Я использую игровые моменты на уроках математики и хочу поделиться своим опытом при обобщении, закреплении, повторении различных тем, вопросов.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра–творчество, игра–труд. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия. На игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Во время игры учитель незаметно для учащихся следит за сохранением интереса школьников. Отсутствие его или угасание могут возникнуть от слишком сложных вопросов, отсутствия выразительности ведущего, монотонности, сухости.
Подготовительная часть игры состоит из следующих компонентов:
а) Игровой замысел выражен в названии.
б) В зависимости от названия игры формируются соответствующие правила, которые преломляются через дидактическую цель (при этом учитываются возможности учащихся), подготовленность учащихся.
в) Сформулированные правила заставляют учащихся управлять своим поведением, подчиняться требованиям группы, класса.
г) Основой игры является ее познавательное содержание (при повторении, освоении нового материала, закреплении и т.д.).
д) Оборудование (таблицы–ответы, карточки и т.д.).
“Аукцион” (устно–письменная форма индивидуальная)
Предлагается математическое понятие. Минимальная цена определяется по значимости понятия, но не менее 3–х баллов– 3–х предложений. За определенное время все учащиеся пишут в тетради (или на отдельных листиках) все, что знают об этом понятии. По окончании времени зачитывается ответ, в котором самое большое число суждений об этом понятии. Учащиеся, которые слушают, отмечают у себя встретившиеся суждения и дополняют не упомянутым суждением, верным по смыслу.
Учитель корректирует сразу верность, грамотность высказанного суждения, затем определяет по общему числу всех верных суждений наибольшее количество возможных баллов (возможная максимальная цена).
Понятие считается проданным тому, кто назвал большее количество суждений о понятии, верных по смыслу и близкое к максимальному количеству. По продаже нескольких понятий возможно выставить оценку за аукцион (если необходимо, то после проверки записей).
“Плавание за призом” – игра – состязание (групповая форма).
- Отбор команды (различные варианты). Капитан, штурман, матросы в количестве 4–6 учеников.
- Набор открыток с различными типами кораблей (для интереса). Знакомство команды с кораблем.
- У учителя получают для данного корабля задание “привезти” за определенное время “неиспорченный груз” – выполнить задание.
- Команда в полном составе выполняет задание, распределив нагрузку на каждого (роль капитана и штурмана). Цель: выполнить правильно и вовремя.
- Через определенное время все корабли возвращаются на место (т.е. все учащиеся после работы за общим столом садятся за свои места).
- Доска разделена на столько частей, сколько кораблей (сколько заданий). В каждую часть капитан или член команды заносит решение своего задания. Одновременно выгружаются два корабля.
- После устного объяснения решения класс оценивает совместно с учителем верность решения. Если верно, груз “неиспорчен”, если неверно – “испорчен”, если не решено – корабль сплавал “впустую”. Более важное задание, выполненное верно, заносится в тетрадь.
В основном все учащиеся стараются принять активное и серьезное участие.
По аналогичной форме проходят игры “ЗАЖЖЕМ ГИРЛЯНДУ” – (она загорится, если все задания лампочек будут выполнены правильно).
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
“Укрась елку” – каждая группа выполняет задание на своей елочной игрушке и получает право повесить ее, если задание выполнено верно.
Вид урока: вводный, урок повторения и знакомства с основным содержанием темы.
Цель:
1. Повторить ранее изученное, используемое при освоении вопросов “Теоремы синусов и косинусов”.
2. Ознакомить и добиться понимание смысла теорем.
Ход урока:
- Работа в малых группах по трем блокам вопросов:
- Работа в группах сменного состава после проверки учителем. Группа по 3 человека. Каждый учащийся сообщает товарищам ответы по вопросам своего блока, следит за заполнением нужной колонки в сводной таблице.
- Итог работы по сводной таблице делается учителем.
- По возможности времени провести математический диктант или другой вид работы для контроля проведенной работы на уроке в различных группах.
– ранее изученное в предыдущих темах,
необходимое для освоения данной темы.
– по теореме синусов
– по теореме косинусов
Учащиеся вспоминают по вопросам блока, заполняют одну из колонок сводной таблицы, при необходимости используют учебник.
Блок вопросов для самопроверки.
1 блок Ранее изученное |
2 блок Теорема косинусов |
3 блок Теорема синусов |
1. Название сторон прямоугольного треугольника. | 1. Показать на чертеже треугольника угол между двумя сторонами. | 1. Показать на чертеже стороны, противолежащие углам. |
2. Сумма углов треугольника. | 2. cos (180–&)= ? | 2. sin (180 –&)=? |
3. Сумма острых углов прямоугольного треугольника. | 3. Вычитание векторов–геометрический способ. | 3. Смежные углы и их свойство. |
4. Что называют синусом, косинусом, тангенсом острого угла прямоугольного треугольника? | 4. Скалярное произведение через длину векторов. | 4. Проведение высоты в различных
треугольниках. Новое п.110 стр.193 |
5. Теорема Пифагора. | 5. Проекция наклонной (понятие,чертеж) новое п.109 стр.191 |
5. Формулировка теоремы. |