“Гуманизм – это застава, охраняющая отца и мать столько же, сколько и детище: первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызений совести.”
О. Бальзак
Закон РФ “Об образовании” первым принципом государственной политики в области образования называет его гуманистический характер. Почему же отношение к людям, как заботу о человеке, его жизни и здоровье, уважение к его достоинству, любовь к семье стало необходимым отразить в федеральном законе?
Нормативные документы последних лет вскрывают серьезные проблемы детей и подростков в России.
В апреле 2000 года опубликована “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Авторы называют наркотическую ситуацию в стране проблемой, представляющей серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Происходит “омоложение” наркоманов и пополнение их числа детьми из благополучных слоев общества, с высоким материальным достатком. Средний возраст начала употребления алкоголя – 12,5 лет, а приобщения к токсико-наркотическим веществам – 14,2 года. Отягощающим фактором риска авторы называют, в том числе высокую соматическую заболеваемость детей, чрезмерно жесткие нагрузки в современной системе образования, ежедневный эмоциональный дискомфорт.
26.01.2000 г. Министерство образования РФ публикует письмо “О мерах профилактики суицида среди детей и подростков”. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает 2800 детей в возрасте от 5 до 19 лет. Эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Прокуратурой установлено, что 62 % детских самоубийств вызвано семейными конфликтами, причем три четверти детей, покушавшихся на самоубийство, проживали во внешне благополучных семьях. Дети решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против непринятия, непонимания, безразличия, жестокости.
“Национальная доктрина в области образования” (2000 г.) объявила образование сферой интересов и ответственности государства, функционирование которого возможно, благодаря социальному партнерству государства, общества, семей, работодателей.
Каким должно быть взаимодействие педагогов, родителей, детей? Что положить в основу семейного воспитания?
Поскольку корни всех “взрослых” проблем лежат в детстве, мы попытались определить отношение родителей к воспитанию детей нашего детского учреждения.
Проведение опроса родителей позволило заключить, что:
- семья воспитанников полная в 41 % случаев;
- 32% родителей имеет высшее образование;
- 18% семей имеет официальный уровень доходов на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;
- 85% родителей считают, что в ДОУ должны быть дополнительные образовательные услуги (раннее обучение чтению, английский язык, компьютерные технологии).
Необходим системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей с учетом образования и материального положения родителей, с более четким выделением этапа просвещения родителей и этапа организации совместной деятельности.
В программе развития учреждения выделено три направления деятельности.
Первое направление этого сотрудничества заключается в поднятии авторитета ДОУ в глазах родителей с тем, чтобы уменьшить спрос семьи на дополнительное образование вне стен детского сада с целью подготовки детей к школе.
Второе направление указывает на необходимость включения в работу с детьми содержания, которое позволило бы ребенку понять значимость семьи, родных и близких в его жизни.
Третье направление предполагает такую организацию работы дошкольного учреждения, которая строилась бы на взаимодействии с семьей “на равных”.
Педагогический коллектив детского сада “Надежда” определил для себя основные принципы взаимодействия с семьей:
- все формы должны быть интересными для семьи;
- родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
- родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.
Программа “Из детства в отрочество” подсказала нам формы включения родителей в жизнь группы и приобщения их к решению проблем своих детей.
На первом этапе работы с родителями мы стараемся убедить их в том, что подготовка к школе, – а именно это чаще всего волнует мам и пап – не столько умение читать и писать, сколько своевременное развитие важных для каждого возраста психических новообразований. А процесс формирования мотива успеха, адекватной самооценки без участия семьи бывает безрезультатным. Убедительными оказались встречи с родителями бывших воспитанников ДОУ, учащихся 2-3-х классов, которые рассказывали о проблемах, с которыми пришлось сталкиваться их детям в процессе обучения не только в первом классе. Коментарий специалистов детского сада помогает родителям понять истинные причины этих проблем. Так, корни проблем с написанием сочинений и устным пересказом лежат в возрасте 4-5 лет. Детям этого возраста, вдохновенным рассказчикам, для полноценного развития постоянно нужны “уши активного слушателя”. Воспитатель детского сада таковым быть не может и, если семья не компенсирует этот дефицит, в школе возникают трудности с устной и письменной речью. Затем объясняется роль родителей в таких специально создаваемых ситуациях как проведение экскурсии ребенком для мамы или папы к конкретному экспонату зимнего сада, музея вещей, или во время “вернисажа”. Полученный опыт родители могут переносить и в другие ситуации.
Формирование мотива успеха — это принятие и правильная оценка родителями результатов деятельности ребенка. Специалист-психолог в тренинговых упражнениях предлагает мамам и папам нарисовать на доске дом или фигуру человека мелом, закрепленным на двухметровой указке. Подробные упражнения помогают родителям осознать, надо ли быть столь категоричными в оценке формообразующих умений детей в рисовании. Регулярное проведение выставок рисунков – “вернисажей” приучает родителей нравственно относиться к продукту детской деятельности.
На следующем этапе проводится детальное обследование знаний и умений детей в присутствии мам и пап. Правильно расставленные акценты этого мероприятия позволяют родителям реально оценить состояние здоровья ребенка, его возможности, а педагогам – заручиться поддержкой семьи в вопросах развития, наметить пути оказания необходимой помощи. Беседы происходят только индивидуально, чтобы у родителей не возникало сравнения своего ребенка с другими детьми группы.
Понимая, что “воспитание — не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка”, мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, вернисажи, “театральные пятницы”, встречи с интересными людьми и т.п.
Что же такое “вернисаж”? Это средство развития творчества детей на основе взаимодействия с родителями. Проще было бы развесить рисунки, выполненные детьми по образцу, но практика показала, что гораздо ценнее устраивать настоящие вернисажи с торжественным открытием, перерезанием ленты, с оформлением персонального стенда. Маленькие художники с гордостью показывают “главным критикам” – мамам и папам – свои картины. Максимальное сокращение расстояния между детьми и родителями, физический контакт при общении позволили детям ощутить собственную значимость, а родителям – продемонстрировать положительное отношение к продукту детской деятельности и к самому ребенку. Наиболее сложным для родителей, оказалось, найти доступные пониманию детей слова оценки их творческих работ и вдохновения на новый результат. На вернисаже родители могут видеть альтернативные варианты общения взрослого и ребенка и здесь же их опробовать. Чтобы тактично отследить понимание родителями их роли в формировании мотива успеха у детей, были предложены: “Книга отзывов” – в средней группе, “Книга отзывов и предложений” – в старшей. Инструкция предусматривала предварительное оформление родителями странички для юного художника, написание в конце вернисажа отзыва с обязательным индивидуальным прочтением его содержания своему малышу. Задача воспитателя — создать условия для пересказа детьми родительских отзывов и восхититься ими. Отзывы на первых вернисажах были такими: “Ты – молодец, постарался. Нарисовал похожую лисичку. Спасибо Вере Матвеевне за хорошо организованную выставку”. Но в конце учебного года даже в средней группе можно было прочитать: “Дорогой Егорушка! Спасибо тебе за твою зимнюю сказку. Я очень переживала, как ты нарисуешь белые снежинки, ведь снежинки белые и небо белое. УРА! У нашего Егорки все получилось! И как у тебя получились такие нежные оттенки голубого неба, и светло-сиреневые снежинки?! А на твоей красной машине так и хочется прокатиться! Егорка, мы тебя очень любим и ждем новых удивительных картин. Твои мама, папа, баба Оля и сестренка Иришка”. Уникальной образовательной технологией являются “театральные пятницы”. Непременными участниками этой игры становятся зрители – родители, а дети – заслуженные артисты. В средней группе в маленьких спектаклях, не требующих репетиционного периода, дети учатся преодолевать волнение. В старшей группе театр формирует волю, развивает воображение, диалогическую и монологическую речь. Дети приобретают умение ориентироваться на взрослого как на носителя собственных возможностей.
Распространение семейных абонементов в театры города показало заинтересованность родителей в приобщении детей к театральному искусству. Каждая семья приобрела театральный абонемент. Семьи посещали театр одновременно. Эту ситуацию педагоги использовали в познавательных целях. Несколько раз воспитатели организовывали посещение театра детьми без участия родителей. Это еще один косвенный прием оценки эффективности педагогического взаимодействия детей и родителей. На родительских собраниях педагоги умеют восхититься воспитанными детьми-зрителями, помогают увидеть востребованность навыков этикета, то есть выступают не только воспитателями детей, но и воспитателями родителей.
Воспитателями родителей стали праздники в детском саду. Они направлены на то, чтобы мамы, папы, дедушки и бабушки стали едиными участниками праздника – своеобразного тренинга, на котором можно увидеть воспитательные проблемы изнутри и порешать их.
Подготовка к празднику начинается с обсуждения, каким быть празднику, какое культурное наследие и как мы передадим детям. В результате в группах появились родительские сборники: “Банк идей”, “Наши песни”, “Праздничный стол”, “Мамы советуют”. Воспитатели создают ситуацию предвосхищения праздника. Каждая семья получает настоящее приглашение с настоящим штемпелем в своем почтовом ящике. С детьми детально обсуждается этикет приема гостей: где будем раздевать, чем развлекать до начала праздника и т.д. Каждый праздник начинается в группе. Это позволяет превратить родителей из пассивных зрителей в активных участников. Дети идут на праздник рука об руку с родителями, в зале усаживаются рядом, что дает возможность передать ответственность за действия и эмоциональный настрой ребенка родным людям.
На первых праздниках многие дети, как правило, обнаруживают стеснение, боязнь без мамы выйти на публику, чего не происходит в домашней обстановке. Поэтому на следующих праздниках используются игровые приемы, основанные на взаимодействии детей и родителей. Уже на Новогоднем празднике родители знали, что индивидуальное общение ребенка с Дедом Морозом у елки – это “репетиция” будущего общения с учителем у доски. Модель поведения в данной ситуации передают детям их родители. В одной семье – мама не выпустила руку застенчивой Катюши из своей руки, в другой — мама и сестренка создали для Миши ситуацию приобщения к речевому этикету. Образ Золушки, выбранный для замкнутой, нерешительной Сонечки ее родителями, позволил девочке испытать роль организатора. В каждом празднике были свои “секретики”: чему научились сами, – научим своих гостей. Это помогает увидеть, насколько ребенок ответственен, умеет ли доводить начатое до конца, какое при этом эмоциональное состояние испытывает.
Праздники стали педагогически самоценны. Вся информация, которую хотят донести до родителей воспитатели, дается через игровых персонажей праздника и его содержание. В речь героев включаются вопросы по содержанию образовательных программ. Это дает возможность родителям быть в курсе дел и стать их непосредственными участниками.
Общение детей и родителей в условиях праздника позволило вывести наше учреждение на новый уровень взаимодействия с семьей. Мы открыли для себя, что праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что именно “...родители являются первыми педагогами” (Закон “Об образовании”, ст. 18).
На одном из педагогических советов мы обсуждали проблему “Что значит поступить гуманно по отношению к ребенку и его семье?” и пришли к выводам:
- необходимо создать в стенах образовательного учреждения привлекательные условия для совместной деятельности детей и их родителей;
- в этих условиях родители могут “подсмотреть” и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых других семей;
- проблемы своего малыша видятся родителями изнутри, возникает желание сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Мы, педагоги детского сада “Надежда” считаем, что высший гуманизм педагогического процесса – убедить родителей в том, что нет ничего важнее отношений с собственными детьми.