Идея Фестиваля возникла как естественная реакция на жёсткие рамки предметных олимпиад (согласно положению). Многократно за небольшой срок (10-15 лет) возросли требования к знаниям и умениям учащихся. Переход на новые программы, новые учебники с необычным порядком изложения материала, создание профильных физмат. классов (и школ) не оставляют никаких шансов на победу в олимпиадах учащихся общеобразовательных, биологических, гуманитарных и д.р. классов. А ведь основное, чему должна научить школа, привить любовь к самостоятельному познанию окружающего мира, создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Главная цель обучения и воспитания, по словам К.Д. Ушинского, “дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу”. Фестиваль может стать именно той формой деятельности, где все участники образовательного процесса (учителя и ученики), смогут найти возможности для проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности, где поощряется проявления инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и во внеучебной деятельности школьников с любым уровнем подготовки, где созданы условия для развития положительной мотивации учебной деятельности.
Районный или межшкольный Фестиваль – мероприятие, требующее длительной подготовки. Однако при соответствующем подходе это очень увлекательный процесс. Главное – найти единомышленников. “Мозговой штурм” позволит создать программу действий – положение о Фестивале, а далее каждый вправе самостоятельно выбрать тот вид деятельности, к какому “душа лежит”. Конечно, ключевая фигура – Учитель - режиссер, организующий (но и только!) деятельность учащихся. У него много функций: он стремится развивать у школьников познавательную мотивацию, ставит перед учащимися задачи, помогает в выборе средств достижения цели, контролирует (или нацеливает на самоконтроль), последовательность действий, помогает осуществлять рефлексию (анализ) результатов, даёт возможность доработать, усовершенствовать прибор, макет, изобретение, идею или др. продукт деятельности. В результате только лучшие, оригинальные, качественно оформленные работы попадают на всеобщее обозрение, доставляя авторам ни с чем не сравнимое удовольствие – радость признания.
Согласно словарю Даля, “Фестиваль – общественное празднество, сопровождаемое показом, смотром каких-либо видов искусств”. Творцы и исполнители, мыслители и рукодельники, любители рисовать, петь, танцевать, фотографировать найдут себе занятие по душе. Ведь о тайнах познания окружающего мира можно говорить на языке любого вида искусства.
Большой заключительный праздник поможет подвести итог (возможно промежуточный) проделанной работы и вручить заслуженные награды “рис. 1”. В сценарий такого праздника войдут и театрализованное представление о всемогущей царице Физике, её служителях – ученых (Архимеде, Галилее, Ломоносове), задачи – сценки, школьный фольклор, экскурсии по выставке фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся явлений “рис. 2”, ярмарка – выставка книг соответствующей тематики, конкурс кроссвордистов “рис. 3”, магов – волшебников, демонстрирующих опыты на самодельном оборудовании “рис. 4”. Изобретатели покажут свои модели, устройства, приборы, расскажут об их применении. Пройдут соревнования самодельных движущихся объектов. Старшеклассники проведут конкурс исследовательских проектов. А учителя смогут познакомиться с последними достижениями педагогической мысли, обменяться опытом, поделиться наработками и попить чаю за круглым столом.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3
Рис. 4
Колоссальный интерес к предмету, всплеск положительных эмоций, развитие творческого мышления, умение принимать решения, планировать деятельность, сравнивать, анализировать, чувство самосознания – всё это навсегда остаётся участникам Фестиваля. На глазах меняются дети, меняется их отношение к учебно-познавательному процессу в целом, меняется характер межличностных отношений.
Ниже приведено возможное Положение о проведении Фестиваля “Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира” и несколько приложений к нему. Может быть, кому-нибудь все это послужит основой для разработки собственного Фестиваля.
Начальник Управления образования
___________________ Волкова Е.Н.
“_____” _________________ 2003 г.
Положение о проведении фестиваля
“Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар. (А. Эйнштейн)
Цели и задачи
- Поиск и поддержка талантливых детей.
- Создание условий проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности учеников и учителей.
- Поощрение проявлений инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и во внеучебной деятельности школьников.
Сроки и место проведения
Подготовка к участию в фестивале проводиться в течение сентября - октября в два этапа
- этап – школьный. Проводится в рамках школ района, где в атмосфере доброжелательности каждому школьнику будет предоставлена возможность реализовать свои творческие способности проявить инициативную изобретательность, самобытность, своеобразность и нестандартность мышление в одном из 8 конкурсов.
- этап – заключительный. Пройдёт на базе МОУ средней школы № 7 в один из дней осенних каникул.
Участники
- Участником может быть любой школьник 7 – 11-го класса имеющий представление о методах познания окружающего мира и владеющий знаниями о предмете “физика”.
Награждение
- Участники, чьи работы будут соответствовать критериям оценки, получат дипломы, грамоты. Лучшие работы получат рекомендации для участия в районных, областных, межреспубликанских конкурсах, олимпиадах, конференциях, форумах.
Направления
- Решение задач;
- Конкурс кроссвордистов “Эрудиты”;
- Исследовательские проекты;
- Выставка самодельных приборов, устройств, моделей;
- Демонстрация оригинальных опытов на простейшем оборудование (конкурс магов-волшебников);
- Выставка фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся явлений;
- Конкурс самодельных движущихся средств;
- Конкурс газет, посвящённых событиям мира физики и НТП;
- Для учителей – “Хочу поделиться”.
Критерии оценки работ участников
Работы оцениваются по критериям, соответствующим выбранному направлению.
Особо отмечены будут следующие качества:
- целеустремленность,
- оригинальность,
- новизна решения,
- глубина и степень детализации,
- качество оформления работы практическое использование.
Условия регистрации
- Заявление в письменном по соответствующему образцу на каждого участника представляется школой или индивидуально до 25 октября.
Условия участия в конкурсах
- В конкурсе “Решение задач ” могут участвовать учащиеся 10-го класса, успешно выполнившие задание 1-го этапа (домашнее задание) (см. приложение) и заявившие об этом в срок до 25 октября. Решение домашнего задания представить в отдельной тетради вместе с заявкой и анкетой учащегося (см. приложение). На 2 этап учащиеся могут взять с собой чистую тетрадь, калькулятор, лист с формулами.
- В конкурсе кроссвордистов “Эрудиты” могут участвовать учащиеся 8-9-х классов, проявившие интерес и любознательность, имеющие навыки работы с дополнительной литературой. В качестве задания 1 этапа им предлагается составить кроссворд (тему выбирают самостоятельно), содержащий не менее 20 слов - физических терминов. Ссылка на используемую литературу обязательна. Работу оформить на формате А-2 или А-3 предоставить вместе с заявкой и анкетой участника (см. приложение). На 2-м этапе участникам будет предложен для разгадывания кроссворд. Учащиеся могут взять с собой энциклопедии, словари, учебники для индивидуального пользования.
- В конкурсе “Исследовательские проекты ” могут принять учащиеся 7-11-х классов, овладевшие навыками самоорганизации своего труда (или их элементами): умением выявить смысл своей деятельности, поставить цель, разработать план, выбрать способ достижения цели и решения проблемы, провести диагностику, самооценку, корректировку деятельности. Тема работы должна соответствовать содержанию предмета “Физика” или затрагивать межпредметные связи с другими науками или направлениями. Для ознакомления с работой участника один экземпляр работы должен быть представлен вместе с заявкой и анкетой участника (см. приложение) до 25 октября. Второй экземпляр должен быть у участника, явившегося на 2-й этап для защиты своего проекта. Схемы, графики, чертежи, изобретения можно представить в виде приложения.
- На выставку самодельных приборов, устройств, моделей принимаются работы учащихся 7-11-х классов, которые могут представить для всеобщего обозрения изготовленные своими руками в условиях школьных или домашних мастерских модели, приборы, устройства. Возможно представление моделей коллективного изготовления. Описание работы (паспорт прибора) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября. В паспорте прибора указать: название, назначение, устройство и принцип действия.
- В конкурсе демонстраций оригинальных опытов на простейшем оборудовании могут принять участие ученики 8-10-х классов, которые продемонстрируют и доступно объяснят наблюдаемые явления. Желательна тематическая подборка опытов. Возможно выступление даже с одним единственным оригинальным опытом. Описание работы (можно на формате А-2 , желательно с рисунками) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября.
- В конкурсе фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся процессов рады видеть работы самых наблюдательных учащихся 7-11-х классов, способных увидеть красоту явлений окружающего мира и запечатлеть на фотопленке. Желательный формат фотографий 20 х 15 см. Фотоработы с описанием (в произвольной форме) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября.
- На конкурс газет, посвященных событиям мира физики и НТП, работы могут предоставить как коллективы, так и отдельные учащиеся. Формат газет не ограничен. Вкус и фантазия обязательны. Работы вместе с заявкой и указанием авторов предоставить до 25 октября. Ссылка на используемую литературу желательна.
- Во внеконкурсной номинации “Хочу поделиться”
может участвовать любой учитель физики, желающий
поделиться хотя бы капелькой своего опыта. Это
могут быть:
– методические разработки отдельных тем, конспекты любимых уроков (с указанием типа класса: КРО, общеобразовательный, профильный, углубленный)) удачно составленные контрольные работы, тестовые задания, и другой дидактический материал,
– оригинальные тематические подборки опытов, демонстраций с использованием оборудования школьной лаборатории,
– система заданий, упражнений для отработки знаний, умений и навыков по отдельным темам:
а) творчество учеников (стихи, рассказы, сказки, рисунки, ребусы, проекты),
б) “горький опыт ” или рассказ о том, как и что не надо делать Учителю физики.
Ваши материалы могут быть оформлены на стендах выставки (Вами или представителями оргкомитета). Если нужно, поможем сделать фотографии. Желательно предоставить информацию до 25 октября.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заявка на участие в фестивале
“Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”
(название образовательного учреждения)
направляет для включения в число участников фестиваля
Фамилия ____________________________________________
Имя ________________________________________________
Отчество ____________________________________________
Класс _______________________________________________
С творческой работой _________________________________
_____________________________________________________
Соавторы _____________________________________________
ФИО руководителя (учителя физики) _____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета участника
Фамилия ______________________________________________
Имя __________________________________________________
Отчество ______________________________________________
Год рождения __________________________________________
Домашний адрес ________________________________________
Телефон _______________________________________________
Тема работы ____________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”
2003 год
ваше мнение
Организаторы Фестиваля будут рады узнать Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов и перед уходом отдайте этот лист Консультантам.
- Каково общее впечатление о Фестивале? Что для Вас было самым интересным?
- Какие формы работы по развитию творческих способностей школьников Вы считаете наиболее эффективными?
- Каковы Ваши пожелания организаторам?
Литература
- М.Н. Алексеева, Физика – юным. - Москва, Просвещение, 1980.
- Э.М. Браверман, Преподавание физики, развивающее ученика. – Москва, Ассоциация учителей физики, 2003.
- Л.А. Горев, Занимательные опыты по физике. - Москва, Просвещение, 1977.
- Е.С. Ефимовский, След колесницы. – Ленинград, Детская литература, 1988.
- И.Я. Ланина, Я.И. Перельман, Занимательная физика, - Москва, 1959.
- Ф.В. Рабиза, Опыты без приборов, - Москва, Детская литература,1988.
- Л.В. Тарасов, Физика в природе, - Москва, Просвещение, 1988.
- С.А. Тихомирова, Физика в художественной литературе. - Москва, Просвещение, 1996.
- И.Л. Юфанова, Занимательные вечера по физике в средней школе, 1990.
- В.О. Шпаковский, Для тех, кто любит мастерить. - Москва, Просвещение,1990.