Система работы в специальной медицинской группе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Девять лет занимаюсь с больными детьми, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.

В своей работе главное внимание уделяю развитию функциональных возможностей организма, что повышает защитные силы и сопротивляемость организма. Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На практике он реализуется следующим образом:

    - построение не по росту, а по степени физической подготовленности;

    - индивидуальные разминочные упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия;

    - при проведении спортивных и подвижных игр - замена через каждые 2 мин.;

    - подсчет пульса на каждом занятии (учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг).

Для занятий физкультурой я комплектую группы (5-11 классы) с учетом заболеваний и состояния здоровья учащихся. Занятия проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю по 40 минут. Составлена специальная программа по физкультуре для ослабленных и больных учащихся, которая утверждена на методическом совете школы. Для определения уровня физической подготовленности учащихся составлены контрольные упражнения на различные группы мышц, тесты-упражнения, которые также используются в качестве оценочного материала. Для индивидуального подхода к больным учащимся и учета состояния здоровья составлена таблица   “ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩХСЯ; УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ В СПЕЦМЕДГРУППУ” на каждого ученика с 5 по 11 класс. В нее включены разделы:

  1. Фамилия, имя, возраст, класс.
  2. Степень тренированности.
  3. Степень развития мышц позвоночного столба (оценка телосложения).
  4. Оценка функционального состояния организма:

- сердечно-сосудистая система (функциональная проба);

- дыхательная система (подсчет частоты дыхания, проба Ченча);

- нервная система (тестирование, проба Ромберга);

- зрительный анализатор (наличие заболеваний органов зрения, отклонения);

- пищеварительная система (заболевания желудочно-кишечного тракта);

- обмен веществ (ожирение, эндокринная система).

5. Особенности методики занятий.

6. Противопоказания на занятиях.

7. Уровень физической подготовленности.

8. Адаптация организма на физические нагрузки (восстановление частоты сердечных сокращений, проба Руфье).

9. Рекомендации врача (медосмотр, наличие справок).

10. Личностно-индивидуальные качества (тип характера, работоспособность, самочувствие, дневник самоконтроля).

В течение первой четверти изучаю индивидуальные особенности каждого учащегося, записываю данные в таблицу, учитываю физическую подготовленность, психологические особенности, способности организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры. Обучаю правильно находить и подсчитывать свой пульс, контролировать свое самочувствие. Постепенно подготавливаю сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм к выполнению физической нагрузки. Воспитываю потребность к систематическим занятиям физкультурой. После подготовительного периода перехожу во второй четверти к основному периоду, который по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы. Основной период: освоение основных двигательных умений и навыков программы, повышение тренированности и защитных сил организма, его сопротивляемости, способности организма к перенесению физических нагрузок.

На своих уроках стремлюсь, чтобы освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств – составляли единый процесс освоения материала комплексной программы. Домашние задания – индивидуальные, на повторение элементов техники движений, тесты с обязательным уточнением нагрузки. Большое внимание уделяю дыхательным упражнениям, корригирующей гимнастике, релаксационным и координационным упражнениям, динамическим и статическим, аэробным упражнениям.

Для повышения интереса к занятиям в спецмедгруппе и более высокой работоспособности, а также укрепления здоровья и выполнения цели занятий (переход из специальной группы в подготовительную и основную) использую различные средства и методы построения физкультурных занятий.

  • игры, игровые элементы, спортивные и подвижные игры;
  • ритмическая гимнастика; развитие аэробных и анаэробных возможностей организма;
  • суставная гимнастика; повышение подвижности суставов, тонуса мышц;
  • стретчинг; развитие гибкости позвоночника, мышечных групп;
  • дыхательная гимнастика; выработка правильного ритма дыхания;
  • релаксационные упражнения; снятие напряжения, укрепление мышц тела;
  • коррегирующие упражнения; укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • психофизические упражнения; расслабление мышц, пассивный отдых, снижение мышечного и нервного напряжения, управление мышечным тонусом, влияние на функции нервной системы.

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важным разделом работы. Все учащиеся школьного возраста, занимающиеся по государственным программам физической культуры, на основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности с целью дифференцированного подхода делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. К специальной медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограничения физических нагрузок. Распределение школьников по группам позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе физического воспитания в соответствии с состоянием здоровья учащихся, найти правильное сочетание возможностей организма с объемом физической нагрузки, содержанием и нормативными требованиями.

Диагноз заболевания не всегда дает полные представления о функциональных возможностях организма, его компенсаторных механизмах, что является решающим для выбора форм и средств физической культуры, а также для их дозировки. Необходимо исходить из функционального принципа: учитывать не только заболевание, но и объем, диапазон функциональных нарушений, имеющихся у того или иного школьника. На занятиях предусматривается доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений заболеваний. В случае хронического течения заболевания необходимы ограничения физических нагрузок при его обострении, с учетом характера течения, частоты, тяжести и причины рецидивов. Для учащихся с выраженными клиническими проявлениями патологического процесса следует применять, по показаниям, средства лечебной физкультуры. Определение учащихся в специальную медицинскую группу может быть как временным, так и постоянным, в зависимости от характера заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья. Переход из специальной группы в подготовительную и основную группу производится последовательно при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей и подростков наиболее многочисленную группу составляют различные по длительности и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто рецидивирующие формы с наличием того или иного поражения клапанного аппарата сердца, с преобладанием недостаточности митрального клапана. При недостаточности митрального клапана определение медицинской группы производиться с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового отверстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при наличии недостаточности митрального клапана, отсутствии признаков активности ревматического процесса и поражения миокарда ребенка можно определить в специальную группу не ранее чем через 10-12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу – при достаточной физической подготовленности, при тех же клинических данных через 2 года после атаки. Таким образом, при хорошей переносимости занятий в течение не менее двух лет по мере повышения уровня тренированности дети и подростки с недостаточностью митрального клапана, но без стенозирования левого предсердно-желудочкового отверстия могут быть переведены из специальной в подготовительную группу. Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют детей и подростков по медицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок. При хирургических вмешательствах при пороках сердца определение детей и подростков в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состояния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и др. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита, прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений и других органах, дополнительной деструкции клапанного аппарата и др. Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой.

Специальная группа комплектуется из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. В эту группу входят школьники, больные ревматизмом, после миокарда в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца. К этой же группе должны быть отнесены и учащиеся, у которых стойко повышено артериальное давление. В специальную группу включаются также школьники, страдающие другими заболеваниями, при которых необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (отставание в физическом развитии, острые желудочно-кишечные заболевания, после вирусного гепатита). К этой же группе относятся школьники, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но которые не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, выраженная деформация позвоночного столба. Полное освобождение школьников от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер.

На уроках периодически проверяется частота сердечных сокращений и частота дыхания у занимающихся школьников, ведется систематическое наблюдение за подготовленностью и функциональным состоянием и на этой основе осуществляется индивидуальный подход к каждому из учащихся. Ученики с ослабленным здоровьем обязаны вести дневник учета физического развития и физической подготовленности.

Самоконтроль воспитывает у школьников сознательное отношение к мероприятиям, направленным на укрепление здоровья, физическим упражнениям, к соблюдению правил личной и общественной гигиены, к закаливанию организма. Значение самоконтроля для учащихся с отклонением в состоянии здоровья велико.

ИТОГО: за восемь лет переведено из специальной медицинской группы в подготовительную группу – 69 учащихся с 5 по 11 классы; переведено из специальной медицинской группы в основную группу и сняты с “Д” учета детской поликлиники – 103 учащихся с 5 по 11 классы.

Всего оздоровлено - 169 учащихся. С каждым годом количество учащихся, занимающихся в спецгруппе сокращается. Все учащиеся имеют положительные оценки, успеваемость составляет 100 %.

Учащиеся ведут дневники самоконтроля, где учитываются показатели: самочувствие, сон, аппетит, желание заниматься, пульс, дыхание, выполнение режима дня.

Выступаю на общешкольных родительских конференциях и собраниях:

2001 г “Организация работы специальных медицинских групп в школе”

2002 г “Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся”

2003 г “Формирование норм и навыков здорового образа жизни. Режим дня школьника”.

С 2000 года работаю в школе педагогом валеологом. Основная цель – пропаганда здорового образа жизни. Работа над темой “Формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни у школьников”. Организовала волонтерскую работу со старшеклассниками в 2001 году. В течение 2002-2003 учебного года работали над проектом “Путь к здоровью”. В 2003-2004 учебном году продолжаем работу над этим проектом. Цель нашей работы – наиболее полное развитие человека, способного к духовному, физическому развитию; формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения; осознание, что здоровье – главная ценность человека. В своей работе стараюсь создать условия для самореализации, саморазвития, самовоспитания школьников, самовыражения личности учащихся; как на уроках физкультуры, так и на уроках валеологии, классных часах, внеклассных мероприятиях, школьных днях здоровья.

В системе школьного образования главное – научить формировать свое здоровье. Прежде чем научить, необходимо дать учащемуся информацию о нем самом, вооружить его способами получения такой информации. Не познав себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая бы помогла ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи. Задачи курса валеологии – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни, помочь развить способности к осознанному и целенаправленному самовоспитанию, сформировать мотивации на здоровый образ жизни. Воспитание ответственного отношения к самому себе, к окружающим, ответственности за состояние своего здоровья, развитие чувства собственного достоинства, самовоспитание.

Было принято решение разработать проект совместной деятельности всех участников образовательного процесса по сохранении и укреплению здоровья. Разработана структура модели здоровья, школьного совета по здоровью. Объекты: учащиеся, педагоги, родители.

В основе проекта лежит принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся, гуманистического подхода, валеологизация учебно-воспитательного процесса.

Цель: научить детей разумно учиться, сформировать у них привычку вести здоровый образ жизни, позволяющий им успешно адаптироваться в любой новой для них социально- экономической среде (социуме); создание в школе условий сохранения и сбережения здоровья субъекта образовательного процесса.

Задачи:

1) провести мониторинг состояния здоровья учащихся,

Мониторинг здоровья учащихся

Мониторинг заболеваемости учителей

довести его результаты до сведения родителей; мониторинг состояния здоровья педагогов

2) разработать пути преодоления перегрузок учащихся в учебно-воспитательном процессе и освобождение времени для саморазвития, самопознания, самосовершенствования;

3) использовать в работе учителей современные педагогические технологии, направленные на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

Ожидаемый результат:

- в готовности учащихся вести здоровый образ жизни и пропагандировать его в классах, школе, городе, средствах массовой информации, на телевидении;

- в снижении заболеваемости;

- в безболезненной адаптации выпускников в социуме;

- в снижении правонарушений;

- в улучшении физического, психического здоровья;

- в утверждении толерантного отношения к окружающему миру;

- в развитии исследовательской работы учащихся и учителей по проблемам здоровья, здорового образа жизни;

-в практической работе волонтерских творческих групп по пропаганде ЗОЖ.

Физическая культура была и остается одним из главных направлений оздоровительной работы в школе, является важной составной частью валеологического образования школьников. Внедрение физкультуры в образ жизни учащихся охватывает широкий спектр деятельности, основными направлениями которого должны стать:

  1. оптимизация процессов физического воспитания в школе, вне школы;
  2. воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физкультурой;
  3. широкая просветительская работа в области физкультуры среди педагогической и родительской общественности;
  4. критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся;
  5. формирование осознания престижности здоровья;
  6. предотвращение развития начальных форм патологии заболеваемости у школьников;
  7. повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Таким образом, сегодня как никогда приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педколлектива на формировании здорового образа жизни у учащихся. Однако никаких усилий школы будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Под общим контролем со стороны родителей должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, нервные нагрузки, психологический климат, взаимоотношения родителей и детей, в классе, школе, досуг, развлечения и интересы.

Курение, наркомания, алкоголь, проституция – явления не простые, причины их многообразны и всегда с индивидуальным подстрочником. Но есть в каждом из них общий знаменатель – низкая культура, невоспитанность, отсутствие такта, слабая сила воли. Самое главное – научить быть человеком.

Физическое совершенство, нравственная чистота и духовное богатство – вот те качества, гармоничное сочетание которых является основой нормально развитой личности.

Здоровье – понятие комплексное, оно зависит от социально-экономического положения семьи, детей, экологической обстановки в местах проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.