Нестандартные приемы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с текстом

Разделы: Биология


В последнее время в связи с переходом на новые учебно–методические комплекты у учителей биологии возникли определенные трудности. За два года (6-ой и 7-ой класс) учащиеся изучают материал, на который раньше отводилось 3 года. При сохранении прежнего объема материала в 1,5 раза сократилось количество учебного времени, отведенного на изучение разделов “Растения” и “Животные”. Резко возрос темп изучения, что не могло не сказаться на интересе учащихся к предмету и качестве знаний.

Возникла потребность в активизации познавательной деятельности учащихся, в новых приемах, которые позволили бы успешно решать возникшие проблемы, облегчить восприятие сложного материала.

Осваивая УМК Н.И. Сонина мы пришли к необходимости адаптировать сложные, не всегда понятные учащимся, тексты учебника.

Именно тогда появился наш главный помощник – умный черный кот Макс, приключения которого позволяют сделать сухой научный материал интересным и наглядно представить себе протекание различных процессов и строение различных организмов. Часть текстов для работы по данному УМК была опубликована в методическом пособии по работе с учебником Н.И. Сонина “Живой организм” 6-ой класс и в газете “Биология” №13 за 2002год. Выбрав для дальнейшей работы УМК В.В. Пасечника мы увидели его преимущества, например, он богато иллюстрирован, рисунки носят обучающий характер, т.е., используя их, можно составить различные познавательные задания, которые будут способствовать более глубокому осознанию и осмыслению материала. Тексты учебников “Биология. Бактерии, грибы, растения” 6-ой класс, “Биология. Животные” 7-ой класс отличаются доступностью, научностью и возможностью конструировать различные задания для более глубокого понимания учебного материала.

Но при всех достоинствах учебников этого УМК мы столкнулись с некоторыми проблемами. Лаконичность изложения материала не всегда позволяет использовать тексты учебников для активизации познавательной деятельности учащихся. Работая в системе развивающего обучения, мы смогли разработать систему познавательных заданий и упражнений, которые способствовали бы более наглядному представлению изучаемого материала и облегчили его восприятие и понимание.

Предлагаемые задания и упражнения дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить познавательный интерес, благодаря тому, что в них используются элементы учебных игр, приключений, сказок, опирающихся на жизненный опыт детей. Успех обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету, который можно пробудить, если опираться на связь учебного предмета с жизнью, на умение находить примеры изучаемых явлений в жизни и правильно их объяснять. Эти подходы мы и попыталась реализовать в предлагаемых Вашему вниманию заданиях и упражнениях.

Подборка материалов включает задания и упражнения различной степени сложности, которые можно использовать на разных этапах и типах уроков. Задания и упражнения позволяют проверить усвоение материала, обратить внимание на важные детали, отработать понимание взаимосвязей строения и функций на разных уровнях организации живого.

  • Вашему вниманию предлагается подборка авторских текстов об умном черном коте Максе. Благодаря своей любознательности и нестандартному уму, кот вечно попадает в какие–нибудь необычные ситуации. Знакомясь с его похождениями, ученики могут иначе взглянуть на материал учебника и лучше понять его содержание. Тексты можно читать вслух, делая паузу в нужном месте для ответов на вопросы или комментариев событий. Лучшему восприятию текстов будет способствовать наличие печатного экземпляра на столах учащихся. Читая тексты, ученики делают остановки там, где стоит знак (//), при этом или самостоятельно комментируют прочитанный фрагмент, или отвечают на вопросы учителя.

Микроскоп.

Макс решил сегодня поработать с микроскопом. Он ловко вынул его из футляра. Держа его обеими лапами, перенес и поместил на стол. Поставив прибор на пять сантиметров от края стола, Макс принялся готовить микропрепарат. Микропрепарат получился изумительный, только в поле зрения микроскопа было темно. Хотя на улице был ясный день, Максу пришлось включить свет, но даже это не помогло – светлее в поле зрения микроскопа не стало.

Макс закрепил микропрепарат зажимами и опустил тубус на 2 мм от препарата. Он решил сэкономить время и поработать сразу с большим увеличением. Макс смотрел в окуляр одним глазом, а другой прикрывал лапой, как положено. Кот остался не очень доволен изображением, которое видел через окуляр, но как его улучшить, не знал. Налюбовавшись увиденным, Макс вымыл стекла, убрал их на место, крепко держа обеими лапами микроскоп, поставил его обратно в шкаф. Интересно, догадается ли хозяин о том, что с микроскопом работали в его отсутствие?

  • Этот текст можно использовать на уроке по теме “Увеличительные приборы” на этапе закрепления материала или перед проведением лабораторной работы “Устройство лупы и микроскопа” на этапе актуализации. Ученики читают текст и находят ошибки, вспоминают правила работы с микроскопом. Текст можно прочитать целиком, а потом предложить найти как можно большее количество ошибок или читать по предложению и комментировать действия, описанные в тексте.

Споровые растения.

Умный черный кот Макс, гуляя вчера по лесу, обнаружил много интересных существ. Сегодня он решил внимательнее рассмотреть вчерашние находки.

Перед Максом лежал странный экземпляр, у которого кот не мог найти органов, а только коробочку со спорами.//

А еще с дерева он снял зеленый налет, и, рассматривая его в микроскоп, без труда обнаружил, что это… //

Другой организм был золотистого цвета, тончайший срез с него Макс долго рассматривал в микроскоп и так удивился, что даже не понял, к какому царству он относится.//

С третьим объектом не было никаких хлопот. Четко различимые листья и стебли позволили определить, к какому отделу относится этот организм. А отсутствие ризоидов и особый цвет подсказали Максу, что это…//

Самой ценной, конечно, была четвертая находка. Она была крошечной, зеленой, и Максу вряд ли удалось бы ее обнаружить, если бы он не запнулся о корень и не уткнулся носом в землю. Падение получилось очень удачным, потому что ему удалось увидеть…// Обычно, у этих представителей без труда находят …//

Пятый организм Макс, знакомый с Красной книгой Кировской области, даже не стал брать с собой, сейчас он вспоминал тот зеленый пушистый игольчатый ковер и возвышения спороносных колосков.

Самым обычным было шестое растение, увидев которое Макс подумал, что от него легко избавиться с помощью обычного мела. Но тут был лес – его дом, поэтому пусть растет. Правда, глядя на него Макс, пожалел, что сейчас не весна …//

Хорошо, что по лесу протекал ручеек, если бы его здесь не было, то, возможно, этих растений Макс не увидел бы или встретил.//

Спустившись к ручью, Макс заметил в воде длинные зеленые нити. Одни из них свободно плавали, а другие – прикреплялись к камням и корягам..// Болотистый берег не позволял добраться до воды и осмотреть растения и Макс не знал, есть ли у них ризоиды //.

Работая дома, Макс легко нашел, что у этих организмов много общего.// Но и отличий тоже не мало.// На основе наблюдений Макс легко провел классификацию.

Текст можно использовать на контрольно–обощающем уроке по теме “Споровые растения” на этапе актуализации. Для работы можно применить прием комментированного чтения. Дочитав до знака (//), ученик останавливается и объясняет, действия описанные в тексте. Так же можно предложить учащимся разложить выданные гербарии в том порядке, в каком растения описаны в тексте.

Интервью.

Макс решил взять интервью у грибов. Сначала он обратился к шляпочным грибам – шампиньону и белому – с вопросом : “Почему для вас, шляпочных грибов, так важна микориза с деревьями?” Один из грибов ответил, что это очень полезно и грибу и дереву и даже объяснил Максу, в чем польза такого сожительства и как оно научно называется. // А вот другой гриб очень удивился, потому что никогда не слышал о микоризе. //.

Потом Макс обратился с вопросом к плесневым грибам: “Вы такие несимпатичные, невкусные, неприятные. Вас все так не любят, неужели вам не надоело портить продукты и полезные веще? Может быть, вы найдете для себя другое занятие?” Плесневые грибы ответили, что продукты не единственная их пища // и, вообще, продукты становятся их добычей только, когда… //. Плесени не без гордости заметили, что если бы не они, то Земля могла бы превратиться в огромную свалку, так что живые организмы должны быть им благодарны. // А еще плесени могут … //. После этого разговора Макс изменил мнение о плесневых грибах. //.

Макс побеседовал с сахарными грибами //, они рассказали коту, что без них не получилось бы хлеба, потому что они … //. А еще они раскрыли Максу секреты своего необычного размножения. //.

С грибами–паразитами Максу разговаривать не хотелось, он их просто боялся. //. Но спорынья, головня и трутовик убедили его, что и они могут приносить пользу. //. А трутовики заявили, что поселяются только на поврежденных деревьях //.

Макс долго беседовал с грибами и узнал, что даже мухоморы могут быть полезны, а отравиться можно и белым грибом //. Шляпочные грибы рассказали, как их нужно собирать, чтобы не повредить грибницу, // и, что при сборе, грибы лучше класть в корзинку, а не в пакет //.

Макс не получил ответа только на один вопрос: “Почему грибы называют пасынками солнца?” Но ответ на этот вопрос он нашел сам.

  • Этот текст целесообразно использовать при обобщении и систематизации знаний о грибах. Вопросы для работы с текстом могут быть такие:

1. Что такое микориза? Как еще называется сосуществование корней дерева и грибницы? Примером каких отношений является грибокорень? Какие еще примеры симбиоза вам известны? Почему грибокорень - взаимовыгодное сосуществование? Как питается шампиньон?
2. Шампиньон или белый гриб объяснил, что такое микориза? Почему?
3. Чем еще могут питаться плесневые грибы? В каком случае продукты питания становятся “добычей” плесеней? Почему без плесневых грибов Земля превратилась бы в свалку? Какое еще значение имеют плесневые грибы? Как изменилось мнение Макса о плесенях? Почему?
4. Какие грибы и почему называют сахарными? Почему без них нельзя испечь хлеб? Как они размножаются?
5. Почему Макс боялся разговаривать с грибами–паразитами? Какую пользу могут приносить грибы-паразиты? Почему трутовики могут заражать только поврежденные деревья?
6. Какую пользу могут приносить мухоморы? В каком случае можно отравиться белым грибом?
7. Как правильно нужно собирать грибы? Почему их лучше класть в корзинку, а не в пакет?
8. Почему грибы называют “пасынками солнца”?

При обсуждении текста ребятам можно предложить ответить на готовые вопросы или самим составить вопросы к тексту и ответить на них. В качестве домашнего задания можно предложить проинтервьюировать других представителей Царства Грибов.

  • Использование “приключенческих рассказов” можно продолжить и в 7-ом классе. Но задания к этим рассказам можно усложнить.
  • На обощающем уроке по теме “Отряды насекомых” в 7-ом классе можно предложить следующее задание:

Макс нашел в саду животное. Оно обитало на поверхности почвы, имело тело, конечности, голову, глаза, усики, питалось зелеными растениями. Макс не смог определить, относится ли животное к типу Членистоногих, классу Насекомых и к какому отряду оно принадлежит.

  • Ученикам предлагается составить 3–5 вопросов, отвечая на которые можно определить систематическое положение насекомого.

Идеальным выполнением этого задания можно считать такой вариант, при котором с помощью 3–х вопросов ребенок сможет узнать тип, класс, отряд, к которым относится организм. Например:

1. Имеет ли животное хитиновый покров?

Подразумевается, что животное относится к типу Членистоногих, поэтому для определения типа необходимо задать вопрос, о таких признаках, которыми обладают только членистоногие. Нецелесообразно спрашивать о сегментации тела, т.к. ею обладают и другие типы, например плоские и кольчатые черви.

2. Сколько ног у этого животного?

Ответ на этот вопрос позволит точно определить, относится ли этот организм к классу Насекомых.

3. Какое строение крыльев у этого животного?

Этот вопрос позволяет наиболее коротким путем установить принадлежность насекомого к определенному отряду, т.к. строение крыльев - важный отличительный признак отряда.

  • На этапе осознания и осмысления материала на уроке по теме “Нервная система. Рефлекс. Инстинкт” (7-ой класс) можно использовать рассказ В. Конецкого “Петр Ниточкин к вопросу о матросском коварстве”. (1). Меня натолкнул на это один из приемов технологии развития критического мышления. Прием предполагает самостоятельное составление продолжения рассказа. А я предлагаю дописать пропущенную середину.

Макс отправился в экспедицию на необитаемый остров. Пока он добирался до острова, попал в шторм, который повредил часть его книг. Была повреждена и книга рассказов В. В. Конецкого.

От одного из рассказов остались только эти части: “Служил я тогда на эскадренном миноносце “Очаровательный”… – начал Петя Ниточкин. – И была там медведица Эльза. Злющая. Матросики Эльзу терпеть не могли… и хотели от Эльзы избавиться, но командир эсминца любил медведицу больше младшей сестры…

На своем мостике командир во время торпедных стрельб мелом записывал необходимые цифры – аппаратные углы, торпедные треугольники и все такое прочее… В низах было давно известно, что очередные стрельбы будут показательными… Мы мчались в предштормовое море, влипнув в свои посты... В правой руке командир держал кусок мела… Для перестраховки я вывалял мел в сахарной пудре. Команды Поддубного (командира) были четкие… Синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы, эпсилоны, сигмы, пси покрывали весь пьедестал. Меловая пыль летела во влажные ноздри… Эльзы. Минуты за три до точки залпа Эльза спокойно прошла через мостик… и единым махом слизнула… все данные стрельбы… В тишине Эльза с хрустом откусила кусок мела, торчащий из кулака Поддубного…”

К сожалению, на этом месте рассказ прерывался и страницы были утеряны. Осталась только последняя страница с одной строчкой: “Перевели ее в зверинец. Говорят, медведь, который ездит на мотоцикле в труппе Филатова, ее родной внук…”

Сначала у Макса возник вопрос, но он быстро нашел на него ответ. А еще кот подумал, что если бы командир смог простить медведицу и знал бы биологию чуть лучше, то ему бы незачем было с ней расставаться.

  • Ученикам предлагается после чтения сформулировать вопрос и дать на него ответ. После того, как ребята предложат свои версии, можно зачитать “недостающую” часть авторского текста. На дом можно дать задание: предложить другое окончание рассказа, такое, в котором Эльза остается на корабле, но мел больше не ест.
  • После того как они составят и озвучат свой вариант, можно зачитать “недостающую” часть рассказа: “… я перестал есть сахар за утренним чаем. Первым последовал моему примеру боцман, который любил Эльзу не меньше меня. Потом составился целый подпольный кружок диабетиков. Сахар тщательно перемешивался с мелом и в таком виде выдавался Эльзе. Через неделю она одним взмахом языка слизнула полкило чистого мела без малейшей примеси сахара… Все было рассчитано точно. Твердый условный рефлекс на мел у Эльзы был нами выработан за сутки до зачетных торпедных стрельб. Надо сказать, что по боевому расписанию Эльза занимала место на мостике…”
  • В качестве дополнительного творческого задания по этой теме можно предложить придумать свою историю. Например, можно предложить завязку рассказа. Герой этой истории раскрывает изощренное мошенничество некоторых содержателей лошадей. Обнаружились случаи применения странного допинга, лошади с очень средними данными после стимуляции выигрывали скачки, но результаты анализов ничего не показывали. Герою удалось раскрыть мошенничество, когда он узнал, что конюхи применяют бесшумный свисток для собак (звук его человек слышит плохо, а животные отлично) и огнемет.

После того, как ученики напишут свою версию детектива, можно заслушать самые интересные варианты. Определить, какой из них является биологически наиболее грамотным и предложить “авторский” вариант.

Суть действий мошенников сводилась к тренировкам по выработке условного рефлекса на звук бесшумного свистка, после которого струя огня проходила рядом с животным и, не обжигая его, сильно пугала. Животное в панике бросалось бежать с огромной скоростью. Эти тренировки повторялись несколько раз, у лошади вырабатывался стойкий условный рефлекс на звук свистка. Если на бегах на последнем круге лошадь слышала звук бесшумного свистка, то, испугавшись, неслась к финишу и приходила первой. Анализы не могли ничего установить, кроме повышенного содержания адреналина в крови, т.к. никаких стимулирующих препаратов не вводилось.

Если рассказ будет удачен не только с точки зрения биологии, но и с точки зрения литературы, то можно предложить оценить его и учителю литературы.

Следует отметить, что использование таких заданий делает уроки биологии интересными, динамичными, нестандартными. Применение подобных заданий развивает не только память, но и мышление учащихся, позволяет выявить новые стороны явлений, процессов, вырабатывать умения анализировать и обобщать изученный материал, выделять главное, проводить сравнения и умозаключения, что способствует развитию наблюдательности, памяти, мышления, формированию стремления к познанию нового.

Список используемой литературы.

1. Конецкий Виктор Викторович. “Рассказы и повести разных лет”. М. Высшая школа, – 1988 – с 364–372.