Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор их успешной социализации

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


В Сасыкольском детском доме Харабалинского района Астраханской области содержатся и воспитываются 59 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенность социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, педагоги нашего учреждения выбрали основным направлением своей деятельности – развитие творческих начал.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, моем одежду, мастерим что-то, оставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растение, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни несомненно облегчится.

С мая 2003 года детский дом работает в режиме областной федеральной площадки по теме “Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор их успешной социализации”. Сегодня я предлагаю вашему вниманию программу экспериментальной работы.

Объект эксперимента: творчество во всех направлениях воспитательного процесса в детском доме.

Предмет эксперимента : педагогические пути и способы развития творческого потенциала воспитанников в подготовке к самостоятельной жизни.

Цели эксперимента: Создание модели воспитательной системы, обеспечивающей успешную социализацию творчески развитых воспитанников, их интеграцию в социум;

Повышение эффективности воспитательного процесса, его качества, как следствие,- конкурентоспособность выпускника детского дома;

Задачи эксперимента: Создание системы мотивации педагогического коллектива на развитие творческого потенциала воспитанников;

Создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания;

Разработка и апробация модели воспитательной системы через оптимальную организацию совместной работы педагогов детского дома и Детской школы искусств, воспитательную деятельность на развитие умений, навыков, участия в различных видах творчества: ИЗО, музыка, театр, художественный труд и т.д.;

Совершенствование работы по профессиональному самоопределению воспитанников, развитие навыка творческого подхода в любом деле;

Совершенствование системы работы по социализации и дальнейшей успешной интеграции воспитанников детского дома в общество;

В ходе эксперимента нам предстоит выяснить:

Какой должна быть воспитательная среда в детском доме и как ее организовать?

Какова роль педагога в воспитательном процессе детского дома и какими профессиональными качествами он должен обладать?

Какими методами в условиях детского дома можно развить в ребенке творческое отношение к любому труду, взаимодействию с разными категориями людей в обществе?

Каковы методы привлечения общественности к участию в воспитательном процессе детского дома, оказанию помощи воспитанникам в их успешной социализации?

Гипотеза: Если воспитательный процесс в детском доме будет построен на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала воспитанников, привлечения каждого ребенка к занятиям различными видами творчества, соответствующими его личностным особенностям, это значительно повысит эффективность воспитательного процесса, поможет воспитанникам преодолеть комплекс неполноценности, приобрести уверенность в себе и, как следствие, увеличит успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в общество.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты эксперимента можно подразделить на группы – педагогические и собственно результаты эксперимента.

Педагогические результаты

Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит воспитаннику:

чувствовать себя психологически защищенным;
раскрыть свои ресурсы и способности, получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
приобрести навыки самообразования, навыки параллельного обучения в школе искусств;
повысить уровень воспитанности, навыки общения и культуры поведения;
многосторонняя творческая деятельность станет основной для самореализации личности воспитанника, развития ее способностей.

Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит педагогу:

овладеть методами изучения личности ребенка, его способностей и интересов;
овладеть приемами организации творческой деятельности воспитанников исходя из их индивидуальных особенностей;
повысить профессиональное мастерство и педагогическую культуру.

Собственно результатом экспериментирования станет создание модели воспитательной системы детского дома, будет найден способ, как в условиях детского дома предоставить воспитанникам условия для развития на более высоком уровне творческих возможностей, а также возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения и интеграции в обществе.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Результаты эксперимента будут оцениваться по следующим критериям:

вовлеченность детей в творческие дела детского дома (количество воспитанников занимающихся в ДШИ, кружках, ансамблях, массовых мероприятиях);
количество призовых мест, занимаемых творческими коллективами детского дома в районных, областных соревнованиях, смотрах, выставках, фестивалях;
количество выпускников детского дома, поступивших в учебные заведения музыкального, художественного направления, в культурно-просветительное училище и т.д. и успешно окончивших их, нашедших достойное место в жизни.

Сроки эксперимента

Эксперимент рассчитан на пять лет. Окончание эксперимента – момент завершения обучения в ДШИ воспитанниками первого набора, обучающимися на данный момент в 2-4 классах ДШИ.

Основные методы экспериментального исследования

наблюдение за воспитанниками в ходе воспитательного процесса, параллельного обучения в средней основной школе и школе искусств (состояние физического здоровья, психического комфорта, успеваемости в школе);
тестирование, опрос;
анкетирование воспитанников, педагогов детского дома, средней основной школы, школы искусств;
анализ полученных блоков информации педагогического и медицинского характера с целью коррекции и дальнейшей разработки педагогического сопровождения процесса развития творческого потенциала детей.

Участники эксперимента

Основными участниками эксперимента являются воспитанники, педагоги и медицинские работники детского дома, преподаватели ДШИ, научные руководители эксперимента.

Условия проведения эксперимента

Для проведения эксперимента в детском доме имеются:

педагогический коллектив, осознающий значимость поставленной проблемы и мотивированный на ее решение;
наличие штатных единиц психолога, педагога-организатора, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателей, инструкторов по труду, научные руководители;
доступ в Интернет;
связь с ДШИ, библиотеками, ДК, комитетом культуры и спорта Администрации Харабалинского района.

Для продолжения и наибольшей эффективности эксперимента необходимы:

ставка хореографа в детском доме;
ставка режиссера-постановщика;
ставка инструктора оп туризму;
регулярное повышения квалификации кадров в области эстетики и культуры, овладение развивающими педагогическими технологиями и методиками, методами мониторинга, ведения исследовательской работы;
регулярное пополнение библиотеки детского дома методической, справочной, художественной литературой;
выделение средств на обучение воспитанников в ДШИ;
приобретение инструментов для духового оркестра;
приобретение костюмов для творческих коллективов;
приобретение инструментов и материалов для художественного труда;
приобретение туристского снаряжения;
организацию выездов, экскурсий по району, области, РФ.

Этапы эксперимента

Подготовительный этап (2002-2003 уч.г.)

Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

Изучение опыта работы по данной теме детских домов Астраханской области и РФ.

Разработка программы реализации целей и задач эксперимента.

Практический этап (2003-2004 уч.г.)

Улучшение психолого-педагогической подготовки кадров:

освоение диагностик, методик изучения способностей и сохранных свойств личности воспитанника;
активизация творческого потенциала педагогических работников;
изучение и освоение гуманистической технологии воспитания;
поиск, освоение, применение активных форм воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ЗПР.

Организация воспитательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам:

изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, сохранных свойств личности, изучение способностей и интересов воспитанников);
составление авторских программ, календарно-тематического планирования, работ воспитателей и специалистов педагогов;
обучение воспитанников в ДШИ, развитие умений индивидуальной и групповой самодеятельной работы;
поиск и освоение форм организации продуктивной деятельности воспитанников, учитывающих поставленные цели;
конструирование и внедрение рационального режима работы в детском доме;
сочетание учебной деятельности в общеобразовательной школе, индивидуальной учебной деятельности в ДШИ, деятельности, ориентированной на интересы, потребности;
апробация выбранных технологий, программ и форм работы;
разработка системы мониторинга и его осуществление.

Аналитический этап (2005–2006 уч.г.)

Анализ полученных результатов, описание новых форм работы, применяемых технологий.

Сопоставление полученных результатов поставленным целям и задачам эксперимента.

Оценка качеств, приобретенных воспитанниками, их достижений за время проживания в детском доме и первые годы после выпуска.

Обобщение хода и результатов эксперимента.

Функциональные обязанности (в обобщенном виде)

Директор детского дома

Основное руководство проектом, подбор и расстановка кадров, курсовая подготовка, аттестация педагогических кадров. Обеспечение МТБ проекта. Разработка материалов эксперимента.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Научно-методическое руководство. Разработка материалов эксперимента. Обеспечение повышения педагогического мастерства коллектива через организацию семинаров, практикумов. Организация деятельности коллектива по осуществлению программы эксперимента, процесса экспериментальной деятельности.

Психолог детского дома

Организация психологического сопровождения воспитательного процесса. Наблюдение за микроклиматом в коллективе детей и взрослых. Отслеживание влияния экспериментальной работы на психическое состояние воспитанников, их индивидуальное развитие, уровень социализации.

Музыкальный руководитель

Организация процесса обучения воспитанников в ДШИ, руководство творческими коллективами.

Воспитатели

Педагоги

Обогащение содержания воспитания. Организация индивидуальной творческой деятельности, коллективной творческой деятельности, создание условий для самореализации личности, раскрытия индивидуальности каждого воспитанника. Создание условий для становления воспитанника как гражданина.

Контроль за реализацией проекта и форм представления результатов

Администрация детского дома совместно с научными руководителями эксперимента в качестве промежуточного контроля ежегодно будут производить анализ деятельности коллектива по реализации целей и задач эксперимента, оценку ее результативности по приведенным выше критериям. По окончании работы по реализации эксперимента будет сделан отчет о проделанной работе, описание новых эффективных методов работы и представлен в Астраханский ИУУ и ДО Администрации Астраханской области.

Литература

“Федеральная программа развития образования” Москва 2000г.
Мудрик А.В. “Социализация и воспитание” Москва 1997г.
“Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к сельскохозяйственному труду в современных условиях” Москва 1998г.
“Инновации в современном образовании” (Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии) Москва 2001, 2002г.
“Организация воспитательного процесса в детском доме семейного типа в условиях эксперимента” Вологда 2001г.
Одинцова Л.Н. “Технология управления детским домом в условиях эксперимента” Вологда 2001г.
“Лишенные родительского попечительства” Москва 1991г.
Воронов В.В. “Технология воспитания” Москва 2000г.
“Гуманистические воспитательные системы. Вчера и сегодня” Москва 1993г.
“Психологические методики диагностики личных особенностей ребенка в детском доме (3-9 лет)” Москва 1995г.
“Психолого-педагогическое обеспечение дополнительного образования” Ижевск 2003г.
Экологический полевой лагерь “Подростковый досуг” Ижевск 2003г.
“Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования” Москва 1997г.
Новиков А.М. “Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях” Москва 1996г.
“Программа воспитания школьника” Педагогическое общество России, Москва 1998г.
Сумнительный К.Е. “Как помочь ребенку построить себя” Москва 1999г.
Шамова Т.И. “Управление адаптивной школой” Москва 1997г.
Ямбург Э. “Школы на пути к свободе” Москва 2000г.
“Развитие индивидуальности ребенка через воздействия основного и дополнительного образования” Ижевск 2003г.
“Год живых зданий” Сыктывкар 2000г.
“Детский дом на рубеже веков” Москва 2001г.
Католиков А. “Дом моих детей” Москва 1997г.
“Питомцы призрения” Москва 2002г.
“Организация образовательной деятельности детского дома по семейному принципу” Петропавловск-Камчатский 2002г.
Басюк В.С. “Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома” Москва 2001г.
“Комплексное сопровождение детей-сирот” Санкт-Петербург 2003г.
“Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования” Уфа 2001г.
“Специальное образование в Астраханской области (Концептуальные основы и практика)” Астрахань 2002г.
Яковлева Е.Л. “Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся” Москва 1998г.
“Познай себя” Егорьевск 2003г.
Программа “Деловые игры” Рязань 2003г.
Программа “Живи ярко” Санкт-Петербург 2003г.
“Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004г.” Москва 2002г.
Материалы журнала “Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы” за 1994-2003 годы
Антропова М.В. и др. “Ваш ребенок: азбука здоровья и развития”
Материалы журнала “Домашнее воспитание” за 1998-2003г.
“Этическое воспитание” Информационно-методический журнал Москва 2002г.
Материалы журнала “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” за 2002-2003г.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. “Проблемные дети. основы диагностической и коррекционной работы психолога” Москва 2000г.
Материалы журнала “Детский дом” за 2002-2003г.
Материалы журнала “Развитие личности” за 2002-2003г.
Селевко Г.К. “Руководство по организации самовоспитания школьников” и другие материалы журнала “Школьные технологии” за 1999-2003г.
Материалы журнала “Образование в современной школе” за 2002-2003г.
Материалы “Психологического журнала” за 1991-2003г.
Материалы журнала “Психологическая газета”
“Открытая гуманитарная экспертиза инновационной практики” Ижевск 2003г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова “Зимние праздники, игры и забавы для детей” Москва 1999г., Тв-центр “Сфера”
Весенние, летние, осенние праздники, игры, забавы для детей (3 книги)
Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах (литературно-музыкальный альманах)

№3 1999г. Зима-весна, №4 1999г. Лето-осень, ЗАО РИФМЭ 1999г.

В.Бычков “Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты”

Москва Аст-Пресс 2000г.

“Вьется, вьется хоровод” Русские народные заклички, приговорки, календарные песни. Москва Детская литература 1983г.
Гольдин И.И. “Хороша ложка!” Москва “Просвещение” 1994г.
Я.В. Соколов “Граждановедение” Москва 1993г.