Изменения, произошедшие последнее время в обществе, обусловили изменения в процессе обучения, что, в свою очередь, вызвало необходимость нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся.
С 2001–2002 учебного года в нашей школе по предмету физкультура введена рейтинговая система получения отметки, утверждённая методическим советом школы. К принятию этого решения нас побудили следующие причины:
- если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены быть неуспевающими;
- если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов;
- если выставлять отметку, учитывая и прилежание и выполнение нормативов, то очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.
Иными словами, существующая система оценивания (пятибалльная шкала) применительно к урокам физкультуры имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценить труд учеников. Исходя из этого, мы решили ввести рейтинговую систему выставления отметок, чтобы ученик стремился сам зарабатывать баллы: за прилежание, за выполнение нормативов, за участие в соревнованиях. Таким образом, ученики сами могут подсчитывать набранные ими баллы и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ребёнок может заработать высокую отметку.
Положение о рейтинговой системе получения отметки по физкультуре
I. Ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, получает 60 баллов.
II. Ученик, посетивший абсолютно все уроки физкультуры в четверти, получает еще 5 баллов.
III. За каждый урок ученик получает коэффициент за прилежание от 0 до 1.
IV.Пропуск одного урока (без уважительной причины) – минус 5 баллов.
V. Участие в общешкольном соревновании – плюс 5 баллов.
VI. В каждой четверти сдаются нормативы по 4 видам; за каждый вид получают от 0 до 10 баллов.
VII. Посещение спортивной секции с нагрузкой не менее 6 часов в неделю – 5 баллов.
VIII. Выводится средний коэффициент за прилежание и умножается на 60 (65) баллов.
VIX. Все баллы суммируются: 92 балла – отметка 5; 84 балла – отметка 4; 76 баллов – отметка 3; меньше 76 – отметка 2.
Рейтинговая система позволяет очень просто и объективно проводить конкурс “лучший по предмету” (достаточно суммировать баллы за четверть в учебном году). Учащиеся активнее стали принимать участие во внутришкольных соревнованиях.
Значительно повысилась дисциплина и прилежание на уроках.
Нормативы, сдаваемые по четвертям
1 четверть
1. Прыжок в длину с места
2. Прыжок в длину с разбега
3. Челночный бег 3 по 9м
4. Бег 1000 м.
2 четверть
1. Тройной прыжок с места
2. Поднимание туловища за 30 сек.
3. Гибкость
4. Баскетбол
3 четверть
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
2. Бег на лыжах
3. Прыжки со скакалкой
4. Волейбол
4 четверть
1. Гимнастика
2. Спринт
3. Бег 1500 – 3000 м.
4. Прыжок в высоту
5. Метание мяча
6. Подтягивание
В четвёртой четверти сдаётся 6 нормативов в перерасчёте на 4.
Итоги введения рейтинговой системы следующие: средний балл по четвертям остался примерно таким же, как и был раньше, а вот рост результатов в таких нормативах как прыжки в длину с места, выносливость, силовая подготовка (подтягивание), гибкость, статическая сила значителен по сравнению с прошлым годом (на 8-10%).
Но главной задачей уроков физкультуры по-прежнему остаётся пропаганда здорового образа жизни, стремление к самоконтролю физического развития, возможность самореализоваться в выбранном виде спорта. Для повышения мотивации при сдаче нормативов вместо пятибалльной шкалы введена 10-балльная система, дающая возможность даже слабому ученику получить определённое количество баллов за не очень высокий результат, что стимулирует улучшение его физической подготовки. Рейтинговой системой заинтересовались родители учеников, и с ними тоже была проведена разъяснительная работа.
Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет с одной стороны более объективно оценивать, с другой стороны - служит хорошей мотивацией в совершенствовании физической подготовки учащихся.