Изучение предметов школьного курса с применением компьютерных технологий

Разделы: Информатика


Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одним из условий для повышения качества общего образования является всеобщая компьютерная грамотность. К сожалению, не более четверти управленческих и педагогических кадров имеют ознакомительный уровень подготовки в области информатики, следовательно, не подготовлены к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе.

Поэтому одной из приоритетных задач МОУ “Межшкольный учебный комбинат” считается задача подготовки педагогических кадров к использованию компьютерной техники в образовательном процессе. Для реализации этой задачи был запланирован цикл учебных семинаров для учителей города по теме “Изучение предметов школьного курса с применением компьютерных технологий”. На сегодняшний день есть опыт проведения семинаров для учителей естественнонаучного, фундаментального и гуманитарного профилей.

В программе проведения семинара рассматривались два основных вопроса:

1. Современный кабинет информатики. Демонстрация оборудования и программного обеспечения.
2. Урок с применением современных технических средств.

Семинар “Изучение предметов школьного курса с применением компьютерных технологий”

Цель: сформировать у участников представление о применении компьютерных технологий при изучении предметов естественнонаучного профиля.

Задачи:

1. Ознакомить участников семинара с возможностями компьютерной техники.
2. Показать применение информационных технологий на отдельных этапах урока или всего урока в целом.
3. Проанализировать готовность педагогов к использованию компьютерной техники в своей педагогической деятельности.

Структура семинара:

1. Теоретическое рассмотрение проблемы.
2. Возможности решения данной проблемы в педагогической практике.
3. Из опыта работы педагогов школ города по данной проблеме.
4. Обмен мнениями.

Программа проведения семинара:

Время

Мероприятие

Кабинет, ответственные

Примечание

8.45–9.00

Встреча и регистрация участников

Вестибюль, Петлина Т.И.

Регистрация, вручение программ, буклетов о МОУ “МУК”, сбор участников в кабинете № 1

9.00–9.10

Экскурсия по кабинетам

Шмурыгина Н.И.

Концова В.В.

Маршрут: кабинет № 1, № 3, № 4, лаборантская – завершение кабинет № 2. В процессе экскурсии: представление заведующих кабинетов, возможности оборудования, локальной сети, учебно-методического обеспечения.

9.15–9.30

Демонстрация презентации о МОУ “МУК”

Шмурыгина Н.И., Бабиков В.П.,

Сарвира В.А.

Цели и задачи (текущие и перспективные), система взаимодействия со школами, контингент обучающихся. О переходе на профильное обучение в старших классах, платные услуги.

9.30–10.00

Использование компьютерной техники в учебном процессе:

- демонстрация оборудования современного компьютерного класса;

- демонстрация программного обеспечения.

Концова В.В.

Акцент сделать на, что все, что увидели учителя, имеет отношение к информатике, но в принципе, все это может быть организовано и по другим предметам.

10.00–10.50

Использование компьютера на различных этапах урока.

Концова В.В.

Познакомить педагогов с программными продуктами, их использованием на различных этапах урока. Сделать обзор программного обеспечения, поступившего в школы в рамках Федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной среды”.

10.50–11.10

Кофе-брейк

Богданова Л.В.,

Петлина Т.И.

 

11.10–11.40

Интернет. Образовательные ресурсы в Интернет для учителей. Обзор сайтов и их возможностей.

Концова В.В.

 

11.40–12.25

Работа с поисковыми системами. Путешествие по всемирной паутине.

Концова В.В.

Познакомить учителей с основными принципами поиска информации в Интернет, общеизвестными поисковыми системами. Учителя могут записать в своих конспектах адреса поисковых серверов. Затем можно предложить учителям самостоятельно поработать в Интернет.

12.30–13.00

Круглый стол. Подведение итогов семинара.

Концова В.В.

Шмурыгина Н.И.

Раздать вопросы к обсуждению. Заострить внимание участников на том, что главной целью семинара было не обучение работе с ППС и Интернет, а лишь демонстрация возможностей современных информационных технологий применительно к учебному процессу, знакомство с образовательными ресурсами в Интернет (то, что увидели учителя – лишь малая толика педагогического опыта).

Оборудование:

1. Компьютерный класс (16 рабочих мест ученика + 1 рабочее место учителя).
2. Проектор.
3. Проекционный экран.
4. Локальная сеть, выход в Интернет.

Раздаточный материал:

1. Буклеты о МОУ “МУК”.
2. Программа семинара.
3. Полезные ссылки на образовательные сайты в Интернет.

Теоретическое рассмотрение проблемы

Стремительно развивающая научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития технологии фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.

Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. В некоторых странах мира уже около 30% - 50% учащихся обучаются по программе дистанционного обучения.

На этом фоне состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Россия является единственной страной в мире, в которой количество компьютеров сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах – на 10-15 учащихся. Менее 2% общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только 1,5% имеют выход в глобальную сеть. Хочется отметить, что мы в городе Лангепасе приближаемся как раз к европейским стандартам по информатизации образования:

– на 6 общеобразовательных школ – 11 кабинетов информатики – 125 рабочих мест ученика, укомплектованных компьютерами на базе процессоров не ниже Pentium I;
– МОУ “Межшкольный учебный комбинат” – 4 учебных кабинета – 51 рабочее место ученика на базе процессора Pentium III;
– В кабинетах 4 школ установлена локальная сеть;
– 2 общеобразовательных учреждения – Гимназия № 6 и МОУ “МУК” имеют постоянный доступ к Интернет.

Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.

Не получают широкого распространения Интернет – технологии в российской школе в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Поэтому тема семинара “Использование компьютерной техники в учебном процессе” является актуальной на сегодняшний день.

Помня о том, что каждый учитель имеет право выбирать методы и формы обучения, предлагаем включить в свою практику использование современных информационных технологий, где универсальным техническим средством обучения является компьютер.

Начнем знакомство с оборудованием современного кабинета информатики (презентация устройства компьютера и его применения).

Но компьютер без программного обеспечения – это просто железная коробка, начиненная микросхемами, проводами, вентиляторами – как маленький ребенок, который ничего не знает, не умеет. Компьютер нужно научить выполнять задачи, которые мы хотим, чтобы он делал (набор текста, музыки, рисование и т.д.). (презентация программного обеспечения)

Возможности решения данной проблемы в педагогической практике

Компьютер из экзотической машины превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

И если для нас, учителей информатики, компьютер – объект изучения, то для вас – учителей – предметников это:

1. Средство подачи материала.

– этап усвоения новых знаний (электронные энциклопедии, рабочие тетради, учебники);
– этап первичной проверки понимания;
– этап закрепления знаний;
– этап повторения и обобщения.

Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, боязнь компьютера учеником, восприятие текстовой информации с экрана монитора.

Педагог, внедряющий в своей практике должен быть готов к этому.

2. Средство для проведения демонстрационного эксперимента:

– этап усвоения новых знаний (электронные лаборатории, мультимедийная таблица периодических элементов и др.);
– этап закрепления знаний;
– этап повторения и обобщения.

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по биологии, экологии, географии.

3. Средство контроля.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников, оценки более объективны; обеспечивается возможность для самостоятельного изучения, для опережающего обучения теме.

– этап усвоения новых знаний;
– этап закрепления знаний;
– этап повторения и обобщения;
– этап контроля и самоконтроля.

Помимо этого, это общение с коллегами из разных городов и стран, обмен опытом, дистанционное обучение, самообразование и, как следствие, повышение своей квалификации.

Прежде чем перейти к следующему вопросу нашего семинара, хотелось бы прочитать отрывок из сочинения выпускницы “Смогу ли я прожить без Интернета?”

“… У меня компьютер появился сравнительно недавно. Пока к нему не подключили Интернет, он был скорее похож на красивую коробку, украшающую и без того маленькую комнату. Но теперь, мне кажется, что Интернет вещь, безусловно, нужная: где-то скачать реферат, а потом подсунуть его учителю и с умным видом утверждать, как долго и мучительно ты собирал информацию и потом ночами не спал, чтобы написать свой опус; где-то скачать интересные выражения; пообщаться с друзьями из других городов… Но какая же основная цель Интернета? Искать информацию, узнавать что-то новое… Так что Интернет, по-моему мнению, вещь безусловно нужная, но если у кого-то ее нет, советую не расстраиваться. Ведь жили же люди когда-то без телевизоров и, по-моему, не очень жаловались!”

Итак, Интернет… Что это такое?

(презентация о словах – терминах, используемых при работе в сети: сайт, WWW, электронная почта…)

Какие возможности и услуги предоставляет Интернет простому пользователю сети?

(презентация услуг сети – WWW, поиск информации, файловые архивы)

Обмен мнениями

Обмен мнениями прошел в форме “круглого стола”, где педагоги обсудили следующие вопросы:

– Использование компьютера в учебном процессе – “дань моде” или “всерьез и надолго”?
– Наличие мотивации при подготовке работников образования к внедрению информационных технологий в учебный процесс.
– Положительные и отрицательные аспекты использования компьютера в учебном процессе.
– Кто, по-вашему, должен заниматься внедрением информационных технологий “на местах”?

По завершению круглого стола участники семинара пришли к выводу, что настало время вооружить учителя новым инструментом – компьютерными технологиями, и результат незамедлительно скажется в последующих поколениях.