Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями. 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


II Тема: Основы технологий

2.1. Технология швейного производства

2.2.1. Основы материаловедения

Урок №8. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода

Цель: 1. Познакомить с ассортиментом тканей из химических волокон, правилами ухода за ними.

2. Сформировать знания по определению технологического режима тканей из химических волокон.

3. Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилами ухода за ними.

4. Развить мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

Оснащение урока: Таблицы: Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон (Т1); Правила ухода за тканями (Т2); Международные символы по уходу за тканями (Т3).

Материалы и инструменты: набор международных символов по уходу за тканью (H1 ); задания для творческой работы (H2 ); образцы тканей (вискоза, ацетат, капрон, нитрон, полиэстер); бумага, цветные карандаши.

Дидактический материал: карточки- тесты КТ1 – 4 шт., КТ2 – 4 шт., карточки-задания КЗ1 – 4 шт., КТ2 – 4 шт.

Тип урока: Комбинированный

Структура урока

Для закрепления знаний по материаловедению в 7 классе провожу нестандартный урок “Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода”. Для составления опорного конспекта урока использую методику графического проектирования Кирилловой Н.М. [5]. Данную методику удобно использовать при проектировании нестандартных уроков. Она дает наглядное изображение взаимодействие учителя и учеников, комплексное восприятие всех систем урока, возможность четкого самоанализа урока. Данный подход позволяет учителю управлять педагогическим и технологическим процессами при обучении учащихся преобразовательной деятельности. Проектируя урок графически, учитель может “вписать в учебный процесс” любой рациональный методический прием, любой вид контроля; “предвидеть” конечный результат обучения; регулировать процесс усвоения любого сложного материала; “прогнозировать” любую технологическую операцию. При составлении структуры урока прорисовываю последовательность этапов в виде прямоугольников, которые связаны между собой. Над каждым этапом определяю действие учителя (слева) и ученика (справа) с помощью условных обозначений “рис. 1”. Под этапами расписываю деятельность учителя.

Данный план сопровождаю приложениями в виде рисунков:

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

img3.gif (4716 bytes)

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

 

Рис. 7

Первые четыре этапа провожу на первом уроке. Во втором этапе (при актуализации знаний) и в четвертом (при закреплении нового материала), так как время ограничено, удобно использовать фронтальный опрос, игры “Аукцион”, “Перестрелка” [1]. Индивидуальный контроль знаний предполагает работу по карточкам “рис. 2”, “рис. 3” и диктанты. Работая по карточкам учащиеся обмениваются ими, проверяют ответы, ставят оценки, осуществляя, при этом, взаимоконтроль. При проведении диктанта на знания международных символов по уходу за тканью, называю символ, а учащиеся его рисуют. В итоге вывешиваю символы на доске в этой же последовательности как диктовала. Учащиеся сверяют свои рисунки с рисунками на доске и ставят себе оценку. Такой подход к контролю знаний помогает ученикам научиться правильно оценивать свои знания, а учителю освобождает время

На третьем этапе при объяснении нового материала, используя таблицу “Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон” “рис. 4”, показываю образцы тканей из искусственных и синтетических волокон и составляю таблицу на доске (учащиеся в тетради) из 2 колонок. В первой колонке перечисляю положительные, а во второй – отрицательные свойства этих тканей. Поясняю новые слова – плиссе, эластановое волокно, лайкра, полиэстер (заранее пишу их на доске). Ученики повторяют названия хором. Даю технологический режим тканей по формуле:

Т = ( Nн ; Nи ); ( Nн ; Nи ; l ); t°,

для ручных работ для машинных работ

где Nн – номер ниток

Nи – номер иглы

l – длина стежка

t° - температура ВТО

Т вискозы = (60; 2); (60; 90; 2,5); 150°

Т ацетата = (80; 2); (80; 75; 2,5); 150°

Т капрона = (80; 2); (80; 75; 2); 100°

Т лавсана = (60; 3); (60; 90; 2,5); 150°

С помощью таблиц “Правила ухода за тканями” “рис. 5”, “Международные символы по уходу за тканями” “рис. 6” и набора символов по уходу за тканями “рис. 7” составляю формулы ухода за тканями из химических волокон:

Отмечая разнообразие современных тканей предлагаю учащимся пофантазировать о тканях будущего. Ученики делают это с удовольствием и предлагают ткани с подогревом, меняющие настроение, цвет, поющие и т.д.

На втором уроке организую деловую игру с использованием организации обучения в сотрудничестве [7]. В каждой группе по 4 человека разного уровня обученности: теоретик, технолог, художник, менеджер. Группам раздаю задания для творческой работы “рис.8” для выполнения проблемного задания. Задание делается по частям (каждый ученик занят своей частью):

  • группа в целом – обсуждается и подбирает к данной модели соответствующую ткань (шерстяную, хлопчато-бумажную, шелковую, из химических волокон);
  • теоретик – дает краткие сведения о выбранной ткани (как получают волокна для данной ткани, ее свойства);
  • технолог – составляет технологический режим, формулу ухода за тканью;
  • художник – раскрашивает модель цветными карандашами;
  • менеджер – представляет весь материал в виде рекламы у доски.

Вся группа заинтересована в выполнении работы каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Обучение в сотрудничестве отражает личностно-ориентированный подход, здесь наблюдается эффект социализации, формирование коммуникативных умений – учащиеся учатся вместе работать, учится, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Учащимся нравятся такие уроки.

Список литературы

  1. Анатолий Гин Проблемы Педагогической техники. – М., Вита – Пресс, 2001
  2. Бабанский Ю.Н. Рациональная организация учебной деятельности. – М., 1981
  3. Батышев С.Л. Трудовая подготовка школьников. - ., 1981
  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991
  5. Кириллова Н.М. Повышение педагогической компетентности учителя трудового обучения. Часть II. Практика и теория уроков технологии. – Курган, 2000
  6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. – М., Академия, 2002
  8. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д. Симоненко. – М., Вентана – Граф, 2001