В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и стараюсь ориентироваться на формирование у детей позиции осознания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Тема урока: “Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы”
Тип урока: Урок – закрепление изученного материала.
Цель урока: Закрепление умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов кто? или что?
Ход урока.
1. Загадки:
Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели.Лук
Золотая голова
Велика, тяжела
Золотая голова
Отдохнуть прилегла
Голова велика,
Только шея тонка.
Тыква
* Как назвать эту тематическую группу слов?
Овощи
* Что такое овощи? /ответы детей/. А сейчас обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и прочитаем значение этого слова: “Овощи – это выращиваемые на грядках корнеплоды”
* Сколько слогов в этом слове? /Два/
* На какой слог падает ударение? /Ударение падает на первый слог/
* Назовите орфограмму в этом слове. /Безударная гласная/
* Подберите однокоренные слова к слову “овощи”. /Ответы детей/
Овощной Овощерезка Овощевод Овощехранилище
2. Работа со словарем. (Каждый ученик имеет словарь, в котором записывает слово с непроверяемым написанием, однокоренные слова, предложения с изучаемым словарным словом, а также рисунок или картинку по теме).
* С какого звука начинается это слово? /[о]/
* Что знаете об этом звуке? /Ответы детей/
* Этот звук обозначается буквой О.
3. Минутка чистописания: Оо Оо
* Какие овощи вы ещё знаете? /Ответы детей/
* На какой вопрос отвечают все названные вами слова? /Что?/
Почему? /Это неодушевлённые предметы./
4. Работа у доски.
Дана группа слов: человек, яблочко, садовник, морковь, огурец, колхозник. Записать эти слова в два столбика.
Что? Кто?
яблочко человек
морковь садовник
огурец колхозник
Дополните каждый столбик двумя словами.
* Какой можно сделать вывод?
Слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевлённые предметы.
Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевлённые предметы.
5. Физкультминутка.
“Гимнастика для глаз”
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
6. На доске текст:
На огороде поспела что?, что? и другие овощи. Всё лето кто? ухаживала за ними. Осенью кто? собрала богатый урожай овощей.
* Что вы видите на доске? /Рассказ/
* Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений./
* Что такое предложение? /Предложение-это несколько слов, связанных между собой по смыслу./
* Вместо вопросов должны поставить подходящие по смыслу слова.
Дети записывают получившийся рассказ в тетрадь:
На огороде поспела морковь, свёкла и другие овощи. Всё лето хозяйка ухаживала за ними. Осенью семья собрала богатый урожай овощей.
* Подчеркнуть одушевлённые предметы одной чертой, а неодушевлённые двумя чертами.
* Для чего люди выращивают овощи? /Ответы детей/.
Овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.
7. Объясните смысл данной пословицы:
Без спорта нет силы, а без овощей - здоровья.
* В какое время года природа одаривает человека урожаем овощей? /Осенью/
* Как называют осень? /Золотой/. Почему?
Мчат по стране поезда, а в вагонах ящики с холодным виноградом, душистыми грушами, яблоками. А на элеваторах день и ночь шелестят золотые потоки ржи и пшеницы. Вот почему осень золотая. Но прежде всего золотыми нужно назвать нашу землю и руки тех, кто её обрабатывает.
8. Письмо по памяти:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
* Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? /Что?/
9. Итог урока:
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие слова отвечают на вопрос что?
10. Домашнее задание:
Напишите одушевленные и неодушевлённые предметы по теме: “Школа”.