В Сасыкольском детском доме Харабалинского района Астраханской области содержатся и воспитываются 59 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенность социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров.
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, педагоги нашего учреждения выбрали основным направлением своей деятельности – развитие творческих начал.
Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, моем одежду, мастерим что-то, оставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растение, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни несомненно облегчится.
С мая 2003 года детский дом работает в режиме областной федеральной площадки по теме “Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор их успешной социализации”. Сегодня я предлагаю вашему вниманию программу экспериментальной работы.
Объект эксперимента: творчество во всех направлениях воспитательного процесса в детском доме.
Предмет эксперимента : педагогические пути и способы развития творческого потенциала воспитанников в подготовке к самостоятельной жизни.
Цели эксперимента: Создание модели воспитательной системы, обеспечивающей успешную социализацию творчески развитых воспитанников, их интеграцию в социум;
Повышение эффективности воспитательного процесса, его качества, как следствие,- конкурентоспособность выпускника детского дома;
Задачи эксперимента: Создание системы мотивации педагогического коллектива на развитие творческого потенциала воспитанников;
Создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания;
Разработка и апробация модели воспитательной системы через оптимальную организацию совместной работы педагогов детского дома и Детской школы искусств, воспитательную деятельность на развитие умений, навыков, участия в различных видах творчества: ИЗО, музыка, театр, художественный труд и т.д.;
Совершенствование работы по профессиональному самоопределению воспитанников, развитие навыка творческого подхода в любом деле;
Совершенствование системы работы по социализации и дальнейшей успешной интеграции воспитанников детского дома в общество;
В ходе эксперимента нам предстоит выяснить:
Какой должна быть воспитательная среда в детском доме и как ее организовать?
Какова роль педагога в воспитательном процессе детского дома и какими профессиональными качествами он должен обладать?
Какими методами в условиях детского дома можно развить в ребенке творческое отношение к любому труду, взаимодействию с разными категориями людей в обществе?
Каковы методы привлечения общественности к участию в воспитательном процессе детского дома, оказанию помощи воспитанникам в их успешной социализации?
Гипотеза: Если воспитательный процесс в детском доме будет построен на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала воспитанников, привлечения каждого ребенка к занятиям различными видами творчества, соответствующими его личностным особенностям, это значительно повысит эффективность воспитательного процесса, поможет воспитанникам преодолеть комплекс неполноценности, приобрести уверенность в себе и, как следствие, увеличит успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в общество.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты эксперимента можно подразделить на группы – педагогические и собственно результаты эксперимента.
Педагогические результаты
Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит воспитаннику:
чувствовать себя психологически защищенным;
раскрыть свои ресурсы и способности, получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
приобрести навыки самообразования, навыки параллельного обучения в школе искусств;
повысить уровень воспитанности, навыки общения и культуры поведения;
многосторонняя творческая деятельность станет основной для самореализации личности воспитанника, развития ее способностей.
Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит педагогу:
овладеть методами изучения личности ребенка, его способностей и интересов;
овладеть приемами организации творческой деятельности воспитанников исходя из их индивидуальных особенностей;
повысить профессиональное мастерство и педагогическую культуру.
Собственно результатом экспериментирования станет создание модели воспитательной системы детского дома, будет найден способ, как в условиях детского дома предоставить воспитанникам условия для развития на более высоком уровне творческих возможностей, а также возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения и интеграции в обществе.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Результаты эксперимента будут оцениваться по следующим критериям:
вовлеченность детей в творческие дела детского дома (количество воспитанников занимающихся в ДШИ, кружках, ансамблях, массовых мероприятиях);
количество призовых мест, занимаемых творческими коллективами детского дома в районных, областных соревнованиях, смотрах, выставках, фестивалях;
количество выпускников детского дома, поступивших в учебные заведения музыкального, художественного направления, в культурно-просветительное училище и т.д. и успешно окончивших их, нашедших достойное место в жизни.
Сроки эксперимента
Эксперимент рассчитан на пять лет. Окончание эксперимента – момент завершения обучения в ДШИ воспитанниками первого набора, обучающимися на данный момент в 2-4 классах ДШИ.
Основные методы экспериментального исследования
наблюдение за воспитанниками в ходе воспитательного процесса, параллельного обучения в средней основной школе и школе искусств (состояние физического здоровья, психического комфорта, успеваемости в школе);
тестирование, опрос;
анкетирование воспитанников, педагогов детского дома, средней основной школы, школы искусств;
анализ полученных блоков информации педагогического и медицинского характера с целью коррекции и дальнейшей разработки педагогического сопровождения процесса развития творческого потенциала детей.
Участники эксперимента
Основными участниками эксперимента являются воспитанники, педагоги и медицинские работники детского дома, преподаватели ДШИ, научные руководители эксперимента.
Условия проведения эксперимента
Для проведения эксперимента в детском доме имеются:
педагогический коллектив, осознающий значимость поставленной проблемы и мотивированный на ее решение;
наличие штатных единиц психолога, педагога-организатора, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателей, инструкторов по труду, научные руководители;
доступ в Интернет;
связь с ДШИ, библиотеками, ДК, комитетом культуры и спорта Администрации Харабалинского района.
Для продолжения и наибольшей эффективности эксперимента необходимы:
ставка хореографа в детском доме;
ставка режиссера-постановщика;
ставка инструктора оп туризму;
регулярное повышения квалификации кадров в области эстетики и культуры, овладение развивающими педагогическими технологиями и методиками, методами мониторинга, ведения исследовательской работы;
регулярное пополнение библиотеки детского дома методической, справочной, художественной литературой;
выделение средств на обучение воспитанников в ДШИ;
приобретение инструментов для духового оркестра;
приобретение костюмов для творческих коллективов;
приобретение инструментов и материалов для художественного труда;
приобретение туристского снаряжения;
организацию выездов, экскурсий по району, области, РФ.
Этапы эксперимента
Подготовительный этап (2002-2003 уч.г.)
Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
Изучение опыта работы по данной теме детских домов Астраханской области и РФ.
Разработка программы реализации целей и задач эксперимента.
Практический этап (2003-2004 уч.г.)
Улучшение психолого-педагогической подготовки кадров:
освоение диагностик, методик изучения способностей и сохранных свойств личности воспитанника;
активизация творческого потенциала педагогических работников;
изучение и освоение гуманистической технологии воспитания;
поиск, освоение, применение активных форм воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ЗПР.
Организация воспитательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам:
изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, сохранных свойств личности, изучение способностей и интересов воспитанников);
составление авторских программ, календарно-тематического планирования, работ воспитателей и специалистов педагогов;
обучение воспитанников в ДШИ, развитие умений индивидуальной и групповой самодеятельной работы;
поиск и освоение форм организации продуктивной деятельности воспитанников, учитывающих поставленные цели;
конструирование и внедрение рационального режима работы в детском доме;
сочетание учебной деятельности в общеобразовательной школе, индивидуальной учебной деятельности в ДШИ, деятельности, ориентированной на интересы, потребности;
апробация выбранных технологий, программ и форм работы;
разработка системы мониторинга и его осуществление.
Аналитический этап (2005–2006 уч.г.)
Анализ полученных результатов, описание новых форм работы, применяемых технологий.
Сопоставление полученных результатов поставленным целям и задачам эксперимента.
Оценка качеств, приобретенных воспитанниками, их достижений за время проживания в детском доме и первые годы после выпуска.
Обобщение хода и результатов эксперимента.
Функциональные обязанности (в обобщенном виде)
Директор детского дома |
Основное руководство проектом, подбор и расстановка кадров, курсовая подготовка, аттестация педагогических кадров. Обеспечение МТБ проекта. Разработка материалов эксперимента. |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Научно-методическое руководство. Разработка материалов эксперимента. Обеспечение повышения педагогического мастерства коллектива через организацию семинаров, практикумов. Организация деятельности коллектива по осуществлению программы эксперимента, процесса экспериментальной деятельности. |
Психолог детского дома |
Организация психологического сопровождения воспитательного процесса. Наблюдение за микроклиматом в коллективе детей и взрослых. Отслеживание влияния экспериментальной работы на психическое состояние воспитанников, их индивидуальное развитие, уровень социализации. |
Музыкальный руководитель |
Организация процесса обучения воспитанников в ДШИ, руководство творческими коллективами. |
Воспитатели Педагоги |
Обогащение содержания воспитания. Организация индивидуальной творческой деятельности, коллективной творческой деятельности, создание условий для самореализации личности, раскрытия индивидуальности каждого воспитанника. Создание условий для становления воспитанника как гражданина. |
Контроль за реализацией проекта и форм представления результатов
Администрация детского дома совместно с научными руководителями эксперимента в качестве промежуточного контроля ежегодно будут производить анализ деятельности коллектива по реализации целей и задач эксперимента, оценку ее результативности по приведенным выше критериям. По окончании работы по реализации эксперимента будет сделан отчет о проделанной работе, описание новых эффективных методов работы и представлен в Астраханский ИУУ и ДО Администрации Астраханской области.
Литература
“Федеральная программа развития образования” Москва 2000г. | |
Мудрик А.В. “Социализация и воспитание” Москва 1997г. | |
“Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к сельскохозяйственному труду в современных условиях” Москва 1998г. | |
“Инновации в современном образовании” (Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии) Москва 2001, 2002г. | |
“Организация воспитательного процесса в детском доме семейного типа в условиях эксперимента” Вологда 2001г. | |
Одинцова Л.Н. “Технология управления детским домом в условиях эксперимента” Вологда 2001г. | |
“Лишенные родительского попечительства” Москва 1991г. | |
Воронов В.В. “Технология воспитания” Москва 2000г. | |
“Гуманистические воспитательные системы. Вчера и сегодня” Москва 1993г. | |
“Психологические методики диагностики личных особенностей ребенка в детском доме (3-9 лет)” Москва 1995г. | |
“Психолого-педагогическое обеспечение дополнительного образования” Ижевск 2003г. | |
Экологический полевой лагерь “Подростковый досуг” Ижевск 2003г. | |
“Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования” Москва 1997г. | |
Новиков А.М. “Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях” Москва 1996г. | |
“Программа воспитания школьника” Педагогическое общество России, Москва 1998г. | |
Сумнительный К.Е. “Как помочь ребенку построить себя” Москва 1999г. | |
Шамова Т.И. “Управление адаптивной школой” Москва 1997г. | |
Ямбург Э. “Школы на пути к свободе” Москва 2000г. | |
“Развитие индивидуальности ребенка через воздействия основного и дополнительного образования” Ижевск 2003г. | |
“Год живых зданий” Сыктывкар 2000г. | |
“Детский дом на рубеже веков” Москва 2001г. | |
Католиков А. “Дом моих детей” Москва 1997г. | |
“Питомцы призрения” Москва 2002г. | |
“Организация образовательной деятельности детского дома по семейному принципу” Петропавловск-Камчатский 2002г. | |
Басюк В.С. “Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома” Москва 2001г. | |
“Комплексное сопровождение детей-сирот” Санкт-Петербург 2003г. | |
“Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования” Уфа 2001г. | |
“Специальное образование в Астраханской области (Концептуальные основы и практика)” Астрахань 2002г. | |
Яковлева Е.Л. “Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся” Москва 1998г. | |
“Познай себя” Егорьевск 2003г. | |
Программа “Деловые игры” Рязань 2003г. | |
Программа “Живи ярко” Санкт-Петербург 2003г. | |
“Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004г.” Москва 2002г. | |
Материалы журнала “Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы” за 1994-2003 годы | |
Антропова М.В. и др. “Ваш ребенок: азбука здоровья и развития” | |
Материалы журнала “Домашнее воспитание” за 1998-2003г. | |
“Этическое воспитание” Информационно-методический журнал Москва 2002г. | |
Материалы журнала “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” за 2002-2003г. | |
Семаго Н.Я., Семаго М.М. “Проблемные дети. основы диагностической и коррекционной работы психолога” Москва 2000г. | |
Материалы журнала “Детский дом” за 2002-2003г. | |
Материалы журнала “Развитие личности” за 2002-2003г. | |
Селевко Г.К. “Руководство по организации самовоспитания школьников” и другие материалы журнала “Школьные технологии” за 1999-2003г. | |
Материалы журнала “Образование в современной школе” за 2002-2003г. | |
Материалы “Психологического журнала” за 1991-2003г. | |
Материалы журнала “Психологическая газета” | |
“Открытая гуманитарная экспертиза инновационной практики” Ижевск 2003г. | |
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова “Зимние праздники, игры и забавы для детей” Москва 1999г., Тв-центр “Сфера” | |
Весенние, летние, осенние праздники, игры, забавы для детей (3 книги) | |
Народный праздничный календарь в
песнях, сказках, играх, обрядах
(литературно-музыкальный альманах) №3 1999г. Зима-весна, №4 1999г. Лето-осень, ЗАО РИФМЭ 1999г. |
|
В.Бычков “Основы
художественного ремесла. Музыкальные
инструменты” Москва Аст-Пресс 2000г. |
|
“Вьется, вьется хоровод” Русские народные заклички, приговорки, календарные песни. Москва Детская литература 1983г. | |
Гольдин И.И. “Хороша ложка!” Москва “Просвещение” 1994г. | |
Я.В. Соколов “Граждановедение” Москва 1993г. |