Цель физического воспитания в школе - содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной на игровой деятельности, которая призвана решить основные задачи физического воспитания школьников.
Оздоровительные цели:
- развитие основных ведущих качеств
(кондиционных и координационных);
- укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию.
Образовательные цели:
- обучение жизненно важным
двигательным умениям и навыкам;
- приобретение специальных знаний по баскетболу,
что дает возможность осмысленно применять их в
учебном процессе на практике и укреплять интерес
к занятиям баскетболом в старших классах на
должном технико-тактическом уровне.
Воспитательные цели:
- воспитание интереса и потребности в
систематических занятиях баскетболом;
- содействие воспитанию нравственных и волевых
качеств, развитию психических процессов,
активной, творчески мыслящей личности.
Организационно-методические указания
Сюда относятся:
- высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке;
- педагогические задачи освоения игры в баскетбол; обучение двигательным действиям в баскетболе;
- освоение теоретических и методических знаний об игре в баскетбол;
- приобретение умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
- достижения соответствующего уровня двигательных способностей.
Содержание учебного материала.
Основы знаний.
- Санитарно-гигиенические требования к уроку.
- Разметка игровой площадки.
- Правила участия в подвижных играх, подготовительных к баскетболу.
- Правила игры в мини-баскетбол.
- Основные термины в баскетболе.
- Жесты судей в баскетболе: ошибка в ведении, фол, спорный мяч, мяч не засчитан, минутный перерыв.
Двигательные умения и навыки.
1. Техническая подготовка.
- Техника нападения .
- Техника передвижений.
- Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперед).
- Передвижения приставными ногами (лицом вперед, вправо, влево, спиной вперед).
- Прыжки толчком двух ног.
- Прыжки толчком одной ногой.
- Остановки (прыжком, двумя шагами).
- Повороты на месте.
- Техника владения мячом.
- Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
- Ловля двумя руками “высокого” мяча.
- Ловля двумя руками “катящегося” мяча.
- Передачи мяча.
- Передача мяча двумя руками от груди.
- Передача мяча двумя руками сверху.
- Передача мяча двумя руками снизу.
- Передача мяча одной рукой от плеча.
- Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
- Броски мяча.
- Броски мяча двумя руками от груди с места.
- Броски мяча одной рукой от плеча с места.
- Броски мяча одной от плеча в движении после двух шагов.
- Ведение мяча.
- Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
- Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
- Ведение мяча с изменением высоты отскока.
- Ведение мяча с переводом на другую руку.
- Ведение изменением направления движения.
- Ведение мяча с обводкой препятствия.
- Техника защиты.
- Техника передвижения.
- Стойка защитника с выставленной вперед ногой.
- Стойка защитника со ступнями на одной линии.
- Передвижения защитной стойкой вперед, назад, в стороны.
- Техника владения мячом.
- Вырывание мяча.
- Выбивание мяча.
2. Тактическая подготовка.
- Тактика нападения.
- Индивидуальные действия без мяча.
- Выход на свободное пространство с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.
- Индивидуальные действия игрока с мячом.
- Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.
- Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния.
- Применение изученных способов передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
- Групповые действия.
- Взаимодействие двух игроков “передай выходи”.
- Взаимодействие трех игроков “треугольник”.
- Командные действия.
- Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
- Индивидуальные действия без мяча.
- Тактика защиты.
- Индивидуальные действия.
- Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
- Применение изученных защитных стоек передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.
- Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча.
- Противодействия выходу свободное место для получения мяча.
- Групповые, действия.
- Взаимодействия двух игроков “подстраховка”.
- Командные действия.
- Переключения о г действий в нападении к действиям в защите.
- Использование подвижных игр, подготовительных к баскетболу.
- Индивидуальные действия.
3. Организаторские умения.
- Умение выполнять обязанности помощника учителя в организации и проведении подвижных игр.
- Умение командовать и управлять строем на месте и в движении.
- Умение правильно объяснить и провести с классом несколько упражнений.
4. Ведущие физические качества.
- Быстрота (увеличение скорости простых движений, быстрота реакции).
- Ловкость (точность и координированность движений).
- Гибкость. Выносливость.
5. Участие в соревнованиях.
- По подвижным играм, подготовительным к баскетболу.
- По тестированию средствами баскетбола (СФП).
- По мини-баскетболу (упрощенный вариант)
6. Тестирование средствами баскетбола (СФП).
- Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30м (2 х 15).
- Челночный бег с ведением мяча 3 x 10м.
- Передача мяча двумя руками от груди в стену.
- Штрафной бросок.
Таблица оценки тестов.
Наименование теста |
“5” |
“4” |
“3” |
|||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек |
10,0 |
11,0 |
10,5 |
11,5 |
11,0 |
12,0 |
Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек |
8,6 |
9,0 |
8,9 |
9,2 |
9,2 |
9,4 |
Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий) |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий) |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Переда мяча в стену за 30 сек (кол-во передач) |
19 |
18 |
18 |
17 |
17 |
16 |
Поурочный план по баскетболу.
Урок 1.
Стойка баскетболиста. Передвижения приставными шагами. Ведение мяча с высоким отскоком. Демонстрация тестов средствами баскетбола.
Урок 2.
Тестирование средствами баскетбола (контрольный cpез)
Урок 3.
Прыжки толчком двух ног. Передача и ловля мяча двумя руками от груди. Ведение мяча с низким отскоком. “Школа мяча”.
Урок 4.
Ловля двумя руками “высокого” мяча. Ловля и передача мяча одной рукой. Ведение мяча с изменением скорости передвижения. “Школа мяча”.
Урок 5.
Ловля двумя руками “низкого” мяча. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Основные правила игры в мини-баскетбол. “Школа мяча”.
Урок 6.
Ловля двумя руками “катящегося” мяча. Ведение мяча с переводом на другую руку. Жесты судей в баскетболе. “Школа мяча”.
Урок 7.
Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствий. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны. Бросок мяча в движении после двух шагов.
Урок 8.
Передвижения в защитной стойке с противодействием .Вырывание мяча. Выбор места по отношению к нападающему с мячом. “Школа мяча”. Жесты судей в баскетболе.
Урок 9.
Урок с образовательной направленностью “Мяч в руках”.
Урок 10.
Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Выбивание мяча. Выбор места по отношению к нападающему с мячом. Жесты судей в баскетболе.
Урок 11.
Бросок мяча двумя руками от груди с места. Передача двумя руками от груди с места. Остановка “прыжком”.
Урок 12.
Передача мяча двумя руками сверху. Бросок мяча двумя руками сверху. Выход на свободное место с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.
Урок 13.
“Школа мяча”. Соревнование на развитие силы.
Урок 14.
Урок с образовательной направленностью “С мячом и без мяча”
Урок 15.
Передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола. Взаимодействия двух игроков “Передай мяч и выходи”. Остановка в два шага. “Школа мяча”. Соревнование на развитие координационных способностей.
Урок 16.
Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Взаимодействие трех игроков “Треугольник”. Броски изученными способами. Жесты судей в баскетболе.
Урок 17.
Ведение мяча с изменением высоты отскока. Применение изученных приемов в зависимости от действий и расположения нападающих. Передачи мяча изученными способами. Соревнование на развитие выносливости.
Урок 18.
“Муравейник” на уроке. Двусторонняя учебная игра.
Урок 19.
Совершенствование изученных элементов в двусторонней учебной игре. Жесты судей в баскетболе. Выполнение упражнений по карточке-заданию.
Урок 20.
Тестирование средствами баскетбола (текущий срез). Сравнительная характеристика с контрольным срезом.
Урок 21.
Передача и ловля мяча изученными способами. Действия одного защитника против двух нападающих. Соревнование на развитие быстроты.
Урок 22.
Сочетания изученных элементов в различных связках (вышагивание - ведение - бросок — передача). Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.
Урок 23.
Сочетание изученных элементов в различных связках (ведение -остановка - вышагивание — бросок). Взаимодействия двух игроков “Подстраховка”. “Школа мяча”.
Урок 24.
Сочетание элементов в различных связках (ведение мяча -бросок - передача). Выход на свободное место с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.
Урок 25.
Урок с образовательной направленностью “Сыграемся!”.
Урок 26.
Броски мяча изученными способами (штрафной бросок). Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния. Броски мяча в движении после двух шагов.
Урок 27.
Броски мяча на месте в движении и с места в различных сочетаниях. Передачи мяча на месте и в движении в различных сочетаниях.
Урок 28.
Тестирование средствами баскетбола (итоговый срез). Сравнительная характеристика с текущим срезом. Обсуждение результатов тестирования (мониторинг развития СФП).
Требования к учащимся после прохождения учебного материала.
После прохождения учебного материала учащийся 5 класса должен
Знать:
- характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
- использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
- возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
- возрастные особенности развития основных физических качеств.
Уметь:
- быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
- свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
- вести мяч правой и левой рукой;
- выполнять броски мяча с близкого расстояния;
- осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
- определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.
Демонстрировать:
- изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
- взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
- развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
- возрастную динамику физической подготовленности;
- оценку показателей физического развития.