... О чем–то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
(Ф. Кривин)
(Под звуки сказочной музыки учитель преображается в художника: надевает блузу, берет, повязывает шарф. В руке у него указка с изображением Карандаша.)
Учитель: (Обращается к Карандашу.)
– Друг мой, я столько раз тебе рассказывал про школу. Вот мы и здесь, среди учеников первого класса.
Я – художник из волшебной и радужной страны Красок, а это мой друг и главный помощник в делах Карандаш.
Ребята, вы не удивляетесь тому, что урок начинается с волшебных превращений? Не догадываетесь, для чего я со своим другом сюда пожаловал? Так вот...
Совсем недавно мы с Карандашом узнали, что вы стараетесь близко к себе не подпускать злейших врагов науки: Лень, Небрежность, а также их ближайших родственничков.
С одним из художников моей страны недавно произошла неприятная встреча с Кляксой. Эту невероятную историю я поведал своему другу – писателю. Он не остался к ней равнодушен и захотел, чтобы все дети узнали на какие обидные для людей шалости способны враги науки. Так появилась сказка “Мы ищем Кляксу”.
А вы хотите ее услышать? (Ответы детей.)
Но только знайте, что в пути по сказке вы будете не только слушателями, но и участниками, так что знания ваши нам пригодятся.
(Карандаш что–то шепчет художнику.)
– Что? Что? (Возмущенно.) Кто тебе сказал, что они маленькие неумейки? Я с этим не согласен! За это время они многое узнали, умеют различать звуки речи, познакомились с некоторыми буквами алфавита, стараются правильно и красиво выражать свои мысли, как и мы с тобой, только у нас это на бумаге, в красках, а они – речью. Но главное – приобрели здесь много новых друзей и среди одноклассников, и среди жителей страны Знаний. Ваши знания и дружба пригодятся нам в пути. А чтобы ярче представить происходящее в сказке, на помощь придет мой помощник.
Карандашик озорной
На листочке заводной,
А на деле это значит:
– Живописные задачи
Нам с тобою по плечу,
Нарисую, что хочу!
“Все началось с неприятности. Ваня и Маша пришли к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса.
Ребята заплакали, а Художник сказал:
– Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы ее… Художник ушел в другую комнату, а Клякса, представьте себе, ожила, захихикала и спряталась где–то среди страниц альбома.
Когда Художник принес кляксовыводитель, Кляксы уже не было.
– Она убежала туда... в альбом... – сказали Маша и Ваня.
– Клякса погубит все мои рисунки! – воскликнул Художник. – Ее во что бы то ни стало нужно поймать!
– Мы готовы ее ловить, но как? – спросили ребята.
– А вот как! Сидите смирно!
Художник, быстро–быстро нарисовал в альбом портреты Вани и Маши, потом взмахнул карандашом и произнес заклинание:
Мульти–пульти,
Раз, два, три.
И в альбоме
Вы – внутри!…”
Ребята, чтобы продолжить сказку, давайте выучим эту магическую скороговорку.
(Проводится работа со скороговоркой.)
Слово учителя:
“… И когда он перевернул страницу альбома...
…Ваня и Маша очутились в сказочном лесу...”
– Чтобы ярче представить этот лес, придется поработать моему помощнику. А вот что он будет рисовать, зависит от вас. Давайте составим цепочку слов, обозначающих то, что вы хотите увидеть в сказочном лесу. (Варианты ответов: яркое небо, густой зеленый лес, невиданная растительность, избушка Бабы Яги... Слушая ответы детей, художник–учитель “изображает” услышанное на мольберте. На доске появляется картинка (рис. 1).
Слово учителя:
“ ... Ваня я Маша очутились сказочном лесу около избушки на курьих ножках. В избушку вели черные грязные следы, а из окошка с грохотом летела всякая утварь...
– Клякса здесь...– прошептал Ваня, – мы ее подкараулим и …
Вдруг с воем, словно реактивный самолет, прилетела в ступе Баба Яга.
– Кто это тут хозяйничает?! Кто здесь безобразничает?! – закричала она, размахивая помелом.
Ребята спрятались в бочку, но Баба Яга сразу их обнаружила и приказала филину: – Ты, Филька, пуще глаза своего сторожи их, а я большой котел вскипячу, и мы их...
– Спасите! – закричал Ваня.
Перевернув страницу альбома, Художник спас ребят от страшной Бабы Яги, но бочка, к сожалению, оказалась в открытом море...”
(Художник–учитель изображает следующий эпизод сказки на мольберте и помещает его на доске (рис. 2)
“... – Бочка дырявая … мы тонем! – запищали ребята.
– Не бойтесь, – сказал Художник и, несмотря на большие волны, несколькими штрихами нарисовал ....”
- А вот, что нарисовал художник из сказки, попробуйте догадаться сами. Я лишь немногим вам подскажу. Как вы думаете, название какого вида транспорта зашифровано на данной схеме слова? (Схема появляется на доске).
– А вот и варианты ответов. Читающие дети могут их произнести вслух:
А) самолет Б) машина В) лодка
(Учащиеся выбирают вариант В. Доказывают правильность выбора:
1) подсчитывают количество слогов в слове;
2) находят ударный слог;
3) выясняют структуру каждого слога;
4) указывают в схеме буквами знакомые звуки.)
После разбора схема преображается:
“…Итак, Художник несколькими штрихами нарисовал лодку.
– Теперь перебирайтесь сюда! – скомандовал он.
Ваня и Маша почувствовали себя в безопасности, но не надолго: огромная черная акула вынырнула из воды и погналась за лодкой.
Художник пририсовал к лодке парус, но акула не отставала… Пришлось перевернуть страницу… и ребята оказались посреди жаркой пустыни…”
(Художник–учитель нарисовал следующий эпизод) (рис. 3)
Слово учителя:
– Ребята, чтобы спасти героев от хищного Льва, на нашем рисунке мы должны изобразить преграду. Но она появится только после того, как вы выполните задание. Прочитайте следующие слоги–слияния:
КИ КО СА НИ НЫ СУ НО
(По мере чтения слияний под каждым слогом появляется вертикальная черта – предполагаемый заслон для Льва.)
Физкультминутка.
Как рисунок ни раскрашен –
На рисунке Лев не страшен:
Можно смело с ним играть,
Вместе кушать, вместе спать…
Можно книжку взять под мышку –
С этим Львом пойти гулять!
А вот если б Лев такой
Появился здесь живой:
С настоящими зубами
И с горящими глазами...
И такого Льва кругом
Обвести карандашом
Да попробовать резинкой
Потереть еще потом, –
Он бы тут как заревел...
Он бы – все,
И книжку б съел!
А. Крылов.
(Во время физкультминутки дети переходят на ковер, где продолжится волшебный урок.)
Слово учителя:
– Ребята, давайте вспомним последовательность слогов–слияний, которые помогли героям сказки спастись от коварного Льва. (На магнитной доске снова появляются изученные ранее слоги–слияния. С ними выполняются задания.)
Задание 1. Обозначьте с помощью цветных магнитов твердость и мягкость согласных звуков. (Синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук. Магниты помещаются под слияниями.)
Задание 2. Составьте слова из данных слогов. /Варианты ответов: киса, кони, сани, коса, кино/
Задание 3. /Детям раздаются картинки с рисунками/
Найдите и покажите картинки, в названии которых есть данные слоги–слияния. (После выполнения заданий ученики рассаживаются по местам и слушают продолжение сказки. На доске учитель–художник в это время помещает иллюстрацию к следующему эпизоду сказки) (рис. 4)
“А ребята – на следующей странице альбома.
– Где мы? – спросили они.
– Да это же наш двор! Мы дома? – удивился Ваня.
– Ты угадал, – сказал Художник. – Я нарисовал наш двор и даже нашего дворника дядю Федю.
– Здесь была Клякса, – сказала Маша, – тут везде ее следы.
– Я – то знаю, откуда эти пятна! – вдруг грозно закричал дядя Федя. – И знаю, кто тут безобразничает!
– Это не мы, дядя Федя! Это Клякса!
– Я вам всем покажу! Всех к порядку приучу! – кричал дядя Федя, размахивая метлой.
Художник хотел спасти ребят от дяди Феди, но у него ничего не получилось…”
– Ребята, может быть у нас получится: давайте эту картинку избавим от пятен Кляксы. Для этого нужно выполнить задания. (Кляксы на картинку прикрепляются при помощи магнитов. По мере выполнения заданий учитель снимает с картинки грязные пятна.)
Задание 1. Чтобы исчезло первое пятно, давайте вспомним, какие инструменты помогают человеку избавляться от мусора?
(Варианты ответов, метла, щетка, совик, ведро, грабли и др.) По мере угадывания, на доске появляются изображения этих принадлежностей и схемы данных слов.
Задание 2. Чтобы исчезло второе пятно, нам нужно указать в схемах ударный слог.
Задание 3. Составив предложения с данными словами, исчезнет третье пятно, поставленное Кляксой.
Задание 4. Для читающих детей на партах лежат листки – заготовки. Исчезнет четвертое пятно, если эти ученики прочитают данные предложения:
1. Вот мы и помогли дяде Феде убрать мусор.
2. Наш двор снова стал чистым.
3. А Ване и Маше удалось попасть на другую страницу альбома.
4. Им пришлось взбираться на крутые горы.
5. Им пришлось взбираться на отвесные скалы.
Слово учителя:
“…И если бы не Художник, который нарисовал мостик через бездонную пропасть, ребята бы не попали на следующую страницу…”
(На предыдущей странице исчезают темные пятна, и учитель–художник помещает на доске иллюстрацию к последнему эпизоду сказки) (рис. 5)
Задание. – Ребята, придумайте по схеме предложение, которым можно закончить сказку. (На доске появляется схема предложения):
(Вариант ответа: Дети поймали Кляксу!)
Слово учителя:
“… Ура!
Кляксу нашли и поймали только на самой последней странице.
– Молодцы! – сказал Художник, взмахнул волшебным карандашом и произнес заклинание:
Мульти–пульти,
Пятью пять –
И вы в комнате опять!
– Вы волшебник? Фокусник? – спросили ребята.
– Нет, я просто художник!”
Слово учителя:
– Вот наша сказка и подошла к концу. Как всегда, добро победило зло. Герои стойко выдержали испытания. Молодцы и вы, ребята. Но о вашей работе я скажу немного позже. А сейчас хочу познакомить вас с человеком, который подарил нам эту удивительную историю.
Бывает так: работал человек художником. Рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и писать начал – сценарии к мультфильмам.
А однажды подумал – подумал и стал писателем, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А может все дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой.
Хорошо, когда обе руки заняты делом!
Так о ком же это все я говорю?
О художнике и писателе – Владимире Григорьевиче Сутееве.
Но как же наша героиня Клякса, неужели так и будет продолжать проказничать в других сказках? ( Ответы детей )
Пока наши волшебства не закончились, давайте сотворим чудо:
Кляксу кисточка для смеха
Нам поставит – вот потеха!
Клякса эта очень злится:
– Кляксой быть мне не годится,
Не буду кляксой – это проза,
Буду ромашкой или розой...
(Учитель украшает Кляксу лепестками, и на глазах у детей она превращается в Ромашку.)(рис.6, 6а).
Итог урока.
(Учитель снимает детали костюма Художника.)
– Ребята, вспомните ход нашего урока и скажите, что вам больше всего понравилось, запомнилось, что вас больше всего удивило? /Ответы детей/
– Чему вы научились сегодня, о чем расскажете своим родителям и друзьям, когда придете домой? /Ответы детей /
– Сегодня прошел необычный, волшебный урок. У вас была возможность еще раз убедиться в том, что верность, доброта, дружба помогают преодолеть любые препятствия. Каждый из вас, мои дорогие ученики, мог высказать свою точку зрения, ответить на многочисленные вопросы Художника и сделать это ярко, эмоционально, грамотно.
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. В память о нем я дарю вам, как Художник, картинки с изображением моих друзей – Карандашей. А на обратной стороне, как учитель, я поместила для вас небольшое стихотворение. Читающие дети его прочитают сами, а остальным – родители. Если у вас появится желание, то выучите это стихотворение и завтра порадуйте меня и одноклассников чтением наизусть.
Почему?
Карандаш и краски взял –
Солнце я нарисовал.
И уже – гляди, гляди–ка! –
Cобираются вокруг
Мак, подсолнух и гвоздика,
Пчёлка, бабочка и жук.
Карандаш и краски взял –
Пекаря нарисовал.
Детвора – к нему вприпрыжку,
малыши – к нему бегом
за ватрушкой,
за коврижкой,
за румяным пирожком.
Карандаш и краски взял –
Лодыря нарисовал.
Погляжу–ка я, узнаю –
Кто придёт к нему, лентяю?
Не идёт никто к нему...
Ты не знаешь ПОЧЕМУ?
(Сергей Погореловский)