Статья "Игра как средство обучения английскому языку".
Игра как средство развития интереса учащихся, их способностей, мышления и активности в процессе обучения и восприятия привлекает внимание учителей иностранного языка. Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) и способствует формированию соответствующих умений и навыков. Игра является также эффективным средством при обучении различным видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению, письму). Учащиеся при достижении определенных результатов испытывают радость, удовольствие и удовлетворение.
Игры можно использовать на всех этапах обучения.
Учитывая психологические особенности развития младших школьников, необходимо отметить, что игра способствует непроизвольному запоминанию.
Таким образом, использование различных видов игр является успешным и результативным методом при обучении иностранному языку.
Исходя из опыта работы, мы пришли к мнению, что одним из удачных вариантов игры в младших классах являются игры с игрушками.
1. Игра “Have you (got) ... ?”
Целью этой игры является тренировка учащихся в употреблении лексики (животные) и общих вопросов со структурой Have got.
Ученикам предлагается внимательно посмотреть на игрушки и запомнить их. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берет со стола игрушку и прячет за спиной. Остальные игрушки закрываются. Ученики поворачиваются и задают вопросы: “Have you got a fox?”, “Have you got a rabbit?” и т.д. до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает. Он и занимает место ведущего.
На среднем и старшем этапах содержание языкового материала и характер заданий предлагаемых игр должны быть направлены не на простое восприятие и воспроизведение материала, а на развитие у учащихся умения выявлять, сопоставлять и сравнивать явления и факты; анализировать и синтезировать; выделять существенное от второстепенного; делать правильные выводы.
2. Игра “Что? Где? Когда?”
Цель игры: активизация лексики и навыков устного высказывания по определенной теме.
Каждый учащийся по очереди называет факт, относящийся к какому-либо событию. Задача: отгадать само событие и указать другие факты, связанные с ним.
3. Игра “Попробуй расскажи!” (на старшем этапе)
Каждый учащийся получает статью и кодирует текст (чертеж, рисунок). Затем работа ведется в парах.
Участники игры обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание статьи.
Задача: передать основное содержание текста.
4. QUESS THE QUESTION
Цель игры: активизация специальных вопросов в речи учащихся.
Все играющие садятся в круг. Кто-либо из играющих задаёт другому вопрос тихо, шёпотом. (Вопрос должен быть специальным, ученикам нужно объяснить, что ответ на него должен быть не односложным, а полным, представлять собой целое предложение). Ученик, которому был задан вопрос, отвечает на него вслух, например: “At 8 o' clock in the morning”.Учащиеся пытаются отгадать, какой вопрос был задан, например: “When do you get up?”, “ When do you have breakfast ?” и т.д.
Отгадавший получает право задать вопрос своему соседу.
Другой вариант игры. Всем учащимся розданы куклы. Один из них задаёт вопрос своему соседу (например: “Where does she live?), который отвечает на него вслух: “She live in Moscow”. Далее игра проводится так же, как в первом варианте.
5. What is the proverb?
Цель игры: проверка знания пословиц, а также упражнение в свободном владении вопросительными формами.
Водящий выходит из класса, а остальные задумывают известную всем пословицу. Затем водящий возвращается и задаёт по очереди вопросы произвольного содержания. В каждом ответе на вопрос должно содержаться одно из слов загаданной пословицы, оно поможет водящему угадать её.
Например, загадана пословица: “A friend in need is a friend indeed?”
It: Did you have lunch during the break?
Pupil A: Yes, I did. My friend and I went to the school canteen.
It: Do you like the weather to day?
Pupil B: Yes, I do, indeed.
It: Do you mean “A friend in need is a friend indeed”?
Pupils: Yes, we do. You are right.
Общий опыт нашей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы.
Она (игра) посильно всем, даже слабым учащимся, более того слабоподготовленный ребёнок может проявить сообразительность и находчивость, а это не менее важно, чем языковые навыки. Чувство “равноправия”, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это создаёт для учащихся благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результате обучения. А главное возникает первое чувство удовлетворенности.