Технология графического дизайна на уроках Мировой художественной культуры и изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Методические рекомендации.

В данных материалах к уроку мировой художественной культуры и изобразительного искусства предлагается сценарий интегрированного занятия с рядом методических рекомендаций и сценарный план урока. Данный урок был апробирован и реализован практически с учащимися 6Л (лингвистического) класса, МОУ гимназия №4 (многопрофильная), г. Норильск, в декабре 2003 –2004 учебного года.
В проект урока может быть положен принцип интеграции на различных уровнях:

  1. Тематическая интеграция. В основе два предмета – Мировая художественная культура ( раздел "Мифология") и Изобразительное искусство ( раздел "Графика").
  2. Принцип проблемной и концептуальной интеграции ( тему “ Звезды” рассматриваем с точки зрения разных предметов, решаем задачу возможностями ряда дисциплин – Физика ( раздел "Астрономия"), Математика ( Геометрия), МХК и ИЗО, Литература , География и т.д.).
  3. Теоретическая интеграция ( в основе проекта – философское взаимопроникновение различных теорий)

Вы можете применить различные виды интегрированных занятий:

  • при горизонтальной интеграции обьединить материал в различных учебных предметах ( см. концептуальный вид интеграции);

  • при вертикальной интеграции, предлагается обьединить (одним учителем) в своем предмете материала, который будет повторяться в разные годы обучения, на различных уровнях сложности.

Подготовка к уроку.

Класс оформлен, как сказочная мастерская звездочета, абсерватория: звездное небо, телескоп( бутофорный) или подзорная труба.

Музыкальное оформление: шедевры мировой классики, фантастические мелодии.

Визуальный (иллюстрационный) ряд: иллюстрации первобытных рисунков (наскальная живопись), примеры пиктограмм, солярных знаков, элементов архитектуры с изображением звезд, графические листы.

Материалы, оснащение:

Для графических изображений и построений: графитный карандаш, тушь и перо, рапидограф или гелевая, перьевая ручка, циркуль, линейки, лекало и др. инструменты.

Для занятий в технике бумагопластика: белая и цветная бумага, клей, ножницы.

Цель занятия: создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, путем включения их в различные виды художественной деятельности.

Задачи:

Образовательные: создание условий для реализации интеллектуально- творческого потенциала детей, совершенствование знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей.

Развивающие: содействие художественному развитию одаренных детей; формирование эмоционально-чувственной среды, развитие художественно-образного мышления.

Воспитательные: художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; приобщения к духовным ценностям, развитие качественно нового, нравственно-эстетического отношения к окружающему.

ХОД УРОКА:

I. Введение.

Учитель. В мире визуальных символов, знаков, изображений есть образы и первообразы, глубинная суть которых – осмысление и именование сущего.

В качестве иллюстрированной беседы учащимся предлагается знакомство с мифологическим значением звезд в истории мировой культуры.
Лекция может выстраиваться как рассказ учителя, научный доклад учащихся или инсценированная программа.

II. Иллюстрированная беседа.

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в загадочный и волшебный мир, мир “звездной” мифологии.

Выслушиваются доклады учащихся.

Ученик 1. Астральные мифы – это мифы о созвездиях, звездах, планетах.
В ранней мифологии звезды или созвездия часто представлялись в виде животных.(Показывает иллюстрации и примеры.)
У северных народов небо – это тайга верхнего мира, в котором живет космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. У индейцев Южной Америки каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В Древней Вавилонии было выделено 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией (зодиак – от греч. "животное") и продолженное в других европейских традициях. В значительном числе архаических мифологий звезды или созвездия описываются как предметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру.

Ученик 2. В мифологии многих народов севера, звезды – озера на "земле", которая служит для людей небосводом, а у других народов звезды считаются корнями деревьев, которые растут на "верхнем небе", чрезвычайно распространенным мотивом является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием.
Народы, находящиеся на самых разных стадиях развития культуры, почти повсеместно связывают звезды с человеческой душой. В одних областях Великобритании звезда предсказывает рождение, душу, приходящую с неба, чтобы оживить приходящее в мир дитя; в других - это душа, освободившаяся из чистилища.

Ученик 3. За звездами в искусстве, как правило, читается идея сияния. “Словом Его сотворены звезды, и Он знает число звезд”, – говорится о Господе в Библии. “Я звезда, которая сопровождает тебя и сияет из глубин”. (Митра)
“Аллах – свет небес и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда” (Коран).
Недаром в нашем языке светлый и святой происходят от одного корня. Египетский иероглиф в виде пятиконечной звезды означал “восхождение к началу”, образовывая понятия “просвещать”, “учитель”, а шумерская восьмиконечная звезда соответствовала “небу” и “богу”.:

Учитель. Но несравненно больше случаев, когда звезда употребляется как чистый символ, не сочетаясь с иконографией.
Наиболее распространены пяти-, шести- восьми-, девяти, двенадцатиконечные звезды. Количество их концов всегда осмыслялось. Считается, что чем больше число, тем глубже оно погружено в материю, в усложняющееся взаимодействие ее элементов. Четность выражает пассивность (статику в композиции), нечетность – активность (динамику композиции). Сегодня мы не только познакомимся с символическим значением звезд, астральной мифологией, но и выполним творческое задание на графическое построение многогранников, которыми являются звезды, если рассматривать их как геометрические фигуры.

III. Работа в творческих мастерских.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания выполняются на формате А3, в творческой тетради по МХК и ГРАФИКЕ, а так же очень интересен вариант сотворчества учителей изобразительного искусства и преподавателей информатики (компьютерной графики). В данном случае, преподаватель владеет основами графического дизайна и программами 3DMAX, MAYA, KOREL, технологией бумагопластики и оригами. Творческие задания, выполненные в различных техниках, с использованием современных технологий проектной деятельности, вызывают интерес учащихся

Пятиконечная звезда ( построение, композиционное решение, цветографика, ниткография и т.д.)

Ученик 1. Сегодня чаще всего встречается пятиконечная звезда. Древнейшие примеры известны в Малой Азии, Иране, Месопотамии, на Крите, она была известна в качестве священной эмблемы японцам и американским индейцам.

Учитель. Пятиугольная симметрия присуща органической природе. Одинаковое число с пальцами на руке (отсюда русское “пясть”), конечностями вместе с головой и чувствами сделали пятиконечную звезду символом человека, воплощающего космос в малом объеме.
От пифагорейцев, связывающих с пентаграммой принцип “золотого сечения”, она была унаследована многими эзотерическими и оккультными школами. Знаменитый маг Парацельс считал “звезду микрокосма” могущественнейшим знаком. Ее наносили на латы, а затем — на одежду как оберег. Пламенеющая звезда с буквой G (геометрия) посередине — принадлежность масонских лож.

Пример построения пятиконечной звезды. В дальнейшем все задания на построение многогранников

Шестиконечная звезда.

Учитель. Шестиконечную звезду в виде совмещенных разнонаправленных треугольников (показывает пример) многие принимают как символ, она помещена на флаге Израиля, используется международным сионистским движением. Но, как отмечают знатоки иудаизма, это значение она стала приобретать лишь с XII—XIV веков, когда жившие в странах Европы иудеи позаимствовали шестиконечную звезду у памятников христианской готики, наименовав ее “щитом Давида”. Ранее она носила название “печать Соломона”.

Ученик 2. Гексаграмма образует кристаллическую сетку Земли и другие структуры “неживой” природы. Современные шестиугольные схемы химических элементов также происходят от средневековой “печати Соломона”. Алхимики считали “пантакль Соломона” эмблемой союза четырех стихий. Согласно христианской символике, шестиконечная звезда соответствует дням Творения и полноте материального мира.

Построение шестиконечной звезды.

Восьмиконечная звезда.

Учитель. Восьмиконечная звезда образуется в результате сочетания прямого и косого крестов или квадрата с ромбом. В последнем случае она символизирует проекцию небесного мира (ромб) на материальный (квадрат), их взаимопересечение. Такой восьмиконечная звезда пишется на православных иконах “Спас в силах”, изображается в декоре исламской архитектуры. В древнеиндийских градостроительных трактатах есть планы восьмиугольных городов, таковы же многие цитадели Европы. Святилище Перуна в языческом Киеве было окружено восемью кострищами, расположенными по направлениям четырех основных сторон горизонта и четырех промежуточных. В древнерусском искусстве Господа Саваофа и Святого Духа изображали с восьмиугольным венцом — знаком несотворенности, бесконечности.

Ученик 3. Восьмиугольник — промежуточная фаза между кругом (символом Эдема, начала земной жизни) и квадратом (Небесным Градом конца Истории). Восьмиугольник как бы свидетельствует о невозможном, но вполне реальном превращении квадрата в круг — трудноуловимом миге конца времен, выхода за пределы истории в жизнь вечную. Ту же идею спасения души из колеса времени несет восьмиконечная звезда, помещавшаяся на христианских надгробиях между “альфой” и “омегой” (первой и последней буквами греческого алфавита).

Построение восьмиконечной звезды.

Двенадцатиконечная звезда.

Ученик 1. Число 12 носит универсальный характер и соответствует 12 знакам зодиака, месяцам, апостолам. Символика этого числа запечатлена, например, в купольной звезде романского храма в Муассаке (Франция), раскинувшей по своду 12 лучей из единого центра.

Ученик 2. Двенадцатилучевая звезда считалась родовым гербом македонской династии Аргеадов, который они унаследовали от своего предка Геракла, совершившего 12 подвигов. Такая звезда была обнаружена на вещах из могилы царя Филиппа — отца Александра Македонского. Евангелист Лука, бывший, по преданию, эллином и первым иконописцем, три раза повторил двенадцатилучевую звезду на одеждах Богородицы, подчеркнув ее владычество над небом, землей и преисподней. (Вообще же форма и число концов у Богородичных звезд могут быть чрезвычайно разнообразными.)

Ученик 3. Странствующая Вифлеемская звезда, за которой спешили евангельские волхвы приняла в литургии форму двух скрепленных в средокрестии дуг и называется “звездицей”. Знакомая нам с детства новогодняя звезда на елке также происходит от Рождественской.

Построение двенадцатиконечной звезды.

IV. Заключение, просмотр, оценка проекта.

Учитель. Спасибо большое всем, наш урок подходит к концу, и подведем итоги занятия. Высший бал для оценки проекта – это талант. Сегодня все творческие группы получают пять талантов – то есть оценку отлично. Урок закончен – спасибо всем большое за работу. Впереди у вас еще целый рабочий день, я желаю вам так же хорошо потрудиться и проявить свое творчество, как вы сделали это сейчас, на уроке …

В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся создание эскизов и композиций .