Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Структура деятельности учителя и учащихся:
Существуют определенные требования к проблемным ситуациям.
1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению.
2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения.
В своей работе я использую проблемные ситуации при:
- изучении нового материала;
- проведении демонстрационного и фронтального эксперимента;
- решении физических задач;
- выполнении учащимися домашних работ
Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем.
Виды проблемных задач:
вычислительные задачи "с числами и без чисел";
качественные задачи;
графические задачи;
экспериментальные задачи;
задачи – рисунки;
задачи – софизмы;
задачи – оценки.
Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач.
Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина)
Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?
2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.
3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т?
Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения.
Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина)
Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг.
.
Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики.
По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы.
Решение:
I.АВ:
(по графику)
- ;
- так как , то движение равномерное
- , так как движение равномерное
- , S = 2.5м
II.ВС:
(по графику)
;
- движение равнозамедленное
- ,
- ,
- ,
III.СД:
(по графику)
;
- тело покоится
Кроме перечисленных величин, некоторые учащиеся, предлагают построить графики ускорения и силы.
В своей работе я использую следующие формы организации работы учащихся при решении задач:
- Коллективное решение задач
- Решение учителем у классной доски (учитель ставит вопросы и, таким образом, задача решается от начала до конца; по готовой записи на доске, четко и не спеша, учитель рассказывает решение задачи.) Ребята ничего не записывают, так как продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. После разбора задачи ученики воспроизводят записи с доски в тетрадь.
- Решение задачи учениками под руководством учителя (учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, делая соответствующие записи в тетради).
- Индивидуальное решение задач.
Предлагаются несколько задач разной степени сложности, ученик сам выбирает задачи для решения по силам.
Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но и дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.
Литература:
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе, 1980.–127 с.
- Суворов В.И. Создание на уроке проблемной ситуации. Физика в школе.1982.№3, с 33–35.
- Мирзоев Б. Проблемная формулировка качественных задач. Физика в школе. 1982. №1, с.45.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. 1980.112 с.