Задачи:
Образовательная: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.
Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока:групповая работа с элементами ролевой игры.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: эвристический, проблемный.
Средства обучения: компьютерные слайды «Использование в медицине эндоскопического метода исследования и метода ультразвукового исследования», таблицы «Режим питания».
План урока:
1. Вступление (мотивация учебной деятельности учащихся).
2. Изучение нового материала.
3. Отработка полученных знаний.
4. Закрепление полученных знаний.
5. Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
I. Вступление (мотивация учебной деятельности учащихся)
- Сообщение темы урока учителем
Какие задачи, согласно теме, вы можете предложить для решения на сегодняшнем уроке?
- Конкретизация задач урока учителем.
Учитель: Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то её мать всегда – питание». А известный американский пропагандист ЗОЖ Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет».
Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.
II. Изучение новой темы
Начнем мы сегодняшний урок с анализа результатов исследования, проведенных вашими одноклассниками. Слово группе исследователей.
Группа исследователей. Наша школа в течение многих лет работает по программе «Образование и здоровье школьников РТ». В рамках этой работы ведется мониторинг здоровья учащихся. Проанализировав его, мы увидели, что 1,9% учащихся страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Среди них гастриты, холециститы, ДЖВП, у одного ребенка даже выявлена язва 12-перстной кишки. Есть эпизодические случаи отравлений, а также одиночные случаи кишечных инфекций и глистных заболеваний.
Учитель. Что же собой представляют выявленные в школе желудочно-кишечные заболевания? Чтобы это выяснить, мы проведем работу в группах.
В группах лежат распечатки с признаками заболеваний и методами их диагностики.
Учитель: Итогом работы в группах должна быть презентация изученного заболевания по плану:
1. Признаки заболевания.
2. Методы диагностики.
Презентация может быть представлена в любой форме: в виде инсценировки, в форме сообщения (если есть возможность – это можно сделать на компьютере).
Учитель готовит заранее атрибуты для инсценировки: белый халат, фонендоскоп, рецепты, направления.
Учитель: по ходу презентации все ученики должны будут заполнять первые две колонки данной таблицы
Название заболевания | Признаки заболевания | Причины заболевания | Профилактика заболевания |
В группах дети работают в течение 5 минут.
Презентация в течение 8 – 10 минут.
1 группа – гастрит; 2 группа – холецистит; 3 группа – кишечные инфекции и глистные заболевания.
Итоги работы
1 группа. Прием в городской поликлинике
Больной: Доктор, последнее время я себя плохо чувствую.
Доктор: Что же Вас беспокоит?
Больной: У меня наблюдается головокружение, понижение работоспособности, понижение аппетита. Я испытываю ужасные схваткообразные боли в области желудка и ощущение распирания в этом же месте, иногда появляется тошнота и сухость во рту.
Доктор: Покажите свой язык. У! Он обложен серовато-белым налетом.
Больной: Доктор, что же со мной?
Доктор: Прежде чем поставить окончательный диагноз, вам нужно пройти дополнительное обследование. Вот Вам направление на клинический анализ крови, биохимию и Вы должны пройти ФГДС.
Участник группы: Через 2 дня по данным анализов был поставлен диагноз «Гастрит». При обследовании желудка было установлено, что у больного повреждена поверхность эпителия и железистый аппарат слизистой оболочки желудка. Начались воспалительные изменения в слизистой оболочке, местами воспаление перешло на мышечный слой стенки желудка. Этим, по всей видимости, и объясняются схваткообразные боли.
(Дети по ходу фиксируют признаки заболевания в таблице).
2 группа Консилиум в терапевтической больнице
Гл. врач: Рассмотрим историю болезни больной Петровой. Терапевт, вам слово.
Терапевт:Больная в возрасте 25 лет, поступила в клинику с жалобами на тяжесть, сильную тошноту, рвоту и умеренные боли в правом подреберье, горечь во рту, потерю аппетита. Отличается болезненность при пальпации и при поколачивании правой реберной дуги.
Гл. врач: Какие обследования вы произвели?
Терапевт: Произвели биохимический анализ крови, мочи, кала, рентгенографическое исследование брюшной полости, ультразвуковое сканирование печени и желчного пузыря, зондирование. После чего был поставлен диагноз холецистит.
(Дети фиксируют признаки заболевания в таблице).
3 группа Сообщение.
1 ученик: С пищей в пищеварительный канал могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Многие из них гибнут в полости рта под влиянием веществ слюны. Некоторые микробы обезвреживаются соляной кислотой желудочного сока и веществами желчи. Но есть микроорганизмы, устойчивые к действию этих веществ. В кишечнике они размножаются, вызывая такие инфекционные заболевания, как брюшной тиф, дизентерию, холеру, сальмонеллез, яда выделяемые этих болезней, отравляют организм.
Признаки: тошнота, рвота, неудержный понос со слизью и кровяными прожилками, иногда пенящийся, боли в животе, часто повышение температуры (при ботулизме обычно температура тела не повышается).
Их диагностируют по анализу кала, крови.
2 ученик – сообщение.
Наряду с желудочными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания: остриц, бычьего цепня, аскарид и др., иногда протекающие так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.
Диагностика: соскобы, анализ кала, крови.
(Дети заполняют таблицу).
Учитель: Ребята, мы заполнили лишь первые две колонки таблицы, а по задачам урока нам нужно её полное заполнение. Но перед продолжением сделаем физическую паузу (упражнения на снятие напряжения разных мышц).
А теперь слово мы вновь представим группе исследователей.
Исследователи: Чтобы выяснить причины ряда изученных заболеваний, мы провели анкету среди учащихся 8 – 9-х классов и проанализировали её. Результаты показали, что мы допускаем следующие ошибки (анкету показываю через графопроектор). Эти ошибки и являются причинами возникновения гастритов, холициститов, язвенных болезней желудка и 12-перстной кишки.
(Дети по ходу рассказа заполняют 3-ю колонку таблицы).
Ошибка первая: мы едим слишком много (их показываю через графопроектор или через компьютер в виде слайдов).
Питание зачастую не соответствует потребностям организма, оно слишком калорийно. Мы едим больше, чем это нужно для расхода энергии – особенно по вечерам, выходным и праздникам. Ведь наши физические усилия минимальны, а питание при этом такое, какое необходимо лишь при тяжелом физическом труде.
Ошибка вторая: мы едим слишком жирно.
В среднем мы потребляем 132 гр. жира при норме 80 гр. – эта лавина представляет серьезную угрозу здоровью.
Ошибка третья: мы неправильно выбираем еду.
Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов, клетчатки, белка, молока, рыбы. Зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных и прочих мучных изделий. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и изделий из полуфабрикатов.
Ошибка четвертая: мы пьем слишком много.
Мы употребляем много алкоголя и сладких напитков, которых развелось огромное количество. В среднем 8% килокалорий мы получаем из напитков. Каждый взрослый человек ежедневно «выпивает» 330 ккал.
Ошибка пятая: мы едим неправильно.
Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день, едим три, причем большими порциями.
Ошибка шестая: мы едим слишком сладко.
Доля сахара и сладостей в нашем питании чрезмерно высока.
Ошибка седьмая: мы неправильно готовим.
Мы злоупотребляем поваренной солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт с успехом можно съесть сырым.
Ошибка восьмая: мы слишком часто лакомимся.
Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-то вкусное – это становится опасным явлением, т.к. во многих семьях лакомства имеются в избытке, а сдержать себя лакомки не хотят.
Ошибка девятая: мы слишком мало знаем о питании.
Учитель: Ещё одной важной причиной, вызывающий заболевания желудочно-кишечного тракта, являются нервные стрессы. Со стрессами нужно научиться бороться, правильно выходить из стресса. Получить знания об этом вы можете в книге.
(Показываю книгу).
Учитель: Чтобы сформировать пути профилактики таких заболеваний желудочно-кишечного тракта,как гастриты, холициститы, ДЖВП, язвенные болезни, колиты и др., мы пригласили врача валеолога из гор. СЭС.
Врач - валеолог: В ходе своего выступления я вас познакомлю с режимом питания, соблюдение которого сможет предотвратить ряд желудочно-кишечных заболеваний. Под режимом питания понимается его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона. Для детей школьного возраста оптимальным является 4-5 разовое питание с 3 - 4 – часовым интервалом между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество и переваривания и усвоения. Так, если при 4-разовом питании усваивается до 82 – 84% белка, то при 3-разовом – только 75-76%. Желательно, чтобы последний прием пищи был не позднее, чем за 2 часа до сна.
Прием пищи должен быть в одно и тоже время. Это повышает возбудимость пищевого центра условно-рефлекторному выделению пищеварительных соков, повышению обмена веществ, т.е. к каждому приему пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. При этом нарушается пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищеварительного режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга.
Демонстрация таблицы «Режим питания».
Продолжительность отдельных приемов пищи должна также регламентироваться, а именно завтрак и ужин – 20 мин., обед – 25-30 мин., полдник – 15 мин.
Этого времени достаточно для неторопливого и тщательного пережёвывания пищи.
Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало все его энергетические траты, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Физиологические нормы суточной потребности школьников в основных пищевых веществах приведено в таблице.
Демонстрация таблиц.
Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника должна быть 1:1:4 или 1:1:5.
После больших физических и эмоциональных нагрузок должен быть 30-35 мин. Перерыв перед приемом пищи.
Важное значение имеют условия приема пищи. Это соблюдение правил личной гигиены, умение вести себя за столом. Опрятно накрытый стол, вкусный запах пищи, свежий воздух в помещении, порядок, чистота и ряд др., как будто бы незначительных моментов внешней обстановки, на самом деле являются важными факторами, положительно действующими на аппетит, процесс пищеварения и сохранение здоровья органов пищеварения.
(Дети по ходу рассказа заполняют 4-ю колонку в таблице).
Учитель: Следующее слово мы предоставим врачу-инфекционисту.
Врач-инфекционист:Пища, по возможности, должна быть свежеприготовленной. Недоброкачественная пища обычно приобретает неприятный вид, запах и цвет, однако это происходит не всегда. Нередко зараженная микробами пища не утрачивает своих внешних качеств и потому представляет наибольшую опасность. Именно поэтому на пищевых продуктах указывают срок годности. Необходимо всегда обращать на это внимание.
Демонстрация таблицы «Сроки хранения скоропортящихся продуктов».
Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами. Если консервированная банка немного вздута («бомбаж»), употреблять её в пищу нельзя. «Бомбаж» возникает вследствие выделения газов происходящего при разложении продукта микроорганизмов гниения или брожения. Среди них могут быть и смертельные для человека виды, например бактерии ботулизма. Другой болезнью является сальмонеллез. Источник – домашняя птица, кошки, собаки, скот, а также больные люди и бактерионосители. Заражение происходит через зараженные продукты – яйца, мясо, молоко и другие.
Чтобы избежать заболевания холерой, недопустимо мыть руки и ополаскивать овощи и фрукты водой, взятой из открытых водоемов, так как они могут быть заражены вибрионом. Для мытья надо использовать кипяченую воду.
Возбудители кишечных инфекций в огромных количествах выходят из организма больных с непереваренными остатками пищи. Со сточными водами они могут попасть в колодцы и другие источники водоснабжения. Поэтому необходимо содержать в чистоте выгребные ямы, обрабатывать их хлорной известью и по мере их заполнения засыпать землей. Этот прием дает возможность предотвратить выход мух из личинок, которые живут и окукливаются в выгребных ямах.
Микробы дизентерии, холеры и некоторых других опасных заболеваний плохо переносят действие прямого солнечного света. Они легко уничтожаются хлорной известью, карболовой кислотой и другими дезинфекционными средствами.
Причиной заражения может стать неправильное хранение продуктов: сырое мясо, рыба и другие продукты, которые должны вариться, тушиться или жариться, не должны находиться рядом с продуктами, употребляемыми в пищу без термической обработки (сыр, колбаса, вареное мясо и рыба). Нельзя сырые продукты разделывать на тех кухонных досках, где потом будут готовить овощи для винегрета, резать хлеб, сыр, колбасу. Готовые и сырые продукты должны храниться раздельно.
Желудочно-кишечные инфекции нередко называются болезнями грязных рук. Возбудители инфекционных болезней попадают на вещи и пищевые продукты, с них – на руки, с рук – в рот. Кроме того, надо систематически стричь ногти, т.к. под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей.
Учитель: А еще к нам на сегодняшний урок пришел врач-нарколог, который поведает нам о влиянии на органы пищеварения табака, алкоголя и наркотиков.
Выступление врача-нарколога (дети заполняют таблицу).
Пояснения: роль врачей могут играть дети, но можно (если есть возможность) пригласить настоящих специалистов.
III. Отработка полученных знаний.
Ряд профилактических мер мы можем с вами аргументировать с позиции ЗУН, которые мы получили на сегодняшний день, изучая курс биологии.
Работа в группах по аргументации
Группа № 1
а) Почему пищу нужно хорошо пережевывать?
б) Почему не рекомендуется начинать мышечную работу сразу же после приема пищи?
Группа № 2
а) Почему после сильных физических и эмоциональных нагрузок не рекомендуют сразу приступать к еде, а лучше выждать 20-30 мин.?
б) Почему вредно принимать за один раз много пищи?
Группа № 3
Объясните, почему в рационе человека должны обязательно присутствовать белки, жир, углеводы?
Группа исследователей повторяет профилактические меры в форме пословиц и поговорок.
IV. Закрепление полученных знаний.
Из перечня (1-9) выберите ответы на вопросы (I-IX) и зашифруйтеих.
1. Дизентерия
2. Холера
3. Глистные заболевания
4. Тиф
5. Ожирение
6. Гастрит
7. отсутствие аппетита
8. Язва желудка
9. Цирроз печени
I.Инфекционные заболевания кишечника.
II. Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба
III. Источник – грязные руки, вода, пища, посуда.
IV. Профилактика – чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды.
V.Результат нарушения гигиены ротовой полости.
VI. Профилактика – хорошо проваривать и прожаривать пищу.
VII. Результат плохой сортировки стола.
VIII. Результат курения, алкоголизма, наркомании.
IX. Результат гиподинамии.
V. Подведение итогов урока.
Оценка урока и деятельности учащихся в форме самооценки.
Заключительное слово учителя.