Тема: “Решение задач на умножение и деление. Закрепление пройденного материала. Азбука города”.
Цели:
1. Создать условия для: 1)всестороннего закрепления знания таблицы умножения и деления на 2,3; 2) решения прямых и обратных задач (простых). Учить решать составные задачи.
2. Совершенствовать вычислительные навыки.
3. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: 4 конверта с мозаикой, рисунок “Светофорик ”, рисунок автобуса, дорожные знаки “Круговое движение”, “Подача звукового сигнала запрещена”, “Главная дорога”, запись песни “Весёлые путешественники”
(авторы М.Старокадомский, С.Михалков).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и задач урока. Учитель выразительно читает стихотворение:
Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву
Сравнить с букварём.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город даёт нам
Всё время урок.
Вот она, азбука -
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Учитель:
- На этом уроке у вас, дети, будет гость (вывешивается плакат с изображением “ Светофорика”).
- Зовут его Светофорик. Он для вас приготовил интересные задания и заодно хочет узнать, грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе, все ли умеют читать азбуку города. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. А на чём мы поедем, вы узнаете, если разгадаете загадку Светофорика:
Это слово начинается так же, как и третий месяц лета, а заканчивается так же, как первый месяц осени.
-Кто разгадал? Правильно, это автобус (вывешивается рисунок).
1. Устный счёт.
Учитель:
- Заходим и занимаем свои места. Кто зашёл первыми: мальчики или девочки? Правильно, мальчики уступили девочкам дорогу. Сразу решим задачу:
“В нашем автобусе 35 посадочных мест. В классе 9 девочек и столько же мальчиков. Сколько осталось пустых мест?”
Дети решают задачу устно. 35 – (9+9) = 17 (мест)
-Правильно, теперь можно ехать.
Звучит запись песни “Весёлые путешественники”.
-Вот и первая остановка. На ней мы видим вот такой знак. (На доске вывешен знак “Подача звукового сигнала запрещена”.)
Кто знает, как он называется?
-Правильно, “Подача звукового сигнала запрещена”. Тогда и мы сейчас молча заполним таблицу. Вы мне показывайте карточки с ответами.
- Молодцы! Теперь можно ехать дальше. А вот мы видим ещё один знак. (На доске вывешен знак “Круговое движение”.) Кто скажет, как он называется?
- Правильно, “Круговое движение”. Где ставится такой знак? И вам надо решить круговые примеры:
Дети в тетрадях записывают примеры “цепочкой”.
(4 . 3 =12, 12 : 4 = 3, 3 . 3 = 9, 9 . 2 = 18, 18 : 3 = 6, 6 . 2 = 12, 12 : 3 = 4)
-Кто справился с этим заданием чисто и аккуратно? Получаете зелёную фишку.
2. Решение задач.
Учитель:
-Можно ехать дальше. А вот и новый знак. (На доске вывешен знак “Главная дорога”.) Что он нам говорит? Правильно, это знак “Главная дорога”. Решим задачу:
“В одной канистре 20 литров бензина. Сколько литров в 3-х таких канистрах?”
Дети решают задачу самостоятельно.
20 . 3 = 60 (л)
Ответ: 60 литров.
-А теперь составим и решим 2 обратные задачи.
(1. “В трёх одинаковых канистрах 60 литров бензина. Сколько литров бензина в одной канистре?”
60 : 3 = 20 (л)
Ответ: 20 литров.
2. “ В одной канистре 20 литров бензина. Сколько потребуется канистр, чтобы разлить 60 литров бензина?”
60 : 20 = 3 (к.)
Ответ: 3 канистры.)
- Молодцы! Ездить по главной дороге вы умеете. А теперь можно и отдохнуть.
5. Физкультминутка:
Дети встают со своих мест и дружно проговаривают:
Шагая осторожно,
За улицей следи-
И только там, где можно,
И только там, где можно
Её переходи.
Ученики шагают на месте, смотрят налево, направо и опять шагают. Садятся на свои места.
6. Работа в группах.
Учитель:
-А теперь мы со Светофориком хотим узнать, умеете ли вы работать группами. На каждом ряду лежит конверт с секретным заданием. По моей команде вы их откроете и составите мозаику. Если все примеры решите правильно, то у вас должен получиться рисунок. Внимание, начали.
Дети решают примеры, составляют мозаику. Идёт групповая работа. Решая примеры, дети собирают математическую мозаику. Если все примеры решены верно, получается рисунок. Постепенно на столах появляются картинки с дорожными знаками: “Пешеходный переход”, “Дети”, “Проход закрыт”, “Двустороннее движение”.
(В это время два ученика выполняют аналогичную работу у доски.
Работая в паре, они тоже составляют мозаику.)
-Что говорят вам эти знаки? (Ученики каждой группы рассказывают, как называется знак, который они собрали, что он обозначает.)
-Молодцы, ребята, вы доказали, что умеете работать в группах.
7. Самостоятельная работа по учебнику.
Учитель:
- А теперь поработайте самостоятельно.
Дети решают примеры из учебника “Математика” 3 класс.
80 : 8 . 6 | 4 . 10 + 16 | 1 . 20 : 10 |
50 : 5 . 9 | 6 . 10 – 35 | 1 . 40 : 4 |
30 : 3 . 10 | 9 . 10 – 82 | 1 . 70 : 10 |
8. Итог урока.
Учитель:
- Поднимите руку, кто выполнил это задание правильно и аккуратно. Вы получаете зелёную фишку. У кого три фишки и более? Вы получаете пятёрку за работу на уроке. А мы со Светофориком с вами прощаемся. Спасибо за работу. Азбуку города не забывайте. Соблюдайте правила дорожного движения.
Дети хором:
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.