложенная форма дидактического проекта учебной темы позволяет детально и компактно изложить весь, необходимый для процесса изучения темы, материал. В представленной ниже таблице отображена 2 и 3 страницы тетради (не закрашенная часть), где фиксируются материалы первого урока темы, на следующих двух страницах – материалы следующего урока проектируемой темы и т.д.

В настоящее время научно-обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогического процесса школы – это развитие нравственной и творческой личности. Реализовать это можно через формирование творческих умений. Поэтому в форме для дидактического проекта особо выделен раздел “использование опыта творческой деятельности учащихся”.

Очень хорошо в этой форме просматривается удельный вес деятельности учащихся на уроке и поэтому есть возможность своевременной корректировки планирования деятельностного подхода к обучению, чтобы можно было увидеть, кого на уроке “больше”, ученика или учителя?

ТЕМА УРОКА  
ТИП УРОКА
ВИД УРОКА
 
Э Т А П Ы 1 Организа-
ционный
                     
2 Проверка домашнего задания          
3 Всесто-
ронняя проверка знаний
         
4 Подготовка учащихся к созна-
тельному усвоению знаний (постановка учебной проблемы)
         
5 Усвоение новых знаний          
6 Закреп-
ление новых знаний
         
7 Инфор-
мация учащихся о домашнем задании.

Инструктаж о выпол-
нении

         
  Комп-
лексная образо-
вательная цель
На уровне знания: (что должен знать) На уровне умения (что должен уметь) На уровне значе-
ния (область приме-
нения)
Разви-
вающая цель
Воспита-
тельная цель
Формы органи-
зации познава-
тельной деятель-
ности
Методы обуче-
ния
Исполь-
зование опыта творче-
ской деятель-
ности учащихся
Деятель-
ность учителя
Деятель-
ность учащихся

Качественные перемены, происходящие в отечественной школе (широкое развертывание инновационных процессов, многообразие учебной литературы и вообще смена парадигмы образования) предъявляют все возрастающие требования к работе учителей.

Всем нам приходится действовать в условиях непредсказуемости и неопределенности в нашем обществе и образовании. И одним из важных качеств учителя, позволяющих ему адаптироваться в сложной социальной педагогической ситуации, является способность планировать свою деятельность.

Думается, что эти материалы помогут вам осуществлять системный подход к своей педагогической деятельности, обеспечивая тем самым формирование адаптивной среды обучения для наших детей.