Гуманизация образовательного пространства начальной школы в условиях гимназии

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Гуманизация образовательной системы как переход к формированию ее на основе гуманистических ценностей является актуальнейшей проблемой педагогической науки и практики.

Гуманизация системы образования реализуется через изменение школы, как ее системообразующего элемента на основе перехода от знаниевой к личностно–ориентированной парадигме. Ведущими ценностями становятся ценность здоровья, развития, самоценность детства, как важного периода в жизни человека и др.

Идея личностно–ориентированного педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала личности школьника, сохранение и укрепление его психологического здоровья прочно утвердилась в педагогических научных исследованиях, однако, на практике она не находит должной реализации. В значительной степени это объясняется тем, что не определена психолого–педагогическая структура образовательного пространства школы, обеспечивающего сохранение и укрепление психологического здоровья школьников, его вариативные и инвариантные составляющие; отсутствуют представления о системе проектно–педагогических характеристик процесса гуманизации образовательного пространства школы и системе управления этим сложным явлением; не разработан в должной мере инструментарий оптимизации функционирования структур образовательного пространства школы.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Современному ребенку нужна многогранная по своим возможностям, развивающая его творческие способности предметная среда деятельности, воплощающая в себе цели и ценности его развития. Предметная среда детства должна предоставлять ребенку условия для творческого духовного развития, возможность “вычерпывать” из нее информацию.

Предметно – развивающая среда в школе 1– ой ступени МОУ гимназии №1 г. Сочи выстраивается в соответствии с определенными требованиями:

1) развивающий характер (учет индивидуальных особенностей детей);
2) необходимый уровень информативности среды (стабильность и динамичность);
3) вариативность;
4) отвечать принципу функционального комфорта.

В МОУ гимназии №1 ПРС включает в себя кабинеты начальных классов (12), физкультурные залы (2), кабинет музыки, зимний сад, актовый зал, библиотека, спортивная площадка, кабинеты иностранного языка, рекреации, столовую, игровые площадки на улице, которые необходимы для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Начальная школа занимает три рекреации на первом и втором этажах. Учащиеся 1 ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Кабинеты начальных классов включают:

  • рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);
  • рабочую зону учителя;
  • дополнительное пространство для размещения учебно–наглядных пособий, технических средств обучения;
  • зону индивидуальных занятий учащихся и возможной активной деятельности.

Все кабинеты соответствуют требованиям СанПиНа к условиям обучения школьников. В основном соблюдаются Требования к оборудованию помещений (п.2.4.), к воздушно–тепловому режиму (п.2.5.), к естественному и искусственному освещению (п.2.6.).

Кабинеты оснащены учебно–методической литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями, тематическими стендами (творческий уголок – выставки работ учащихся, учебные стенды, информационные стенды для учащихся и родителей класса, календарь природы, стенды внеклассного чтения и т.д.), ориентированными на познавательное и эмоциональное развитие учащихся. Во всех кабинетах имеется достаточное количество комнатных растений.

Все кабинеты начальных классов частично оборудованы техническими средствами обучения, что позволяет эффективно использовать кабинеты в учебно–воспитательном процессе. В оформлении кабинетов отмечается современность, индивидуальность, оригинальность, а также участие родителей в создании благоприятной среды.

Спортивные залы размещены на втором этаже. Их размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

Актовый зал позволяет проводить общешкольные мероприятия (просмотр спектаклей, организацию концертов, линеек, родительских собраний и т.д.).

В зимнем саду проводятся уроки по природоведению, внеклассные мероприятия, развивающие занятия в группе продленного дня.

Библиотека оснащена разнообразной художественной, научно–популярной и справочной литературой. Имеются читательские места, где есть возможность проводить тематические уроки литературного чтения, классные часы, а также использование библиотеки в качестве справочно–информационного центра, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий.

Рекреации оснащены сменными экспозициями творческих работ учащихся для кратковременного и длительного восприятия, информационными стендами для детей и родителей. Оформлена выставка репродукций известных художников. Имеется зона для активного отдыха детей. Все рекреации оформлены комнатными растениями.

Оснащенная таким образом предметная среда является не только объектом и средством детской деятельности, но и носителем культуры педагогического процесса, предоставляет ребенку возможность проявления творчества. Но, в то же время, хочется отметить, что существует ряд проблем в создании ПРС, что послужило толчком для разработки в гимназии №1 исследовательского проекта “Гуманизация образовательного пространства начальной школы в условиях гимназии”.

Проект предполагает демонстрацию перспектив и потенциальных возможностей гуманизации образовательного пространство начальной школы в решении проблем сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Объект исследования – школьное образовательное пространства как педагогическая система.

Предмет исследования – сущностные и проектные характеристики процесса гуманизации школьного образовательного пространства.

Целью эксперимента стало формирование школьного образовательного пространства, способствующего сохранению и укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста.

В ходе исследовательской работы нами решались следующие задачи:

1. Уточнение структуры, особенностей и динамики школьного образовательного пространства как педагогической системы, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья школьников.

2. Концептуальное моделирование процесса гуманизации школьного образовательного пространства как инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии.

3. Разработка педагогического инструментария гуманизации образовательного пространства и систематизация его в соответствии с этапами и направлениями данного процесса.

4. Выявление оздоровительного потенциала построенной модели школьного образовательного пространства.

5. Привлечение внимания общественности к перспективному решению проблем сохранения психологического здоровья детей младшего школьного возраста посредством гуманизации образовательного пространства.

Программа проекта включает в себя:

1. Повышение психолого–педагогической компетентности всех субъектов образовательного пространства начальной школы через:

– методическую учебу педагогического коллектива по современным педагогическим технологиям;
– привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с педагогами, администрацией, родителями учащихся;
– оптимизацию работы психологической службы.

2. Мониторинг психологического здоровья, психического развития и успеваемости учащихся 1–4-х классов.

3. Диагностика педагогического потенциала учителей.

4. Формирование творческих групп для работы по реализации проекта.

5. Реализация плана действий по оптимизации деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного пространства начальной школы.

6. Оценка эффективности работы творческих групп.

По результатам проекта мы предполагаем:

    1. Разработать концептуальную модель процесса гуманизации образовательного пространства начальной школы.
    2. Создать условия для реализации экспериментального проекта как инновационной деятельности педагогического коллектива начальной школы гимназии.
    3. Опубликовать методические рекомендации по организации здоровьесберегающей развивающей среды в начальной школе, оптимизации работы психологической службы начальной школы, организации мониторинга психологического здоровья учащихся начальной школы, развивающего взаимодействия субъектов образовательного пространства начальной школы.