1. Обоснование выбора темы.
В ноябре 2000 года мне посчастливилось
познакомиться с трудами доктора педагогических
наук, профессора В.В.Гузеева. Созданная им
интегральная технология позволяет на деле
проводить гуманитаризацию образовательного
процесса, которая понимается как "ориентация
… на интересы и возможности личности, развитие
индивида как социально значимой цели. В
коммуникативном плане это проявляется в
гуманизации учебного процесса. В
технологическом плане это … переход к работе на
основе точной информации обратной связи с
фиксацией ситуационного уровня достижений, что и
позволяет ставить задачу развития учеников" [5,
c.10].
Трехуровневое планирование результатов
обучения в данной технологии является для
учителя и учеников мощным стимулом
интеллектуального развития, в несколько раз
повышающим эффективность совместной работы
взрослого и детей.
Кроме того, интегральная технология
универсальна. Она с успехом используется для
преподавания большинства предметов школьного
учебного плана. Планирование результатов
обучения в виде множества задач позволяет и сам
процесс обучения построить как процесс
последовательного решения с учителем или без
него серии целесообразно подобранных задач, так
как "… познавательная задача, субъективно
принятая учеником, не будучи сама по себе
объектом познания, выступает в обучении как
опосредствующее звено между школьником
(субъектом) и объектом познания. В ходе решения
задачи происходит известное изменение и
субъекта, и объекта познания" [19, c.134].
Возможность задачного подхода уже считается
доказанной и для ряда гуманитарных предметов
(литература, история, МХК, музыка).
Кроме всего сказанного, структура авторской
программы по МХК [10] как нельзя лучше позволяет
применить блочную систему структуры уроков,
используемую в интегральной технологии.
С чего начать? Конечно, с определения темы.
"Любое время, даже отдаленнейшее, живет
сегодня, доходя до потомков, как свет далеких
звезд. "Вчера" всегда говорит с
"сегодня" и обращено в "завтра"" [15,
с.7]. Итак, оттолкнувшись от XXI века, вернемся к
истокам европейской (шире - мировой) цивилизации
и попытаемся актуализировать, сделать своей всю
историю культуры.
2. Общая характеристика темы "Свет античной культуры".
Тема "Свет античной культуры" ("Культура Древней Греции и Древнего Рима") изучается в 8 классе в течение 10 часов.
2.1. Содержание темы.
"Античная художественная картина мира.
Человек в художественной картине мира.
Философские, религиозные, научные и моральные
идеи искусства. Город как центр культуры.
Периодизация древнегреческого искусства.
Древнегреческая ордерная система.
Древнегреческая скульптура. Проблема авторства
в древнегреческом искусстве. Древнегреческий
театр. Теория катарсиса. Древнеримское понятие о
красоте. Зрелищность древнеримской культуры.
Древнеримское искусство эпохи республики
(обзор). Древнеримское искусство эпохи империи
(обзор)" [10, с.39].
Более подробно содержание темы изложено в
авторской программе [10]. Но даже из этого перечня
вопросов видно, что объем изучаемого материала
не соответствует тому количеству часов, которое
на него отводится. Что же делать? Структурировать
вопросы темы по принципу:
Основной объем материала (минимальный уровень
освоения темы).
Дополнительный объем материала (общий и
продвинутый уровни освоения материала).
Из всего вышесказанного вытекает следующая
2.2. Структура блока уроков.
Используемая нами структура заимствована в
интегральной технологии. Однако она
переработана в соответствии с конкретным
содержанием авторской программы по МХК.
Во-первых, тема "Свет античной культуры"
разбита на 2 подтемы: "Вечна ли прелесть
"детства человечества"?" (о культуре
Древней Греции) и "Встречи с Римской
культурой". Следовательно, учитель должен
планировать на каждую подтему свой блок уроков
со своим изучением нового материала,
закреплением его и контролем. Но дефицит времени
заставляет нас спроектировать комбинированный
блок уроков с двумя мини-циклами
(соответствующими подтемам) и одним общим
контролем.
Во-вторых, в данной структуре и объяснение
нового материала дополнительного объема, и
развивающее-дифференцированное закрепление
объединены в один раздел блока и проводятся в
форме семинара-практикума.
В-третьих, в блоке опущен урок коррекции. Его
функции может выполнять экзамен (по выбору) по
МХК, где учащиеся имеют возможность закрепить
свой успех или улучшить результаты.
В-четвертых, некоторые задачи, входящие в
состав домашнего задания, предполагают
самостоятельное освоение некоторых вопросов
темы.
Представим схематически структуру блока:
Урок №1. Вводное повторение.
Тема: "Время диалога с античностью".
Форма урока: беседа (диалог).
Жанр урока: урок-панорама.
Задачи:
Повторить материал уроков МХК в 5 и 6 классах, посвященных Афинам и Риму [см. 10, с. 24-25 и 28].
Создать эмоциональный настрой на восприятие античной художественной культуры.
Познакомить учащихся со списком основных первоисточников по теме.
Урок №2. Изучение нового материала (основной объем).
Тема: "Предтечи великого века".
Форма урока: лекция.
Жанр урока: урок-путешествие.
Задачи:
Знакомство с периодизацией древнегреческой истории и культуры.
Сформировать понятие ведущего вида искусства.
Познакомить с наиболее известными авторами и произведениями эллинского искусства.
Урок №3. Закрепление.
Тема: "Человек - мера всех вещей".
Форма урока: тренинг-минимум.
Жанр урока: деловая игра.
Задачи:
Доведение до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.
Использование временных групп учащихся с параллельным контролем их работы.
Проведение первого промежуточного контрольного среза.
Урок №4. Изучение нового материала (дополнительный объем)
Тема: "Золотой век Эллады".
Форма урока: диалог, семинар-практикум.
Жанр урока: урок-драма.
Подробную разработку урока см. ниже
Урок №5. Развивающее-дифференцированное закрепление.
Тема: "Диалоги об Элладе".
Форма урока: семинар-практикум.
Задачи:
Обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения (срез).
Развивать способности учащихся к анализу художественного произведения.
Урок №6. Изучение нового материала (основной объем) + Закрепление (тренинг-минимум).
Тема: "Прогулки по Риму".
Форма урока: лекция + тренинг-минимум.
Жанр урока: урок-путешествие.
Задачи:
Сравнительный анализ философской основы древнегреческого и древнеримского искусства.
Решение шаблонных задач.
Урок №7. Изучение нового материала (дополнительный объем).
Тема: "Римлянин как он есть".
Форма урока: семинар-практикум.
Жанр урока: урок-драма.
Задачи:
Проведение мини-среза с использованием шаблонных задач (работа в группах).
Расширение представлений о древнеримской культуре.
Развитие способностей анализа художественного текста.
Урок №8. Развивающее-дифференцированное закрепление.
Тема: "Диалоги о Риме".
Форма урока: семинар-практикум.
Задачи: см. задачи урока №5.
Урок №9. Обобщающее повторение.
Тема: "Перекличка культур".
Форма урока: консультация.
Жанр урока: урок-интервью.
Задачи:
Проверка домашнего задания по теме.
Установка на контрольную работу.
Урок №10. Контрольный.
Форма урока: письменная контрольная работа
(тест).
Структура контрольного задания:
3 задания минимального уровня (оценка "3"),
2 задания общего уровня (оценка "4"),
1 задание продвинутого уровня (оценка "5").
Все уровни явно выделены на карточках.
Правила для учащихся (по В.В.Гузееву):
Задания выполняются строго по порядку от первого до последнего.
Задания проверяются (принимаются) в том же порядке до первой ошибки [5, с. 65].
При выставлении итоговой оценки за учебный год (полугодие) от блока уроков будут учитываться 2 оценки - средняя относительная (за выполнение задач уроков №№1-9) и абсолютная контрольная (срез урока №10).
2.3. Типы задач.
В интегральной технологии все задачи разделены на 3 типа:
Шаблонные - задачи, в которых отсутствуют внутренние ассоциативные связи (подзадачи).
Задачи с одним типом ассоциативных связей между подзадачами (явные связи).
Задачи с двумя типами ассоциативных связей между подзадачами, т.е. задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней.
Разрабатывая блок уроков по теме, учитель создает (или дополняет) задачник, исходя из следующего соотношения в нем задач минимального, общего и продвинутого уровней:
3 : 2 : 1
Примеры задач.
Минимальный уровень. Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название: от названия инструмента для изготовления гончарных изделий,
от названия материала, из которого изготовлялись изделия,
от названия места, где осуществлялось гончарное производство,
от имени мастера этого ремесла,
от названия одного из гончарных изделий [4, с.14-15].
Общий уровень. В чем разница между
керамикой и терракотой?
Продвинутый уровень. Почему в росписях
древнегреческих ваз отсутствуют сюжеты
древнегреческого театра?
3. Разработка урока в форме семинара-практикума на тему "Золотой век Эллады".
Урок №4. Изучение нового материала (дополнительный объем).
Тема: "Золотой век Эллады".
Форма урока: диалог, семинар-практикум.
Жанр урока: урок-драма.
Цель урока: Стиль - это индивидуальное лицо
художника и времени (эпохи). Дать определение
стиля древнегреческой классики.
Задачи:
Собрать и проанализировать более подробную информацию об ансамбле Афинского Акрополя.
Определить "необщее выражение" лица выдающихся древнегреческих скульпторов - Мирона, Фидия, Праксителя, а также Скопаса и Лисиппа, их связь со временем.
Материально-техническое обеспечение урока:
телевизор, видеомагнитофон, диапроектор.
Репродукции: альбом "Античная скульптура
Греции" [1].
Слайды:
Комплект №1: "Ансамбль Афинского
Акрополя".
Комплект №2: "Древнегреческая скульптура".
Литература:
Памятники литературы античной эпохи на уроке
не предлагаются. Однако учащимся заранее
предложено было принести тексты античных
авторов для возможной иллюстрации своих ответов.
Для работы на уроке (поиск ответов на вопросы и
задачи по новому материалу) учащимся
предлагается широкий выбор литературы по данной
теме (см. 1, 3, 8, 12-15, 17, 18, 20-22 по списку литературы).
В целом, структура урока может быть представлена следующей схемой:
Время |
Содержание работы |
||||
2' 6'
|
Задача 3 (О) Задача 4 (О) |
Группа 1 НМ Задача 1 (М) |
Группа 2 НМ Задача 2 (М) |
||
Группа 3 М Задача 5 (О) с постконтролем Задача 8 (О) |
Группа 4М Задача 6 (О) с постконтролем Задача 9 (О) |
Группа 5 М Задача 7 (О) с постконтролем Задача 10 (О) |
Учитель принимает отчет групп 1 и 2 (защита с обсуждением) | ||
Учитель с уче-никами М из группы 1
и 2 Задача 11 (О) |
Срезовая работа уровня М для учеников Н из групп 1 и 2 | ||||
Обсуждение задач 5-10 в ходе защиты групп 3, 4 и 5 с участием учителя и остальных учащихся. | |||||
Подведение итогов урока. |
Поясним сокращения [подробнее - см. 5]:
Н - некомпетентный уровень,
М - минимальный уровень,
О - общий уровень.
Семинар-практикум является мобильной формой
урока. Его схема зависит от результатов
предыдущего среза.
В данном случае первый срез минимального уровня
сложности (по итогам тренинга-минимума) показал
следующую картину: из 26 человек с ним справились
21, а 5 учащихся остались на некомпетентном уровне.
Поэтому для урока создаются 3 однородных группы
(уровень М) и 2 - смешанных НМ (группы
выравнивания):
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Группа 4 |
Группа 5 |
3Н+2М |
2Н+1М |
6М |
6М |
6М |
Данная схема существует для конкретного урока в конкретном классе. В разных классах одной параллели семинары-практикумы могут проводиться по различным сценариям.
Приводим тексты задач, использованных на уроке.
Задача 1 (минимальный уровень).
Почему греческих архитекторов больше
интересовал внешний облик храма?
Задача 2 (минимальный уровень).
Каково назначение греческого храма?
Задача 3 (общий уровень).
Посмотрите и сравните планы греческих храмов от
древнейших времен до VI века до н.э. Что оставалось
неизменным и что усложнилось? Что было утрачено
совсем? (Для сравнения предлагаются схемы храма в
антах, простиля, амфипростиля, периптера, диптера
и толоса).
Задача 4 (общий уровень).
Стиль греческой архитектуры часто называют
пластическим. Почему?
Задача 5 (общий уровень).
Современники Мирона подчеркивали
"жизненность и одушевленность, силу
дыхания" в его статуях. Почему?
Задача 6 (общий уровень).
"Фидий хочет передать то, что есть, выразить
вещи такими, каковы они есть … Человек - в
природе: ему всегда придется иметь дело с ней …
люди должны сделать так, чтобы боги
присутствовали на земле в нас самих … Боги Фидия
в равной мере присутствуют и в природе: они не
сверхъестественны, а естественны" (А. Боннар) [2,
с.65]. Объясните эту фразу.
Задача 7 (общий уровень).
Докажите, что ансамбль Акрополя в Афинах
продуман и целен по замыслу и исполнению.
Задача 8 (общий уровень).
Почему искусствовед Б.Р.Виппер определяет
тональность творчества Праксителя как
"лирическую и идиллическую"? [3, с.182]
Задача 9 (общий уровень).
Разделяете ли Вы точку зрения Б.Р.Виппера, что
"Скопас продолжает оставаться самым
неуловимым из великих мастеров"? [3, с.189]
Задача 10 (общий уровень).
Лисипп овладевает трехмерным объемом. Объясните
на примерах.
Задача 11 (общий уровень).
Расскажите о греческом храме, максимально
используя известные Вам термины, так, как будто
Вы архитектор и создатель данной системы
ордеров.
Срезовая работа минимального уровня.
1. Согласны ли Вы с утверждением, что культура Древнего Египта повлияла на развитие культуры Эллады?
а) да,
б) нет.
2. В каком архитектурном ордере выстроен Парфенон?
а) дорический,
б) ионический,
в) коринфский.
3. Назовите 5 основных элементов
древнегреческой архитектуры.
4. В чем главное отличие колонных залов
древнеегипетских храмов (перистиль, гипостиль)
от древнегреческих храмов (периптер, диптер)?
5. Откуда явилось прозвище Афины - Паллада?
4. Выводы.
Рассматривая данный пример планирования урока
по МХК с использованием элементов интегральной
технологии, заинтересованный читатель
непременно увидит, что он представляет собой
план-схему, способную "работать" именно в
процессе урока. Такой план помогает
скорректировать ход урока с точки зрения его
драматургии и расчета времени.
В данной схеме определен минимум речи учителя и
максимум работы учащихся и произведений
искусства, что и должно быть, в конечном счете,
нормой урока, так как его наивысшая цель - научить
детей общению с Искусством.
Кроме того, защищая точку зрения художника,
ребенок "пропускает" через себя его
гражданскую позицию, а проецируя события
"давно минувших дней" на нашу
действительность, ученик так или иначе учится
уважать культуру любого народа такой, какая она
есть, и прежде всего - культуру своей Родины.
5.Список литературы.
1. Античная скульптура Греции: Альбом
репродукций. - Сост. Соколов Г.И. - М., 1976.
2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3х т. - М.,
1959. - Т.2.
3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
4. Гоголев К.Н. Тесты. Задачи: МХК. Западная
Европа и Ближний Восток: Учебное пособие. - М., 1999.
5. Гузеев В.В., Поликарпова Н.П. Опыт применения
интегральной технологии обучения. - М., 1994.
6. Гузик М.А. Учебный путеводитель по МХК:
Древний Восток и Западная Европа: Книга для
учащихся. - М., 1999.
7. Гутнов А.Э. Мир архитектуры. - М., 1985.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- В
2х вып. - М., 1993. - Вып.1.
9. Древние цивилизации: Серия слайд-альбомов
"История мировых цивилизаций". -
Автор-составитель Уколова В.И. - М., 1995.
10 Каракуца А.Г. История искусств и мировая
художественная культура: Программа для 1-11
классов общеобразовательных школ, гимназий и
лицеев. - Курган, 1997.
11. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1960.
12. Колобова К.М. Древний город Афины и его
памятники. - Л., 1961.
13. Лисичкина О.Б. МХК. Часть I: Учебное пособие
для старших классов средней школы. - СПб., 1997.
14. Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М., 1987.
15. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной
культуры: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов
общеобразовательных школ. - Обнинск, 1998.
16. Мифы в искусстве старом и новом. - Л., 1983.
17. Михайловский К. Акрополь. - Варшава,1983.
18. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И.
Античность. История и культура. - М., 1994.
19. Пидкасистый П.И. Самостоятельная
познавательная деятельность школьников в
обучении: Теоретико-экспериментальное
исследование. - М., 1980.
20. Ривкин Б. Античное искусство: Малая история
искусств. - М., 1972.
21. Словарь античности. - М., 1989.
22. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М., 1968.
23. Чубова А.П. Искусство Европы I-IVвеков. - М.,
1970.