Задачи:
Образовательные: Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
Развивающие. Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
Активизировать мыслительные процессы, применяя активные формы обучения.
Воспитательные: Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.
Тип урока: Вводный урок-лекция с элементами беседы с применением компьютерных технологий и игровых форм.
Оборудование. Презентация по истории наук о человеке, листочки для составления таблицы, дополнительная литература, фрагмент ролевой игры, учебник, таблица, листочки для определения человеческих ценностей. Рабочие тетради. Скелеты животных и человека, вскрытый препарат млекопитающего.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Сквозь призму времен.
4. Новые времена – новые имена ученых.
5. Улицы нашего города. (Знакомство с учеными Казани).
6. Кто он, человек?
7. Искусство быть здоровым.
8. Закрепление.
9. Задание на дом.
Ход урока.
Учитель: Как много на свете чудес! Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы сами. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, и этот процесс постижения все еще продолжается. И этому, по -видимому не будет конца.
Просмотрите рисунки-слайды и выполните задания (на рабочих столах лежат листочки с кратким описанием биографий ученых, но без имен и после просмотра рисунков-слайдов необходимо выполнить работу в рабочих тетрадях, разместив безымянные листочки в соответствии с именами ученых).
Греция!
Вот человек, имя которого стало символом всех медиков это Гиппократ. Каждый, закончивший медицинское учреждение, дает клятву Гиппократа, смысл которой – “НЕ НАВРЕДИ БОЛЬНОМУ”.
Древнегреческий врач и анатом, живший 460 гг. до нашей эры. Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента (кровь, желтая желчь, слизь и черная желчь, которые соответствуют 4 стихиям – воздуху, воде, огню и земле) – которыми управляет жизненная сила – ПРИРОДА!
Аристотель 384–322 гг. до н э. отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Ввел название – аорта! Правда, он считал, что кровь образуется в печени, а к сердцу поступает, чтобы согреться.
Древний Рим КЛАВДИЙ ГАЛЕН 131–201 гг., вскрывая животных, изучал их строение и был уверен в сходстве строения тел животных и человека. Описал нервную систему человека, а его медицинские рецепты применяются в наше время и носят название “галеновых препаратов”.
Посмотрите на этот портрет. Удивительная улыбка. С этой улыбкой связано имя художника Леонардо Да Винчи. Этот замечательный человек был инженером, математиком и анатомом, вскрывая трупы, он зарисовывал изучаемые органы и оставил около 800 великолепных чертежей и рисунков. Леонардо Да Винчи считают отцом динамической анатомии.
Андрес Везалий 1514 – 1564 итальянский придворный врач, преподаватель анатомии и хирургии, детально описал скелет, исправил более 200 ошибок Галена. Свои открытия в области анатомии изложил в книге “О строении человеческого тела”. Смелый человек доказал, что количество ребер у женщин и мужчин одинаково, до этого считалось, что бог создал женщину из ребра Адама. За свои еретические убеждения был отдан в руки инквизиции. И только ходатайство короля Филиппа XI спаcло его от сожжения на костре, но жизнь его оборвалась при возвращении с покаяния из Иерусалима в 1564 г.
Учитель: На ваших рабочих столах лежат листочки с кратким описанием биографий ученых, чьи фотографии мы увидели на слайдах и с чьими биографиями познакомились. Вам необходимо открыть рабочие тетради, и давайте поиграем в “анатомическое лото”. Вклеите листочки с информацией о биографии ученых на стр.6 (проверка правильного выполнения работы в тетради)
Учитель: В течение многих веков философы и ученые упорно старались постичь природу человека, понять, в чем же заключается его неповторимость, но точный ответ до сих пор ускользает. Однако человек продолжает удивлять, и правы были древние, которые говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен как Вселенная. Исследования продолжались. Накапливался громадный объем знаний и фактов.
– Вильям Гарвей – основоположник современной физиологии, исследовал движение крови по сосудам, открыл законы кровообращения.
– Марчелло Мальпиги - основатель микроскопической анатомии, с этим именем мы встречались, изучая насекомых.
– Карл Бер – основатель эмбриологии, открыл яйцеклетку у млекопитающих.
Учитель: Огромный вклад внесли в изучение человека и отечественные ученые, с их именами мы будем знакомиться, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека. Но некоторые имена вам уже известны: Мечников Илья Ильич, Пирогов Николай Иванович, Павлов Иван Петрович. Каков же их вклад в изучении человека?
Для этого откроем учебник и начнем работать по группам:
1 группа – второй абзац, стр.119, Мечников Илья Ильич.
2 группа – стр.22,26, Пирогов Николай Иванович.
3 группа – стр. 196, второй абзац. Павлов Иван Петрович.
Просмотрите указанные страницы и абзацы и дайте короткий обзор о роли ученых в развитии знаний о строении человека. (Групповая работа, один из группы дает информацию).
Учитель: Немало ученых, жизнь которых тесно связана с нашим родным городом – Казанью. Вам знакомы их имена:
– Вишневский Александр Васильевич – основатель местного обезболивания при операциях. Вам это имя встречалось, как название мази Вишневского.
– Сергей Курашов – его основные работы посвящены организации здравоохранения, охране здоровья детей и подростков, его имя присвоено медицинскому университету.
– Груздев Викторин Сергеевич – одна из улиц Казани называется Груздевская, имя В.С.Груздева присвоено и одной из клиник, в этой клинике, может быть, родился кто-то из вас.
Эти имена - не только названия улиц, это удивительные жизни ученых, врачей, посвятивших свою жизнь изучению человека и лечению жителей нашего города.
Учитель: Человек наиболее совершенное создание природы. С давних времен само его существование ставило множество различных нелегких вопросов. В поисках ответов ученые используют животных для изучения строения тела человека (пример из произведения Тургенева “Отцы и дети”)
Беседа Базарова с крестьянским мальчиком.
– А на что тебе лягушки, барин? – спросил его один из мальчиков.
– А вот на что, – отвечал ему Базаров. – Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только на двух ногах ходим, я и буду знать, что внутри нас делается.
Учитель: Кто же он, Человек?
Ответ: Это один из видов животных.
Беседа: Каковы черты сходства и различия человека и млекопитающих животных? Давайте вспомним особенности строения человека (беседа, демонстрации таблиц и объектов, их сравнение, выявление сходства и различия, составление схемы в тетради).
Сходство:
– внутриутробное развитие и выкармливание молоком;
– интенсивный обмен и постоянная температура тела;
– дифференциация зубов;
– ушные раковины;
– проверим себя “рис.9” (слайд о сходстве)
Отличия:
– прямостоячий скелет;
– подвижные руки;
– трехмерное бинокулярное зрение;
– сложное строение мозга
Именно эти особенности позволили стать человеку – человеком.
Но, отсюда и проблемы! Какие? (Беседа по записям на экране.)
Учитель: Как стать здоровым, сильным, выносливым? Для этого нужно очень хорошо знать себя! А чтобы знать, надо изучать человека. (работа с учебником, стр.23.и в тетрадях записать науки, изучающие человека, перечислить их) Но этих перечень предметов можно продолжить.
В основах законодательства России есть статья “Охрана здоровья населения – обязанность всех государственных органов и общественных организаций”.
Но государство не поможет, если мы сами не будем заботиться о своем здоровье, ведь здоровье это не только отсутствие болезни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это определение вытекает из предметов, которые изучают человека.
Задание: Запишите, пожалуйста, в тетради по важности для вас следующие понятия (перечислены на листочке №2 – квартира, деньги, здоровье, путешествия, карьера, дети). Что получилось? Что у вас на 1 месте - здоровье! Но, если бы это было не на уроке биологии, то наши оценки совпали бы с опросами социологов, которые выявили, что у наших школьников здоровье стоит на 4 месте, а по данным газет ученики школ Америки здоровье ставят на 1место.
Учитель: Из чего же складывается здоровье?
Задание. В тетрадях запишите факторы, как укрепляющие, так и ухудшающие здоровье человека. (Работа по вариантам 1 +, 2 –).
1 вариант. (режим, рациональное питание, эмоциональная устойчивость, закаливание, двигательная активность)
2 вариант. (курение, алкоголь, переедание, болезни).
А если все представить в виде дроби- то получиться вот такая формула!
РЕЖИМ+РАЦ.ПИТАНИЕ+ЗАКАЛИВАНИЕ+ЭМОЦ.УСТОЙЧИВОСТЬ
ЗДОРОВЬЕ-------------------------------------------------------------------------------------
КУРЕНИЕ+АЛКОГОЛЬ+ПЕРЕДАНИЕ+БОЛЕЗНИ+НАРКОТИКИ
Учитель: Чего больше? Действительно, знаменатель! В наше время идет ухудшение здоровья, уменьшение продолжительности жизни, а это связано с низким уровнем жизни, ростом объема информации, малой подвижностью, плотностью жителей города. И это все факторы далеко не улучшают здоровье, но особенно ВЕЛИКА проблема здоровья детей!
Учитель: Вот такое интервью было взято у нашего школьного врача.
(ролевая игра)
Корреспондент: Здравствуйте! Мне, было поручено учителем взять у вас интервью. Разрешите задать вам ряд вопросов?
Врач школы: Что же вас интересует?
Корреспондент: В нашей школе учится 1047 учеников, Скажите, сколько учеников освобождены от физкультуры?
Врач: По разным причинам от уроков физкультуры освобождены 180 учеников, что составляет-18% от всех учащихся
Корреспондент: А что вы можете сказать о зрении учеников?
Врач: Учащихся с нарушением зрения на данный момент 260 человек, а это – 25%; как видите, 25% учащихся школы должны сидеть на первых партах.
Корреспондент: Последнее время все больше говорят о гиподинамии, т.е. о пониженной двигательной активности ребят, согласны ли вы этими высказываниями?
Врач: о том, что ученики мало двигаются, говорят нам цифры – с нарушением осанки в школе 294 ученика – это 28%, а учеников, посещающих регулярно спортивные секции катастрофически мало.
Корреспондент: Вы знаете, что в городе специально выделяются деньги на бесплатные обеды всем школьникам. Как вы думаете, может не стоит расходовать бюджетные деньги для этой цели, ведь ученики обедают дома?
Врач: Это вынужденная мера. Сейчас становиться все больше школьников с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Только в этом году в школе таких больных 180 –18%. И еще я могу вам сказать, что с высоким уровнем физического развития школьников всего 1,5% – а это 16 человек, а с очень низким 4% – 42 ученика. Так что картина не очень веселая.
Корреспондент: Разрешите задать Вам последний вопрос? Учатся ли в нашей школе ученики, которые ни разу не болели?
Врач: Всего за прошлый учебный год в школе обучалось 1047 учеников. И из них совсем не болело 39. Но если все пропущенные дни разделить на всех школьников, то получается, что в среднем в течение года каждый ученик пропустил по болезни около 10 дней!
Корреспондент: Спасибо вам, что нашли время ответить на наши вопросы. До свидания!
Учитель: Вот такую невеселую картину представил нам врач.
Действительно, права народная пословица: “Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже”. Что же нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
В первую очередь, изучить свой организм, понять, как он работает, соблюдать меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие организм, какие же методы для этого используются?
Учитель: Послушайте притчу:
Едут два извозчика с нагруженными телегами, едут они друг за другом.
“Что везешь”? – спросил ехавший вторым у первого?
“Вино и пиво”, – ответил первый.
“О, тогда я по праву еду за тобой!” – воскликнул второй!
“Значит, закуску везешь?” – спросил первый.
“Нет, надгробные камни”, – последовал ответ.
(беседа о соблюдении гигиенических правил, о занятиях спортом, о здоровом образе жизни)
Вывод: Помните – человек красив сам по себе, но ему приходится бороться за свою красоту, за здоровье и мысли, ведь крепкое здоровье – основа жизни.
Вот мы и будем изучать самих себя, так как от глубины знаний будет зависеть наше здоровье. А здоровье - это главная потребность человека.
Закрепление: Что изучает новый раздел биологии?
Какие знания о строении и функциях нашего организма помогают укреплять здоровье? Какие методы изучения строения, функций человека, вы узнали? Как можно использовать эти знания в медицине.
Вывод: Анатомия, физиология, психология и гигиена человека – науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека.
Учитель: Познание человека продолжается, вопросам нет конца. А какие вопросы вас больше волнуют? Что хотели бы вы узнать о своем организме, изучая данный курс? (учащиеся называют свои вопросы). Каждый, кого интересуют эти проблемы, найдут ответы на наших последующих уроках, а также познакомятся с методами, позволяющими изучать строение и функции организма человека, и использовать эти знания на практике.
Задание на дом. Стр. 20-27. Вопросы на стр.27 . Просмотреть тезисы об ученых, вклеенных в рабочие тетради. Ответить на вопрос: Что влияет на наше здоровье, дать ответ в тетрадях.
Следующий урок мы начнем с выяснения, с какими вопросами вы легко справились, а какие вызвали у вас затруднения?
Карточки для работы – “АНАТОМИЧЕСКОЕ ЛОТО”
Карточка лото № 1 Итальянский врач преподаватель анатомии и хирургии. Описал скелет, исправил ошибки Галена. Доказал, что количество ребер у женщин и мужчин одинаково. И за еретические убеждения был отдан в руки инквизиции. Погиб, возвращаясь с покаяния из Иерусалима в 1564 г |
Карточка лото № 2 Древнегреческий врач и анатом сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента. Считал, что болезни возникают от образа жизни |
Карточка лото № 3 Врач, ученый, вскрывая животных, изучал их строение и был уверен в сходстве строения тел животных и человека. Описал нервную систему человека, а его медицинские рецепты применяются в наше время и носят название “галеновых препаратов”. Этот человек был инженером, математиком и анатомом, вскрывая трупы, он зарисовывал изучаемые органы и оставил около 800 великолепных чертежей и рисунков, его считают отцом динамической анатомии. |
Карточка лото № 4 Ученый отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Ввел название аорта! Правда, он считал, что кровь образуется в печени, а к сердцу поступает, чтобы согреться. |