Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме в игровой форме; развивать умение учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях; используя групповой метод игры-обобщения, содействовать воспитанию чувства товарищества, ответственности за принимаемые решения и поступки.
Оборудование: конверты с заданиями; “экзаменационные билеты” с указанными для ответа терминами; молоточек для проведения аукциона.
ХОД УРОКА
Учитель знакомит учащихся с гостями, жюри, темой занятия, затем переходит к первому конкурсному заданию.
1. Презентация команд. Учащиеся представляют команды. В представление команд, в соответствии с домашним заданием, включены следующие задания: название команды, девиз, эмблема. Жюри по 5-ти балльной системе оценивает команды-участницы. Критерии оценки: оригинальность, соответствие теме занятия.
2. Следующий конкурс называется “Первоначальное накопление капитала”. Как известно, предпринимательство начинается с накопления капитала. От того, насколько удачным окажется ваш первый шаг, сделанный в бизнесе, будет зависеть успех всего дела. Командам предлагаются конверты, в которых находится различная информация. Это может быть задание, за правильность выполнения которого, команда может получить от 3 до 5 баллов, а могут быть и акции какой-либо компании, которые достанутся вам без каких-либо усилий. Все будет зависеть от удачи, как в настоящем бизнесе. Полученные баллы суммируются в зачет команде.
3. Следующий конкурс – “Разминка” состоит из двух этапов. Первый – “Азбука”, второй – “Конкуренция”. Изучение любой науки, в том числе и экономики, начинается с “азов”. Цель нашего конкурса – проверить, насколько освоены “азы” нашей сложной науки. Каждая команда в течение 2 минут должна вспомнить строчки из песен на русском или английском языке, в которых встречаются цифры и исполнить либо 1-2 строчки, либо припев. Проигрывает та из команд, которая знает таких песен меньше. Победитель получает 3 балла. Второй этап – “Конкуренция”. Один из главных законов рынка – конкуренция – двигатель прогресса. “Побеждает сильнейший” – таков девиз конкуренции. Следующее задание соответствует этому девизу. В течение 3-х минут команды-соперницы готовят по 3 вопроса друг другу, а после трехминутной подготовки встречаются на ринге. При подготовке вопроса нужно помнить, что вопрос, не относящийся к теме, не будет засчитан, а команда-соперница получит 1 дополнительный балл. На обсуждение ответа отводится по 30 секунд. Максимальная оценка за правильный ответ – 2 балла.
Пока идет подготовка к заданию, ведущий организует игру со зрителями. Зрители разбиваются на 2 команды и каждая из команд зарабатывает баллы для той команды, за которую “болеет”. Стоимость вопроса – 1 балл.
Вопросы, задаваемые зрителям.
1. Как называется вид деятельности,
приносящий доход? (Бизнес)
2. Как называется специалист по управлению
производством? (Менеджер)
3. Как называется борьба между
товаропроизводителями за более выгодные условия
производства и сбыта товаров, за получение
прибыли? (Конкуренция)
4. Как называется страна золотых и драгоценных
камней, которую разыскивали в Америке первые
испанские завоеватели? (Эльдорадо)
После подведения итогов второго этапа “Разминки” переходим к следующему конкурсу.
4. Тестирование. Для грамотного ведения бизнеса необходим правильный отбор персонала, который происходит с помощью специальных тестов. В нашем соревновании за право быть лучшим тестирование также неизбежно. Каждой команде предлагаются тесты. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Тесты, предлагаемые обеим командам.
Выберите наиболее точное определение.
1. Экономика – это:
а) общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества, совершаемый при ограниченных ресурсах;
б) наука о потребителях и фирмах;
в) наука о хозяйстве как целом.
Правильный ответ – а).
2. Собственность – это…
а) право владеть, пользоваться, распоряжаться определенным имуществом;
б) отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
Правильный ответ – б).
3. Подчеркните правильный ответ.
а) конкуренция есть важнейший элемент (рыночной, командной, традиционной) экономики;
б) централизованное планирование есть важнейший элемент (рыночной, командной, традиционной) экономики.
4. Кто такой инвестор?
а) гражданин, производящий товары;
б) вкладчик денежных средств в какое-либо производство;
в) гражданин, приобретающий товары.
Правильный ответ – б).
5. В стране с рыночной экономикой высокая заработная плата зависит в основном от …
а) узаконенного минимального уровня заработной платы;
б) качества системы профессионального образования в стране;
в) уровня производительности труда работника;
г) социальной ответственности руководителей бизнеса.
Правильный ответ – б).
6. Что из ниже перечисленного является лучшим примером того, как государство охраняет рыночную экономику?
а) запрет на загрязнение окружающей среды;
б) ограничение скорости движения на автомагистралях страны;
в) строительство дорог и мостов;
г) ввод в действие антимонопольного законодательства.
Правильный ответ – г).
Пока команды готовят ответы, ведущий проводит игру со зрителями, задавая вопросы. Каждая из команд зарабатывает баллы для той команды, за которую “болеет”. Стоимость вопроса – 1 балл.
Вопросы, задаваемые зрителям.
1. Как называется вывоз товаров из
страны за границу по ценам более низким, чем цены
внутри страны? (Демпинг)
2. Как называется серебряная монета США, равная 10
центам? (Дайм)
3. Как назвать посредника при заключении сделок,
специализирующегося на определенных видах
товаров и услуг, действующего по поручению и за
счет клиента? (Брокер)
4. Спекулянт на фондовой бирже, играющий на
понижении стоимости акции? (“Медведь”)
5. Совокупность всех денежных средств,
находящихся в распоряжении предприятия,
государства; система их формирования,
распределения и использования? (Финансы)
5. Следующий конкурс – “Кто больше?”. Главная задача данного конкурса – дать как можно больше правильных ответов из 20 возможных. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Для обсуждения предоставляется по 30 сек, но принимаются и досрочные ответы. Если команда отвечает неправильно, то соперники получают возможность дать ответ на вопрос противника и заработать также по 2 балла.
Вопросы команде “А”.
1. Стоимость товара, выраженная в деньгах? (Цена)
2. Какой орган централизованного планирования осуществлял в СССР до 1991 года планирование практически всех наименований продукции? (Госплан)
3. Рынок, на котором господствует несколько крупных фирм? (Олигополия)
4. Английский экономист, живший в конце XIX, начале XX века, впервые предложивший и разработавший теорию регулирования экономики? (Джон Кейнс)
5. Назовите два типа предпринимательства? (Авантюрный и созидательный)
6. Цена, выплачиваемая за пользование землей? (Рента)
7. Назовите факторы (или ресурсы) производства? (Природные, трудовые, капитал)
8. Управленческие и организационные навыки, необходимые в производстве товаров и услуг? (Предпринимательство)
9. Наука о хозяйстве, как целом, рассматривающая вопросы о том, как увеличить производство товаров и услуг? (Макроэкономика)
10. Предоставление в долг товаров или денег; или движение ссудного капитала? (Кредит)
11. Взаимодействие рабочей силы и средств производства называется... (Производством)
12. Доход от капитала? (Прибыль)
13. Застой в производстве, торговле? (Стагнация)
14. Назовите функции денег? (Средство накопления, обращения, мера стоимости)
15. Обмен товара на товар без платежа денег? (Бартер)
16. Запрещение государственной властью ввоза из какой–либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров, ценных бумаг? (Эмбарго)
17. Назовите типы экономических систем? (Традиционная, командная, рыночная, смешанная)
18. Выпуск в обращение денег и ценных бумаг? (Эмиссия)
19. Вывоз товаров из страны в целях их продажи или использования в других странах? (Экспорт)
20. Как называется политика государства по регулированию количества денег в обращении? (Монетарная политика)
Вопросы команде “Б”.
1. Общественная наука, описывающая и анализирующая выбор общества, осуществляемый для удовлетворения потребностей? (Экономика)
2. Чрезмерное увеличение массы ценных бумаг, находящихся в обращении по сравнению с реальным предложением товара? (Инфляция)
3. Цена, выплачиваемая за труд? (Заработная плата)
4. Наука о потребителях и фирмах? (Микроэкономика)
5. Состояние экономики страны, характеризующееся застоем при развитии инфляционных тенденций? (Стагфляция)
6. Особый товар, который выполняет на рынке роль всеобщего эквивалента, т.е. измерителя всех товаров? (Деньги)
7. Назовите типы бирж? (Валютные, фондовые, товарные, труда)
8. Ввоз в страну иностранных товаров из-за границы для их продажи или использования? (Импорт)
9. Расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, осуществляемое как экономическими, так и внеэкономическими методами? (Экспансия)
10. Специальный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать или перечислить определенную сумму с текущего счета лица, подписавшего документ? (Чек)
11. Найм одним лицом у другого лица имущества – земли, домов, предприятий во временное пользование на определенный срок и за определенную плату? (Аренда)
12. Управление производством? (Менеджмент)
13. Разменная монета США, Канады, Нидерландов? (Цент)
14. Возможность определять юридическую судьбу вещи называется… (Правом распоряжения)
15. Собственность граждан, живущих в данном округе, городе, называется… (Муниципальной собственностью)
16. Сумма средств, выдаваемых вперед в счет предстоящих платежей? (Аванс)
17. Финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства; регулирует денежное обращение в стране? (Банк)
18. Механизм, соединяющий производителей товаров с потребителями? (Рынок)
19. Несостоятельный должник? (Банкрот)
20. Предприятие, которым владеют два или несколько совладельцев? (Товарищество)
Жюри подводит итоги данного конкурса, объявляет результаты.
6. Следующий конкурс – “Реклама”. Реклама – это оповещение потребителя о выпущенном товаре и создание спроса на него. Реклама – одна из составляющих частей маркетинга. Домашним заданием для каждой команды было поручение – изготовить рекламу любого товара. Жюри будет оценивать данный конкурс по 5-ти балльной системе, учитывая все необходимые требования к рекламе, в том числе оригинальность, ясность идеи, привлекательность и научную обоснованность.
7. Следующий этап – “Разгадывание кроссвордов”. Максимальная оценка при правильных ответах – 8 баллов. Каждая команда получает задание, на выполнение которого отводится 4 – 5 минут.
В это время мы поиграем со зрителями.
Игра со зрителями:
Я читаю афоризм, лозунг или крылатое выражение, а вы восстанавливаете его.
1. Эмиссия – опиум для народа. (Религия
– опиум для народа).
2. Реклама и конкуренция – близнецы братья. (Партия
и Ленин – близнецы братья).
3. Биржа – находка для шпиона. (Болтун – находка
для шпиона).
4. Кто работает – того едят. (Кто не работает, тот
не ест).
5. Мы говорим рынок – подразумеваем цирк. (Мы
говорим партия – подразумеваем Ленин).
6. Экономисты всех стран, соединяйтесь. (Пролетарии
всех стан, объединяйтесь).
8. Конкурс капитанов. Этот конкурс состоит из трех заданий. При их выполнении капитаны могут пользоваться помощью своей команды. За выполнение первого задания предусмотрена максимальная оценка – 3 балла. Суть его состоит в том, что капитану команды “А” присваивается авантюрный тип предпринимателя, капитану команды “Б” – созидательный. Представьте, что каждый из капитанов получает по 5 тыс. долларов. В течение одной минуты вы должны определиться с тем, как будут истрачены деньги. Не нужно забывать при этом, какой тип предпринимателя определил ведущий капитанам. Максимальная оценка – 3 балла.
Пока идет подготовка капитанов, зрителям задается вопрос: Одна из функций денег – средство накопления. Какие деньги стоит копить? Как лучше сохранять деньги? Какую роль в рыночном обмене играют бумажные деньги?
Второе задание конкурса для каждого капитана индивидуально.
Капитану команды “А”.
Расположите в правильной последовательности четыре ступени маркетинга, так называемое правило “4П”.
Капитану команды “Б”: Ответьте на вопросы, заполнив схему ажиотажного спроса.
Максимальная оценка – 3 балла. Третье задание предполагает знание капитанами не только экономики, но и потребует от них проявить умение общения. В течение одной минуты нужно подготовиться к беседе двух бизнесменов на любую избранную капитанами тему. Победителем будет признан тот, кто в связном диалоге употребит большее количество терминов, связанных с экономикой. Максимальная оценка для этого задания – 5 баллов. После проведения конкурса все баллы суммируются, и победителем становится тот, кто наберет максимальное количество баллов.
9. Следующий конкурс предполагает участие всех членов команды на пути к победе. Ведь от того, как сработает каждый, будет зависеть результат общего дела. Называется конкурс “Экзамен”. Экзамен на право заниматься бизнесом должен держать каждый участник соревнования. Все очень просто: нужно вытянуть билет и дать на него ответ. За правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Предполагаемые экзаменационные вопросы:
– Как называется налоговая политика
государства?
– Назовите характерные черты свободной
конкуренции.
– Назовите 4 ступени маркетинга.
– Что такое аренда?
– Что такое стоимость?
– Что такое олигополия?
– Что такое ажиотажный спрос; каков механизм его
действия?
– Почему возникает дефицит?
– Сформулируйте закон стоимости.
– Какие виды бирж существуют?
– Кто такой инвестор?
– Какие недостатки корпорации вы можете назвать?
– Кто такие “быки” и “медведи”?
– Что такое монополия?
– Как действует закон стоимости?
– Какие возможны выходы из затоваривания рынка?
– Кто такой дилер?
– Что произойдет со спросом на товар, если цена
на него поднимется?
10. Последний конкурс – “Аукцион”. На аукцион выставляется сумма, набранная командами в предыдущих конкурсах. Каждый имеет ту сумму, которая набрана в результате напряженной борьбы. Объект купли-продажи – интеллект участников нашего “Бизнес-класса”. Предлагаются товары – термины, выставленные на трех лотах по 5 на каждом. Каждый товар имеет свою стоимость. Команда приобретает баллы в том случае, если даст правильный ответ, но потеряет из своего зачета, если сделает ошибку.
Первый лот:
Маркетинг – 1 балл.
Менеджмент – 3 балла.
Валюта – 2 балла.
Демпинг – 3 балла.
Гульден – 3 балла.
Второй лот:
Декорт – 6 баллов.
Демонетизация – 6 баллов.
Депозит – 6 баллов.
Дивиденд –3 балла.
Эмиссия – 3 балла.
Третий лот:
Кредит – 3 балла.
Доллар – 1 балл.
Кейнсианство – 3 балла.
Депонент – 4 балла.
Дефляция – 6 баллов.
Конкурс завершен. Жюри подводит итоги. Ведущий благодарит всех участников “Бизнес- класса” за активное участие в работе, знания, опыт, коллективизм и творчество.