Элементы проблемного обучения при решении физических задач

Разделы: Физика


Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Структура деятельности учителя и учащихся:

Рисунок 1

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям.

1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению.

2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения.

В своей работе я использую проблемные ситуации при:

    • изучении нового материала;
    • проведении демонстрационного и фронтального эксперимента;
    • решении физических задач;
    • выполнении учащимися домашних работ

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем.

Виды проблемных задач:

вычислительные задачи "с числами и без чисел";
качественные задачи;
графические задачи;
экспериментальные задачи;
задачи – рисунки;
задачи – софизмы;
задачи – оценки.

Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач.

Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?

2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.

3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т?

Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения.

Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг.

.

Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики.

По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы.

Решение:

I.АВ:

  1. (по графику)

  2. ;
  3. так как , то движение равномерное
  4. , так как движение равномерное
  5. , S = 2.5м

II.ВС:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. движение равнозамедленное
  2. ,
  3. ,
  4. ,

III.СД:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. тело покоится

Кроме перечисленных величин, некоторые учащиеся, предлагают построить графики ускорения и силы.

В своей работе я использую следующие формы организации работы учащихся при решении задач:

  1. Коллективное решение задач
  • Решение учителем у классной доски (учитель ставит вопросы и, таким образом, задача решается от начала до конца; по готовой записи на доске, четко и не спеша, учитель рассказывает решение задачи.) Ребята ничего не записывают, так как продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. После разбора задачи ученики воспроизводят записи с доски в тетрадь.
  • Решение задачи учениками под руководством учителя (учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, делая соответствующие записи в тетради).
  1. Индивидуальное решение задач.
  • Предлагаются несколько задач разной степени сложности, ученик сам выбирает задачи для решения по силам.

  • Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но и дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.

Литература:

  1. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе, 1980.–127 с.
  2. Суворов В.И. Создание на уроке проблемной ситуации. Физика в школе.1982.№3, с 33–35.
  3. Мирзоев Б. Проблемная формулировка качественных задач. Физика в школе. 1982. №1, с.45.
  4. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. 1980.112 с.