Занятия этого цикла имеют свою специфику, обусловленную особенностями умственного развития.
Это, во-первых, комплексность мыслительной деятельности. Все познавательные процессы взаимосвязаны, их трудно отделить один от другого, поэтому материалы занятий многозначны, ассоциативны, направлены на развитие одновременно и восприятия, и воображения, и внимания, и других процессов.
Во-вторых, развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно, что предполагает возможность многократного использования игрового материала в разных вариантах с усложнением условий выполнения задания.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя игры и упражнения на развитие:
- произвольного внимания, памяти;
- различных операций логического мышления;
- волевой регуляции поведения;
- коммуникативных навыков;
- мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Примерная структура занятий.
I. Вводная часть -
- установление положительного эмоционального фона,
- настрой детей на совместную работу,
- создание игровой ситуации.
II. Основная часть –
- организация индивидуальной активности детей в различных видах деятельности при выполнении заданий, содержащих обучающие, развивающие задачи.
III. Динамическая пауза –
- организация двигательной активности детей,
- снятие напряжения,
- развитие координации движений.
IV. Завершающая часть –
- организация самостоятельной творческой активности детей,
- рефлексия эмоциональных состояний.
Игра-путешествие “Спасатели”
План занятия.
Этапы занятия |
Упражнения и задания |
Что развиваем и тренируем |
Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. |
Сообщение сороки (введение в игровую ситуацию) |
Слуховое восприятие, внимание, словесно-логическая память, речь. | “Сорока” (объемная игрушка или кукла типа Би-ба-бо) |
II.1. |
“Постройка” корабля |
Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. | Карточки - эталоны с изображением корабля и аналогичные карточки, разрезанные на части. |
1 |
2 |
3 |
4 |
III.1. |
К отплытию готовы! (динамическая пауза) |
Снятие мышечного напряжения, координация движений. | ____________ |
II.2. |
Маршрут корабля (узор по образцу) |
Зрительное восприятие, мелкая моторика. | Карточки с образцом узора , |
II.3. |
“Панорама острова” |
Пространственное восприятие, ориентировка на плоскости. | Доска, магниты, фрагменты панорамы (солнце, облако, дерево, кит, заяц, еж, белка, кот, медведь, корабль). |
II.4. |
Лабиринт. |
Устойчивость внимания, наглядно - действенное мышление, мелкая моторика. | Карточки с изображение лабиринта
простые карандаши. |
III.2. |
Возвращение – игра “Море волнуется” |
Снятие мышечного напряжения, тренировка контроля двигательной активности. | ____________ |
II.5. |
Угощение для зверят |
Обобщение, классификация, речевая активность, | Карточки (морковь, капуста, орехи, грибы, яблоко, мед, молоко, сметана). |
IV. |
“Портреты” на память. |
Творческая активность, отражение эмоциональных состояний, мелкая моторика. | Фломастеры, альбомные листы, шаблоны – силуэты мордочек зверей. |
Ход занятия.
I. – Здравствуйте, друзья мои! Я рада вас видеть. По-моему, кто-то стучит. Смотрите-ка, Сорока! Она что-то говорит. Давайте внимательно послушаем.
- Сорока:
Слушайте, дети, внимательно!
Запомните все обязательно!
Я только что видела издалека:
Солнце над морем и облака,
По синему морю плавает кит,
В море маленький остров лежит,
А, на острове, зайчонок и котенок,
Ежик, белочка, козленок, медвежонок.
Хочет съесть их Бармалей!
Помогите им скорей!
- Улетела Сорока! Вы запомнили, о чем она стрекотала?
- Кто и кого хочет съесть? (Бармалей. Зайчонка, белочку, котенка и т.д.)
- Где эти зверята? (На острове)
- А остров где? (В море)
- О чем еще говорила Сорока? Что она видела из далека? (Солнце, облака, море синее)
- Что будем делать? (Нужно спасти зверей)
- Как можно добраться до острова? (Долететь, доплыть на лодке, катере, корабле)
II.1. – Что ж, не будем терять время. У меня есть чертеж корабля и детали, из которых можно собрать корабль. (Дети получают черно-белые карточки-эталоны и части аналогичных цветных карточек, собирают корабли)
- Проверьте, чтобы детали были правильно подобраны, чтоб корабль не сломался в пути.
- Готовы? Выходим в море!
III.1. Динамическая пауза.
Исходное положение: (дети стоят, ноги на
ширине плеч)
II. 2. – Но, чтобы нам не сбиться с курса, не проплыть мимо острова, нужно проложить маршрут корабля на карте.
- Возьмите карточки, внимательно рассмотрите начало пути корабля и продолжите его до самого острова, повторяя узор без ошибок.
III.3. – А вот и Сорока нас догоняет, она летит высоко и видит далеко.
- Давайте сделаем так: Сорока будет нам рассказывать, что она видит, а мы будем по ее рассказу создавать картину того, что она увидела.
- Сорока:
Справа вверху вижу солнце;
Слева вверху – облака;
Посередине океана показался остров;
Справа от острова по морю я вижу кита;
В центре острова растет дерево;
Справа от дерева – медвежонок и козленок,
Между медвежонком и козленком
Свернулся клубочком ежик;
На дереве сидит белочка,
Слева к острову причаливает корабль.
II.4. – Доплыли! Но, посмотрите, путь зверятам к кораблю преграждает лабиринт, где прячется Бармалей.
- Проложите для зверят путь через лабиринт. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы звери не попали к Бармалею.
III.2. – Ура! Все на корабле! Возвращаемся.
Игра “Море волнуется”:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, замри!
II.5. – Зверята спасены! Но как они напуганы! Чем мы можем помочь им? (Погладить, приласкать, успокоить, утешить, угостить).
- Давайте их угостим. Посмотрите, кому какое угощение можно предложить? (Дети раскладывают карточки с “угощениями” в карманы под изображением зверей, называя, кто, чем питается.)
- Теперь, пожалуй, зверята могут отправиться по домам. Все ли они пойдут вместе? Где, чей дом? (Котенок и козленок – домашние животные, пойдут к людям; зайчик, еж, белка, медвежонок живут в лесу, они - дикие животные).
IV. – На память о нашем путешествии вы можете нарисовать портрет любого животного. Возьмите бумагу, фломастеры, выберите нужный шаблон, обведите его и нарисуйте мордочку.
(Дети по желанию выбирают шаблон, обводят, прорисовывают детали мордочки, передавая эмоциональное состояние животного, развивают сюжет. Например: испуганный котенок на острове под деревом; удивленный медвежонок, увидевший корабль; радостные зайчик и еж на корабле плывут домой и т.д.)
- Наше путешествие закончилось. Спасибо всем! До следующей встречи.
Игра - путешествие “Космонавты”
Подготовительная работа: знакомство детей с картой звездного неба, рассказ о космосе, космонавтах, планетах Солнечной системы и т.д.
- Посмотрите на эти фотографии и рисунки, что на них изображено? (Небо, космос, космические корабли, и т.д.)
- Постарайтесь отгадать такую загадку:
- Верно, это ночное, звездное небо. Что еще мы видим ночью на небе? (Луну) А днем на небе что мы видим? (Солнце).
- Посмотрите – вот Солнце, а вокруг него летят в космосе планеты. (Cхема детям знакома, они сами показывают Землю, Луну). А вот это Марс. Взгляните, на Марсе мигает огонек. Что бы это значило? (Жители Марса подают нам сигнал, что-то хотят сообщить, приглашают в гости и т.д.)
- Обычно в полет отправляются 2 – 3 человека – экипаж. Сделаем так: сидящие за одним столом ребята – это экипаж одного звездолета, они вдвоем и строят космический корабль. (Дети получают схемы звездолета, необходимые материалы, работая в паре, выкладывают на планшете ракету).
План занятия.
Этапы занятия |
Упражнения и задания |
Что развиваем и тренируем |
Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. |
“Сигнал с Марса” введение в игровую ситуацию. |
Расширение словарного запаса, общего кругозора, создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную работу, ассоциативное мышление, умение выделять существенные признаки. | Иллюстративный материал космического содержания. Схема солнечной системы, фонарик. |
II.1. |
“Строим звездолет” |
Понятие симметрии, умение работать в паре, зрительно-моторная координация. | Счетные палочки (спички), пуговицы - иллюминаторы, карточки – схема звездолета, листы бумаги с осью симметрии. |
III.1. |
“Старт” динамическая пауза |
Снятие напряжения, координация движения. | |
II.2. |
“Путь среди звезд” графический диктант. |
Ориентировка на плоскости, действие по словесной инструкции, мелкая моторика. | Карандаши, лист в клетку для графического диктанта. |
II.3. |
“Карта звездного неба” |
Зрительное восприятие, воссоздающее воображение, мышление, наблюдательность, умственная работа в группе, зрительно-моторная координация. | Карта звездного неба, карточки-фрагменты, карты звездного неба, аудиокассета, магнитофон. (Примечание 1) |
1 |
2 |
3 |
4 |
II.4. |
“Город марсиан” |
Умение сравнивать, анализировать, внимание, логическое мышление. | Карандаши, карточки -“логический квадрат”. |
III.2. |
“Пляшущие человечки” динамическая пауза |
Раскрепощение, координация зрительного восприятия и движений, положительный эмоциональный фон. | Аудиокассета, магнитофон, карточки “пляшущие человечки”. |
II.5. |
“Пульт управления” |
Зрительное восприятие и память, концентрация внимания, мелкая моторика, умение отыскивать закономерность. | Пальчиковые тренажеры, карточка с образцом узора. (Примечание 2) |
IV. |
“Возвращение” |
Творческое воображение, фантазия, отображение эмоций в рисунке, цвете. | Бумага, фломастеры или цветные карандаши (не менее 12 цветов). |
Ход занятия.
I. – Всем доброе утро!
Поле это не под ногами,
Это поле вверху над нами,
Не меряно поле огромное,
Усеяно поле зернами,
Днем они исчезают,
Ночью – блестят, сверкают.(Небо, звезды)
II.1. – Но Марс очень далеко в космосе,
как добраться? (Yа ракете, космическом корабле).
III.1. Динамическая пауза “Старт”
Исходное положение: стоя, руки на поясе.
Мы, пилоты звездолета,
Приготовились к полету.
Ключ на старт!
Включить мотор!
Мы взлетаем выше гор.
Звездолет летит на Марс.
Мы вернемся, ждите нас!
Упражнение “Лесенка”: руки, ''догоняя'' друг друга, поочередно приставлять к плечам, вверх, к плечам, на пояс.
Сжатые кулачки перед грудью, большой палец вверх, щелчки пальцами.
Руки через стороны вверх, хлопок.
Кисти рук к плечам, вращение руками вперед.
Из того же положения вращение руками назад.
II.2. – Звездолеты готовы. На нужно еще проложить маршрут среди звезд, чтобы не столкнутся в пути с кометой, не сбиться с курса. (Графический диктант: две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вверх, одна клетка влево и т.д.)
- Карта повреждена! Что могло случиться? (Завелись мыши, искры попали, прогорела и др. ответы)
- Нужно срочно восстановить карту! (Карта звездного неба расстелена на ковре, дети располагаются вокруг, подбирают к отверстиям фрагменты карты, обсуждают варианты), (очень тихо звучит песня “Трава у дома”, группы ''Земляне'')
II.3. – Давайте проверим по карте звездного неба, не сбились ли мы с курса, скоро ли Марс.
II.4. – Итак, мы долетели до Марса. Совершили посадку. Перед нами марсианские дома, из окон на нас смотрят жители планеты. Некоторые окошечки пусты. Рассмотрите внимательно жителей в каждом окошке, сравните их, подумайте как, по-вашему , должен выглядеть хозяин свободного окошечка, нарисуйте его. (Дети решают логический квадрат Зака, рисуют в пустом квадрате “лицо” марсианина).
III.2. – Гостеприимные жители Марса решили научить нас танцевать их танец. Но говорить на нашем языке они не умеют, поэтому будут показывать движения, а вы под музыку повторяйте. (Дети под музыку воспроизводят движения, изображенные на предъявляемых поочередно карточках-пиктограммах; можно использовать припев песни ''Трава у дома'')
II.5. – Пора возвращаться. Что такое? Сбой в компьютере. Переходим на ручное управление звездолетом.
- Будьте очень внимательны. Компьютер на дисплее только один раз покажет правильное расположение кнопок пульта управления.
- Чтобы вернуться на Землю нужно запомнить их и набрать на приборной панели. (Детям на 2 – 3 секунды предъявляется карточка с образцом узора “кнопки пульта”, после чего они на пальчиковом тренажере, накручивая цветные пробки, воспроизводят узор и продолжают его до конца ряда, не нарушая закономерности)
IV. – И вот мы на Земле. На минуту закройте глаза, представьте, что вы увидели на Марсе, какие там дома, животные, есть ли деревья, цветы, как все это выглядит. Теперь возьмите бумагу и фломастеры и постарайтесь нарисовать то, что вы представили, используя геометрические фигуры, раскрасьте рисунок так, чтобы было понятно веселая это планета или грустная, добрые жители или злые, страшно вам было или нет.
- Не забудьте рассказать о путешествии дома. Всем спасибо. До следующего занятия.
(Рисование, обмен впечатлениями)
Примечание 1: На листе ватмана изображается карта звездного неба, из которой вырезаются фрагменты круглой (квадратной, треугольной и т.д.) формы. Дети подбирают нужный фрагмент к каждому ''поврежденному'' участку карты (Упражнение типа “Подбери заплатку”).
Примечание 2: Пальчиковый тренажер несложно изготовить самостоятельно, используя разноцветные пробки от пластиковых бутылок и деревянную панель, на которую наклеены в 2 – 3 ряда горлышки от тех же бутылок.