Конспект урока русского языка "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы"

Разделы: Начальная школа


В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и стараюсь ориентироваться на формирование у детей позиции осознания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Тема урока: “Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы”

Тип урока: Урок – закрепление изученного материала.

Цель урока: Закрепление умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов кто? или что?

Ход урока.

1. Загадки:

Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели.

Лук

Рисунок 1

Золотая голова
Велика, тяжела
Золотая голова
Отдохнуть прилегла
Голова велика,
Только шея тонка.

Тыква

Рисунок 2

* Как назвать эту тематическую группу слов?

Овощи

* Что такое овощи? /ответы детей/. А сейчас обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и прочитаем значение этого слова: “Овощи – это выращиваемые на грядках корнеплоды”

* Сколько слогов в этом слове? /Два/

* На какой слог падает ударение? /Ударение падает на первый слог/

* Назовите орфограмму в этом слове. /Безударная гласная/

* Подберите однокоренные слова к слову “овощи”. /Ответы детей/

Овощной Овощерезка Овощевод Овощехранилище

2. Работа со словарем. (Каждый ученик имеет словарь, в котором записывает слово с непроверяемым написанием, однокоренные слова, предложения с изучаемым словарным словом, а также рисунок или картинку по теме).

* С какого звука начинается это слово? /[о]/

* Что знаете об этом звуке? /Ответы детей/

* Этот звук обозначается буквой О.

3. Минутка чистописания: Оо Оо

* Какие овощи вы ещё знаете? /Ответы детей/

* На какой вопрос отвечают все названные вами слова? /Что?/

Почему? /Это неодушевлённые предметы./

4. Работа у доски.

Дана группа слов: человек, яблочко, садовник, морковь, огурец, колхозник. Записать эти слова в два столбика.

Что?            Кто?

яблочко        человек

морковь        садовник

огурец          колхозник

Дополните каждый столбик двумя словами.

* Какой можно сделать вывод?

Слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевлённые предметы.

Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевлённые предметы.

5. Физкультминутка.

“Гимнастика для глаз”

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

6. На доске текст:

На огороде поспела что?, что? и другие овощи. Всё лето кто? ухаживала за ними. Осенью кто? собрала богатый урожай овощей.

* Что вы видите на доске? /Рассказ/

* Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений./

* Что такое предложение? /Предложение-это несколько слов, связанных между собой по смыслу./

* Вместо вопросов должны поставить подходящие по смыслу слова.

Дети записывают получившийся рассказ в тетрадь:

На огороде поспела морковь, свёкла и другие овощи. Всё лето хозяйка ухаживала за ними. Осенью семья собрала богатый урожай овощей.

* Подчеркнуть одушевлённые предметы одной чертой, а неодушевлённые двумя чертами.

* Для чего люди выращивают овощи? /Ответы детей/.

Овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.

7. Объясните смысл данной пословицы:

Без спорта нет силы, а без овощей - здоровья.

* В какое время года природа одаривает человека урожаем овощей? /Осенью/

* Как называют осень? /Золотой/. Почему?

Мчат по стране поезда, а в вагонах ящики с холодным виноградом, душистыми грушами, яблоками. А на элеваторах день и ночь шелестят золотые потоки ржи и пшеницы. Вот почему осень золотая. Но прежде всего золотыми нужно назвать нашу землю и руки тех, кто её обрабатывает.

8. Письмо по памяти:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.

* Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? /Что?/

9. Итог урока:

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Какие слова отвечают на вопрос что?

10. Домашнее задание:

Напишите одушевленные и неодушевлённые предметы по теме: “Школа”.