Независимый библиотечный пользователь - это реально

Разделы: Организация школьной библиотеки


Гимназия – инновационное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванная обеспечить вариативность и профильность обучения и базирующееся на гуманистической философии воспитания. В связи с таким статусом образовательного учреждения особо важной стала следующая задача библиотеки: формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя.

Школьная библиотека – это как первый учитель, от которого зависит очень многое. Какого читателя мы воспитаем, таким он и будет в публичных и вузовских библиотеках. Все закладывается с детства. (См. рис.1)

рис.1

Рис.1

Прежде, чем учить своего читателя, нужно привлечь его в библиотеку. Как сделать так, чтобы дети шли в библиотеку охотно, читали активно? Как сделать библиотеку привлекательной для читателя? Эти вопросы волнуют всех библиотекарей. Волнуют они и нас. А потому в своей работе мы используем маленькие хитрости. В каждом кабинете, где учатся начальные классы, вдруг появилось объявление: “Всем, всем, всем! Если ты учишься во 2-ом, 3-ем или 4-ом классе, то библиотека ждет тебя с 16 по 21 сентября и предлагает взять книгу и прочитать ее. Каждого пришедшего ждет сюрприз!”. В качестве сюрпризов использовались закладки, простые карандаши, календарики. Надо ли говорить, что желающих посетить библиотеку было много?!

Читатель выбирает книгу и видит, что в ней закладка с обиженной, плачущей мордашкой. А рядом на плакате расшифровка: “Меня не читают. Я что хуже всех?”. (См. рис. 2) И хотя рядом в других книгах лежат закладки с веселыми мордашками (“Я самая веселая книга. Меня ребята любят!”) – выбирают чаще всего “обиженные” книги.

Рис.2

Рис.2

Игру-путешествие “По дороге в Читай-город” для 1-х классов мы проводим задолго до того, как они заканчивают изучать “Букварь”. Таким образом, к тому моменту, когда первоклассники празднуют “Прощание с Букварем”, все они уже активные читатели библиотеки. И тогда в классе появляется “Звездное небо” (черный лист бумаги) или “Цветочная поляна” (зеленый лист бумаги). Каждый прочитавший 5 книг получает “именную” звезду на “небо”, или свой собственный цветок на “поляну”. (См. рис. 3)

Рис.3

Рис.3

В работе со старшеклассниками тоже есть свои находки. Например, каждый год мы к 14 февраля (к Дню св. Валентина) оформляем в библиотеке выставку “Люблю только тебя”, а на дверях вывешиваем объявление о том, что только у нас можно прочитать новые стихотворные поздравления к этому событию и только у нас можно научиться делать неповторимые, оригинальные “валентинки”. Эта выставка, кстати, пользуется успехом и у учителей.

Свой педколлектив мы привлекаем в библиотеку с помощью различных “Афиш”, рекомендательных и тематических библиографических списков, объявлений. Их мы размещаем в методическом кабинете школы. Кроме того, нами широко практикуется индивидуальное информирование всех (от работников бухгалтерии до директора гимназии) о необходимой лично каждому информации.

Не стоит забывать о комфортности среды библиотеки для учащихся и учителей. Мы уделяем этому большое внимание. Захочет ли ребенок прийти сюда еще раз? И цветы, и забота об интерьере библиотеки – не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого. Комфортность среды библиотеки – это и открытый доступ, и выставки, на которых стоят лучшие, самые интересные книги, и кресло у окна, чтобы можно было отдохнуть от суеты школьной жизни. (См. рис. 4) Библиотека – это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, это то место в школе, куда каждый ребенок приходит с положительной, мажорной Я-концепцией. Здесь он нравится, здесь он имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе, и, соответственно, занимать в библиотечном сообществе иное место, чем в классе.

Рис.4

Рис.4

Одним из приоритетных направлений в работе нашей библиотеки является забота о справочно-библиографическом аппарате (СБА). Без качественного СБА нельзя получить “качественного” читателя. Наш СБА – развитая и постоянно совершенствующаяся система. Он включает помимо справочного фонда (278 названий, 519 экземпляров) алфавитный и систематический каталоги, систематическую картотеку статей. Причем в алфавитном каталоге отражены не только все книги библиотеки, но и сделана аналитическая роспись всех сборников художественной литературы.

Самый используемый в библиотеке источник информации – картотека “Все обо всех”. (См. рис. 5) Нужно ли вам сделать сообщение об историческом деятеле, написать доклад о художнике, изучить биографию ученого – на все вопросы ответит эта картотека. За разделителем с фамилией стоят карточки на книги, на статьи из газет и журналов, на главы из сборников и хрестоматий, ссылки на статьи в папках “Жизнь замечательных людей”. По такому же принципу сформирована литературоведческая картотека, а потому мы теперь легко справляемся с любым сложным запросом по творчеству того или иного писателя.

Рис.5

Рис.5

Совсем новая наша работа, основанная на тех же самых принципах и правилах – это тематические картотеки “Мир животных” и “Мир растений”.

Для школьников начальных классов у нас создан детский систематический каталог (порядка 1000 карточек). (См. рис. 6) Мы расписали имеющиеся в библиотеке книги “Все обо всем” и другие детские справочные издания универсального характера, книги серий “Почемучкины книжки”, “Страницы истории нашей Родины” и т.д.

Рис.6

Рис.6

Учителя и работники школы – особая забота библиотеки. Для них мы создали методическую картотеку, в которой отражена вся литература по педагогике и методике преподавания отдельных предметов. Кроме того, в 2002 и первом полугодии 2003 года мы выписываем газеты Издательского дома “Первое сентября”. Картотека с одноименным названием включает в себя карточки на все статьи из этих газет. (См. рис. 7)

Рис.7

Рис.7

Методический кабинет гимназии поставлен на индивидуальное информационно-библиографическое обслуживание. Все выписываемые библиотекой журналы, а также “Учительская газета” расписываются в картотеки методкабинета. Таким образом, необходимую информацию педагог может получить даже тогда, когда библиотека уже закрыта.

Если нужно придумать форму и название для мероприятия, то мы предлагаем заглянуть в “Банк идей”. А когда необходим сценарий, то его можно выбрать по “Картотеке массовых мероприятий”. Особым образом устроенная картотека стихов выручает нас в самых неожиданных ситуациях. Состоит она из двух частей. В первой – тематически озаглавленные пакеты. Рядом с названием – шифр, согласно ББК и пентаграмма (эмблема темы). В пакет мы складываем собственно стихи, найденные в разных источниках. (См. рис. 8) Вторая часть – это наш “Самиздат”. Есть такие подборки стихов, которые бывают нужны каждый год и связаны они с празднованием Дня Учителя, 8 Марта, Дня Защитника Отечества, Нового года и т.д. Такие стихи с помощью компьютера были распечатаны и вставлены в обыкновенные фотоальбомы. Так у нас получились красивые и функциональные книги. (См. рис. 9)

Рис.8

Рис.8

Рис.9

Рис.9

Отличительная особенность нашего СБА заключается в том, что все разделители в каталогах и картотеках имеют свой цвет (по основным делениям классификации). Естественные науки – в зеленом цвете, общественные – в красном, филологические – в оранжевом и т.д. Точно таким же цветом окрашен разделитель на полке. Данный прием облегчает поиск нужной информации и ребенку и учителю. (См. рис. 10)

Рис.10

Рис.10

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. В условиях информатизации современного общества, а также в связи с особым статусом нашего образовательного учреждения особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, воспитание независимого библиотечного пользователя. В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит умение самостоятельного поиска информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве.

В течение многих лет библиотека работает по программе “Основы библиотечно-библиографических знаний”. В 2001-2002 учебном году работники библиотеки принимали участие в работе городской творческой группы по адаптации программы, предложенной Г. Чулкиной (ГНПБ им. К.Д. Ушинского) и напечатанной в журнале “Школьная библиотека” (2001.-№1.-С.8-13).

Новый учебный год мы начали по адаптированной программе, рассчитанной на учащихся 1-8-х классов и предусматривающей 2-3-4 занятия в год с детьми каждого года обучения. Обучение гимназистов предусматривает решение следующих задач:

  1. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее.
  2. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
  3. Познакомить с миром каталогов и картотек и научить учащихся пользоваться ими.

В работе с гимназистами используются различные методические приемы: практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты, дидактические игры. Таким образом, программа библиотечно-библиографических занятий позволяет моделировать информационную среду для детей и юношества, способствует социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические, творческие потребности.

В нынешнем учебном году мы снова принимаем участие в работе городской творческой группы. Задача сегодняшнего дня: составить городской учебно-методический комплекс (УМК) к адаптированной программе. В ходе заседаний творческой группы мы не только постоянно освещаем свой опыт, но и знакомимся с опытом своих коллег.

Особое место в обучении гимназистов отводится реферативной деятельности. Задача библиотеки научить ребенка методике научно-исследовательской работы. На групповых и индивидуальных консультациях в 9-11-х классах мы рассказываем о том, как правильно подобрать литературу, как оформить реферат в соответствии с ГОСТом, как составить список литературы и т.д. Такие же консультации мы проводим и для педагогов – руководителей опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Мы считаем, что научить гимназистов искать, оценивать, использовать информацию, создавать ее самим – значить помочь воспитать творческую личность, на порядок поднять уровень гимназического образования. Достичь этого позволяет систематическая компетентная помощь библиотекаря в сложившейся системе непрерывного образования, ориентированная на индивидуально-личностные особенности учащихся.

Наш опыт по решению одной из ведущих задач библиотеки оказался интересным коллегам и был нами неоднократно представлен в виде сообщений и консультаций на городском методическом объединении школьных библиотекарей.