Конспекты развивающих занятий для старших дошкольников. Из опыта работы

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия этого цикла имеют свою специфику, обусловленную особенностями умственного развития.

Это, во-первых, комплексность мыслительной деятельности. Все познавательные процессы взаимосвязаны, их трудно отделить один от другого, поэтому материалы занятий многозначны, ассоциативны, направлены на развитие одновременно и восприятия, и воображения, и внимания, и других процессов.

Во-вторых, развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно, что предполагает возможность многократного использования игрового материала в разных вариантах с усложнением условий выполнения задания.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя игры и упражнения на развитие:

    • произвольного внимания, памяти;
    • различных операций логического мышления;
    • волевой регуляции поведения;
    • коммуникативных навыков;
    • мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Примерная структура занятий.

I. Вводная часть -

  • установление положительного эмоционального фона,
  • настрой детей на совместную работу,
  • создание игровой ситуации.

II. Основная часть –

  • организация индивидуальной активности детей в различных видах деятельности при выполнении заданий, содержащих обучающие, развивающие задачи.

III. Динамическая пауза –

  • организация двигательной активности детей,
  • снятие напряжения,
  • развитие координации движений.

IV. Завершающая часть –

  • организация самостоятельной творческой активности детей,
  • рефлексия эмоциональных состояний.

Игра-путешествие “Спасатели”

 План занятия.

 

Этапы занятия

Упражнения и задания

Что развиваем и тренируем

Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал

1

2

3

4

I.

Сообщение сороки (введение в игровую ситуацию)

Слуховое восприятие, внимание, словесно-логическая память, речь. “Сорока” (объемная игрушка или кукла типа Би-ба-бо)

II.1.

“Постройка” корабля

Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Карточки - эталоны с изображением корабля и аналогичные карточки, разрезанные на части.

1

2

3

4

III.1.

К отплытию готовы! (динамическая пауза)

Снятие мышечного напряжения, координация движений.

____________

II.2.

Маршрут корабля (узор по образцу)

Зрительное восприятие, мелкая моторика. Карточки с образцом узора

img2.gif (5957 bytes),
простые карандаши.

II.3.

“Панорама острова”

Пространственное восприятие, ориентировка на плоскости. Доска, магниты, фрагменты панорамы (солнце, облако, дерево, кит, заяц, еж, белка, кот, медведь, корабль). 3

II.4.

Лабиринт.

Устойчивость внимания, наглядно - действенное мышление, мелкая моторика. Карточки с изображение лабиринта

4

простые карандаши.

III.2.

Возвращение – игра “Море волнуется”

Снятие мышечного напряжения, тренировка контроля двигательной активности.

____________

II.5.

Угощение для зверят

Обобщение, классификация, речевая активность, Карточки (морковь, капуста, орехи, грибы, яблоко, мед, молоко, сметана).

IV.

“Портреты” на память.

Творческая активность, отражение эмоциональных состояний, мелкая моторика. Фломастеры, альбомные листы, шаблоны – силуэты мордочек зверей.

Ход занятия.

I. – Здравствуйте, друзья мои! Я рада вас видеть. По-моему, кто-то стучит. Смотрите-ка, Сорока! Она что-то говорит. Давайте внимательно послушаем.

  • Сорока:

Слушайте, дети, внимательно!
Запомните все обязательно!
Я только что видела издалека:
Солнце над морем и облака,
По синему морю плавает кит,
В море маленький остров лежит,
А, на острове, зайчонок и котенок,
Ежик, белочка, козленок, медвежонок.
Хочет съесть их Бармалей!
Помогите им скорей!

  • Улетела Сорока! Вы запомнили, о чем она стрекотала?
  • Кто и кого хочет съесть? (Бармалей. Зайчонка, белочку, котенка и т.д.)
  • Где эти зверята? (На острове)
  • А остров где? (В море)
  • О чем еще говорила Сорока? Что она видела из далека? (Солнце, облака, море синее)
  • Что будем делать? (Нужно спасти зверей)
  • Как можно добраться до острова? (Долететь, доплыть на лодке, катере, корабле)

II.1. – Что ж, не будем терять время. У меня есть чертеж корабля и детали, из которых можно собрать корабль. (Дети получают черно-белые карточки-эталоны и части аналогичных цветных карточек, собирают корабли)

  • Проверьте, чтобы детали были правильно подобраны, чтоб корабль не сломался в пути.
  • Готовы? Выходим в море!

 III.1. Динамическая пауза.

Исходное положение: (дети стоят, ноги на ширине плеч)

    • Волны поднимаются! (Руки через стороны вверх)
    • Волны опускаются! (Руки вниз)
    • Ветер дует все сильней, (Руки вверх, движения руками из стороны в сторону)
    • Наш корабль качается. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)
    • Все равно мы доплывем (Имитация плавательных движений руками)
    • И друзей своих спасем! (Руки вверх, хлопки над головой)

 II. 2. – Но, чтобы нам не сбиться с курса, не проплыть мимо острова, нужно проложить маршрут корабля на карте.

    • Возьмите карточки, внимательно рассмотрите начало пути корабля и продолжите его до самого острова, повторяя узор без ошибок.

III.3. – А вот и Сорока нас догоняет, она летит высоко и видит далеко.

    • Давайте сделаем так: Сорока будет нам рассказывать, что она видит, а мы будем по ее рассказу создавать картину того, что она увидела.
    • Сорока:

    Справа вверху вижу солнце;
    Слева вверху – облака;
    Посередине океана показался остров;
    Справа от острова по морю я вижу кита;
    В центре острова растет дерево;
    Справа от дерева – медвежонок и козленок,
    Между медвежонком и козленком
    Свернулся клубочком ежик;
    На дереве сидит белочка,
    Слева к острову причаливает корабль.

II.4. – Доплыли! Но, посмотрите, путь зверятам к кораблю преграждает лабиринт, где прячется Бармалей.

    • Проложите для зверят путь через лабиринт. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы звери не попали к Бармалею.

III.2. – Ура! Все на корабле! Возвращаемся.

    Игра “Море волнуется”:

    Море волнуется – раз,
    Море волнуется – два,
    Море волнуется – три,
    Морская фигура, замри!

II.5. – Зверята спасены! Но как они напуганы! Чем мы можем помочь им? (Погладить, приласкать, успокоить, утешить, угостить).

    • Давайте их угостим. Посмотрите, кому какое угощение можно предложить? (Дети раскладывают карточки с “угощениями” в карманы под изображением зверей, называя, кто, чем питается.)
    • Теперь, пожалуй, зверята могут отправиться по домам. Все ли они пойдут вместе? Где, чей дом? (Котенок и козленок – домашние животные, пойдут к людям; зайчик, еж, белка, медвежонок живут в лесу, они - дикие животные).

IV. – На память о нашем путешествии вы можете нарисовать портрет любого животного. Возьмите бумагу, фломастеры, выберите нужный шаблон, обведите его и нарисуйте мордочку.

(Дети по желанию выбирают шаблон, обводят, прорисовывают детали мордочки, передавая эмоциональное состояние животного, развивают сюжет. Например: испуганный котенок на острове под деревом; удивленный медвежонок, увидевший корабль; радостные зайчик и еж на корабле плывут домой и т.д.)

    • Наше путешествие закончилось. Спасибо всем! До следующей встречи.

    Игра - путешествие “Космонавты”

Подготовительная работа: знакомство детей с картой звездного неба, рассказ о космосе, космонавтах, планетах Солнечной системы и т.д.

    План занятия.

     

    Этапы занятия

    Упражнения и задания

    Что развиваем и тренируем

    Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал

    1

    2

    3

    4

    I.

    “Сигнал с Марса” введение в игровую ситуацию.

    Расширение словарного запаса, общего кругозора, создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную работу, ассоциативное мышление, умение выделять существенные признаки. Иллюстративный материал космического содержания. Схема солнечной системы, фонарик.

    II.1.

    “Строим звездолет”

    Понятие симметрии, умение работать в паре, зрительно-моторная координация. Счетные палочки (спички), пуговицы - иллюминаторы, карточки – схема звездолета, листы бумаги с осью симметрии.

    III.1.

    “Старт” динамическая пауза

    Снятие напряжения, координация движения.  

    II.2.

    “Путь среди звезд” графический диктант.

    Ориентировка на плоскости, действие по словесной инструкции, мелкая моторика. Карандаши, лист в клетку для графического диктанта. 5

    II.3.

    “Карта звездного неба”

    Зрительное восприятие, воссоздающее воображение, мышление, наблюдательность, умственная работа в группе, зрительно-моторная координация. Карта звездного неба, карточки-фрагменты, карты звездного неба, аудиокассета, магнитофон. (Примечание 1)

    1

    2

    3

    4

    II.4.

    “Город марсиан”

    Умение сравнивать, анализировать, внимание, логическое мышление. Карандаши, карточки -“логический квадрат”.6

    III.2.

    “Пляшущие человечки” динамическая пауза

    Раскрепощение, координация зрительного восприятия и движений, положительный эмоциональный фон. Аудиокассета, магнитофон, карточки “пляшущие человечки”.7

    II.5.

    “Пульт управления”

    Зрительное восприятие и память, концентрация внимания, мелкая моторика, умение отыскивать закономерность. Пальчиковые тренажеры, карточка с образцом узора. (Примечание 2)

    IV.

    “Возвращение”

    Творческое воображение, фантазия, отображение эмоций в рисунке, цвете. Бумага, фломастеры или цветные карандаши (не менее 12 цветов).

    Ход занятия.

    I. – Всем доброе утро!

  • Посмотрите на эти фотографии и рисунки, что на них изображено? (Небо, космос, космические корабли, и т.д.)
  • Постарайтесь отгадать такую загадку:
  • Поле это не под ногами,
    Это поле вверху над нами,
    Не меряно поле огромное,
    Усеяно поле зернами,
    Днем они исчезают,
    Ночью – блестят, сверкают.(Небо, звезды)

  • Верно, это ночное, звездное небо. Что еще мы видим ночью на небе? (Луну) А днем на небе что мы видим? (Солнце).
  • Посмотрите – вот Солнце, а вокруг него летят в космосе планеты. (Cхема детям знакома, они сами показывают Землю, Луну). А вот это Марс. Взгляните, на Марсе мигает огонек. Что бы это значило? (Жители Марса подают нам сигнал, что-то хотят сообщить, приглашают в гости и т.д.)
  •  

    II.1. – Но Марс очень далеко в космосе, как добраться? (Yа ракете, космическом корабле).

    • Обычно в полет отправляются 2 – 3 человека – экипаж. Сделаем так: сидящие за одним столом ребята – это экипаж одного звездолета, они вдвоем и строят космический корабль. (Дети получают схемы звездолета, необходимые материалы, работая в паре, выкладывают на планшете ракету).

    III.1. Динамическая пауза “Старт”

    Исходное положение: стоя, руки на поясе.

    Мы, пилоты звездолета,
    Приготовились к полету.
    Ключ на старт!
    Включить мотор!
    Мы взлетаем выше гор.
    Звездолет летит на Марс.
    Мы вернемся, ждите нас!

    Упражнение “Лесенка”: руки, ''догоняя'' друг друга, поочередно приставлять к плечам, вверх, к плечам, на пояс.

    Сжатые кулачки перед грудью, большой палец вверх, щелчки пальцами.

    Руки через стороны вверх, хлопок.

    Кисти рук к плечам, вращение руками вперед.

    Из того же положения вращение руками назад.

II.2. – Звездолеты готовы. На нужно еще проложить маршрут среди звезд, чтобы не столкнутся в пути с кометой, не сбиться с курса. (Графический диктант: две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вверх, одна клетка влево и т.д.)

    II.3. – Давайте проверим по карте звездного неба, не сбились ли мы с курса, скоро ли Марс.

    • Карта повреждена! Что могло случиться? (Завелись мыши, искры попали, прогорела и др. ответы)
    • Нужно срочно восстановить карту! (Карта звездного неба расстелена на ковре, дети располагаются вокруг, подбирают к отверстиям фрагменты карты, обсуждают варианты), (очень тихо звучит песня “Трава у дома”, группы ''Земляне'')

II.4. – Итак, мы долетели до Марса. Совершили посадку. Перед нами марсианские дома, из окон на нас смотрят жители планеты. Некоторые окошечки пусты. Рассмотрите внимательно жителей в каждом окошке, сравните их, подумайте как, по-вашему , должен выглядеть хозяин свободного окошечка, нарисуйте его. (Дети решают логический квадрат Зака, рисуют в пустом квадрате “лицо” марсианина).

III.2. – Гостеприимные жители Марса решили научить нас танцевать их танец. Но говорить на нашем языке они не умеют, поэтому будут показывать движения, а вы под музыку повторяйте. (Дети под музыку воспроизводят движения, изображенные на предъявляемых поочередно карточках-пиктограммах; можно использовать припев песни ''Трава у дома'')

II.5. – Пора возвращаться. Что такое? Сбой в компьютере. Переходим на ручное управление звездолетом.

    • Будьте очень внимательны. Компьютер на дисплее только один раз покажет правильное расположение кнопок пульта управления.
    • Чтобы вернуться на Землю нужно запомнить их и набрать на приборной панели. (Детям на 2 – 3 секунды предъявляется карточка с образцом узора “кнопки пульта”, после чего они на пальчиковом тренажере, накручивая цветные пробки, воспроизводят узор и продолжают его до конца ряда, не нарушая закономерности)

IV. – И вот мы на Земле. На минуту закройте глаза, представьте, что вы увидели на Марсе, какие там дома, животные, есть ли деревья, цветы, как все это выглядит. Теперь возьмите бумагу и фломастеры и постарайтесь нарисовать то, что вы представили, используя геометрические фигуры, раскрасьте рисунок так, чтобы было понятно веселая это планета или грустная, добрые жители или злые, страшно вам было или нет.

    (Рисование, обмен впечатлениями)

    • Не забудьте рассказать о путешествии дома. Всем спасибо. До следующего занятия.

Примечание 1: На листе ватмана изображается карта звездного неба, из которой вырезаются фрагменты круглой (квадратной, треугольной и т.д.) формы. Дети подбирают нужный фрагмент к каждому ''поврежденному'' участку карты (Упражнение типа “Подбери заплатку”).

Примечание 2: Пальчиковый тренажер несложно изготовить самостоятельно, используя разноцветные пробки от пластиковых бутылок и деревянную панель, на которую наклеены в 2 – 3 ряда горлышки от тех же бутылок.