Управление системой здоровьесбережения в общеобразовательной школе

Разделы: Администрирование школы


Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организации рационального режима труда и активного отдыха, занятии физкультурой и спортом формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесберегающим образованием.

Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения наталкивается на недостаточную разработанность системы здоровьесбережения в общеобразовательной школе, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьного интереса и развития потребностей в здоровом образе жизни. М.М. Поташник [3] выделяет целый спектр проблем кадровой работы:

“Отсутствие или слабое изучение диагностики затруднений учителей, отсутствие практики дифференцированной работы с педагогами в зависимости от уровня их педмастерства и практики выращивания молодых учителей; слабая научно-методическая обеспеченность педагогов литературой; отсутствие специальной работы по мотивации педагогических кадров на постановку для себя новых напряженных целей”. Г.Н. Сериков [2], вычленяя противоречия между личностными целями педагогических кадров и требованиями других людей (государства), определяет следующую структуру обобщенных квалификационных характеристик “рис.1

При этом под профессиональной компетентностью понимается “способность специалиста применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности”. Особенности педагогического труда немыслимы без выделения профессиональной нравственности как приоритет духовных (интеллектуальных) и душевных (чувственных) качеств специалиста, которая в совокупности с компетентностью образует понятие педагогической культуры.

Путь личностно-профессионального роста учеными определяется через инициативность специалиста как “организационно-управленческие способности личности, необходимые при осуществлении процессов профессиональной деятельности, самообразования и творческого применения новаций”. Образцом профессиональной деятельности становится педагогическое мастерство, которое “оценивается через отношение других участников образования, а также через результаты влияний выполненной специалистами работы на качество деятельности, например,  других обучаемых”.

Таким образом, управление здоровьесбережением в школе будет успешным при наличии соответствующей квалификации работников образования. Под квалификацией мы понимаем “интегративную способность не в ущерб здоровью людей содействовать развитию их образованности, профессионально ориентировать их и направлять образовательные процессы (учение, самообразование, обучение и др.) так, чтобы удовлетворялись личные и социальные потребности граждан в общем образовании”. Однако, как ранее было отмечено, достижение и основная реализация образовательных и здоровьесберегающих задач в полной мере осуществляется на стадии педагогического мастерства. Таким образом, условием успешности управления здоровьесбережением в школе является построение системы позиционного (социально-профессионального) роста педагогических работников.

Под системой позиционного роста педагогических работников мы понимаем овладение ими технологиями социального здоровья и перевода со стадии управляемого (исполнительного специалиста) до направляющего (учителя – мастера). “рис. 2

В процессе позиционного роста происходит формирование ряда внутренних позиций, которые являются движущей силой во внешнем “деятельностном проявлении”. “Специалист” - первая ступень позиционного роста. Задача компетентного педагога заключается в обнаружении (осознании) идеи, проблемы, способа ее решения, образа необходимого результата, способов и критериев оценки эффективности его достижения. “Управленец” - следующий этап, когда работник не только успешно овладел технологиями, но и может обучать этому других. “Управляющий” - как правило, свободный лидер, который может организовать и повести за собой команду, владеет технологиями достижения результата и может передавать это учение другим.

“Учитель – мастер” работает над формированием новых знаний, умений и навыков, “производит” определенный продукт, т.е. достигает соответствующего уровня образованности в условиях сохранения (творения) здоровья обучающихся через деятельностное обучение способами решения жизненных задач.

Таким образом, первым условием управления здоровьесбережением в школе является наличие системы подготовки педагогических кадров в работе по здоровьесбережению обучающихся и самооздоровлению педагогов.

Приступая к любой работе, а к педагогической особенно, педагог должен иметь представление об объекте и результате своего воздействия. Под этим мы понимаем второе существенное условие управления здоровьесбережением – информированность.

Для осуществления функций управления в образовании необходима информация. Она, по сути своей, отличается от той, которая нужна при реализации функций исполнения. Ее отличительные признаки выводятся из того, что в управлении значимы сведения, имеющие отношение к характеристике совершенно конкретных свойств образовательных систем. Такая специфика может проявиться в различных вариантах осуществления образовательными системами своего функционирования.

В социо-образовательной системе обеспечивается социальная защищенность участников образования. Поэтому для нас важны сведения о состоянии их здоровья и тенденциях физического развития. Одним из результатов деятельности участников образования является их утомляемость, накопление которой может приводить к возникновению и развитию болезней. Причинами утомляемости являются, в частности, учебная и профессионально-педагогическая нагрузки. Свойства человека переносить ту или иную нагрузку индивидуальны, т.к. разные люди по-разному реагируют на ту или иную нагрузку. Сведения о самочувствии после выполнения нагрузок участниками образования, а также объективные показатели состояния их физического здоровья могут служить основанием для коррекции объемов соответствующих заданий.

Сведения о склонностях, характере, о сознании и состоянии здоровья представленные системно, образуют некое новое качество, которое определенным образом характеризует самость человека. Использование данных сведений позволяет использовать объективный подход к реальной оценке возможностей участника образовательного процесса и выборе эффективных методов работы по достижению определенного уровня образованности без ущерба здоровью. Важным элементом информационного управления являются сведения о взаимоотношениях участников образования как результата определенной педагогической работы и как характеристики процесса этой работы.

Модель управления на основе информации о соответствии способов педагогического воздействия уровню функционального напряжения учащихся может выглядеть на примере МОУ СОШ № 112 г. Челябинска следующим образом. “рис.3”, “рис.4

Таким образом, для получения объективной информации необходимо функционирование в школе служб сопровождения – психологической, медицинской и службы функциональной диагностики, которые обеспечивают информированность об участниках и самом образовательном процессе, что является вторым существенным условием управления здоровьесбережением в школе.

Важнейшим условием достижения цели является идеология дела. Для управления здоровьесбережением такой идеологией является профилактическое мышление.

Мышление трактуется как способность человека, уясняя содержание явлений действительности, связывать, сопоставлять их и делать из этого выводы. Рассматривая мышление в сочетании с профилактикой (совокупность предупредительных мероприятий), мы определяем профилактическое мышление как целенаправленную сознательную деятельность участников образования по сохранению (улучшению) их здоровья.

Формирование профилактического мышления участников образования является составной частью позиционного роста педагогов и учащихся и информированности об образовательном процессе (мониторинг здоровья, мониторинг качества образования). Профилактическое мышление становится в современных условиях логическим продолжением принципов личностно-ориентированной педагогики.

Профилактическое мышление, затрагивая глубинные основы самости человека, обеспечивается через всю систему управления и организации образовательного процесса. Эта твердая система взглядов, идей на образование как сферу здоровых, миротворческих отношений, определяет третье существенное условие управления здоровьесбережением в школе – формирование профилактического мышления участников образования.

Таким образом, для эффективного управления здоровьесбережением в массовой общеобразовательной школе необходима целенаправленная деятельность учителей на формирование ценностных ориентаций применительно к состоянию здоровья школьника, его потребностям и мотивациям на сохранение здоровья, на занятия физкультурой, на стремление самих педагогов и родителей обучающихся поддерживать здоровый образ жизни, объективно строить учебно-воспитательный процесс, исходя из возможностей обучающихся и их творческой активности как условия позитивной самоорганизации. Условиями такого эффективного управления являются:

  1. Повышение профессиональной компетентности и педагогическое мастерство учителей.
  2. Информированность об участниках и процессе образования.
  3. Профилактическое мышление, как идеология всего образовательного процесса.

Список литературы:

  1. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Русский толковый словарь. М. 1998
  2. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997-464с.
  3. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника.-М., 2000. – 448с.
  4. Филиппова Н.М. Всеобщее социальное гражданское образование. - Уфа,2000. – 94с.