Урок физики в 8 классе
Тип урока: контроль и коррекция знаний
Цели урока:
Образовательная: проверить знание учащимися понятий внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, знание видов теплообмена и умение их распознавать, знание формул для расчета изменения внутренней энергии, количества теплоты при нагревании и охлаждении тела; выявить уровень умений учащихся решать типовые задачи на расчет тепловых процессов, пользоваться справочными таблицами; оценить умения учащихся проводить само- и взаимоконтроль, работать в группе.
Воспитательная: приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски; развивать навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственности.
Развивающая: продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов; продолжать учиться анализировать условие задачи, анализировать ответ одноклассников, доказывать свою точку зрения.
Подготовка к уроку
На уроке необходимы: карта коррекции – одна на класс; рабочие карты – одна на 2-4 человека; памятки “Анализ решения задачи у доски”, “Показатели самооценки домашнего задания”, “Самооценка решения задачи”, “Оценка работы в группе” - по одной на 2-4 человека.
Ход урока.
Организационный этап. Формулировка цели урока, знакомство учащихся с планом урока. Для обеспечения мотивации познавательной деятельности учащихся, активной мыслительной деятельности, самоконтроля используются рабочие карты групп, где указаны тема, цель, вид деятельности, время работы.
Проверка знания учащимися фактического материала.
Проводится в форме теста с последующей взаимопроверкой.
В это же время один из учеников оформляет на доске домашнюю задачу.
Диагностический тест.
1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?
А. От массы и скорости тела.
Б. От высоты тела над землей и его скорости.
В. От температуры и массы тела.
2. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды?
А. Нагревание воды на горячей плите.
Б. Приведение воды в поступательное движение вместе с кружкой.
В. Совершение работы над водой: перемешивание ее миксером.
3. Какая температура принята за 0оС?
А. Температура льда.
Б. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении.
В. Температура тающего льда, перемешанного с солью.
4. Сковорода стоит на горячей плите. Каким способом происходит в основном теплопередача от внешней поверхности сковороды к ее внутренней поверхности?
А. Теплопроводностью.
Б. Конвекцией.
В. Излучением.
5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
А. Грязный снег поглощает солнечные лучи в большей степени.
Б. Чистый снег отражает солнечные лучи сильнее, чем грязный.
В. Оба ответа верны.
6. Один ученик нагрел 2 кг льда от-10оС до 0оС, другой нагрел 1 кг воды от +10оС до +20оС. Кто из учеников затратил большее количество теплоты и во сколько раз?
А. Второй ученик в 2 раза, так как удельная теплоемкость воды в 2 раза больше удельной теплоемкости льда.
Б. Первый ученик в 2 раза, так как масса льда в 2 раза больше массы воды.
В. Оба ученика затратили одинаковое количество теплоты.
7. Укажите неверные среди предложенных утверждений:
А. Молекулы вещества находятся в беспорядочном непрерывном движении.
Б. С повышением температуры скорость движения молекул увеличивается.
В. Если два тела долгое время соприкасаются друг с другом, то средние значения скоростей движения их молекул становятся равными.
После выполнения теста ребята меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работы, используя коды ответа, и выставляют оценки в рабочую карту. Двойку не ставят.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Код ответа |
В |
В |
Б |
А |
В |
В |
В |
7 правильных ответов – “5”; 6 правильных ответов – “4”; 5 – 4 правильных ответа – “3”.
После выставления оценок обсуждаем с учениками результаты работы: “ Кто получил “5”? Кто получил “4”? У кого прочерк? Какие ошибки допущены? У кого такие же ошибки? Обратите внимание на карту коррекции, отметьте в тетради, что вам нужно еще подучить”.
Проверка домашнего задания (к этому времени ученик записал задачу №1023[2] на доске). Для проведения проверки домашнего задания и анализа ответа у доски на столах учеников лежат памятки “Показатели самооценки домашнего задания”, “Анализ решения задачи у доски”.
- Сейчас вы проверите свою домашнюю работу и проанализируете устный ответ одноклассника.
-У кого задача решена также? Есть ли другие варианты решения?
-Есть ли ошибки в вашем решении? Какие? Поняли, как исправить?
- Оцените выполнение своей домашней работы. Поставьте свои оценки в рабочие карты урока. У кого “5”, “4”, “3”. Тем, у кого прочерк, решить задачу к следующему уроку.
- Как вы оцениваете ответ у доски? Почему? Кто согласен? У кого другое мнение?
Самостоятельное решение задач. Тексты задач записаны на доске. На этом этапе урока проводится самооценка с использованием памятки “Самооценка решения задачи”.
Задача 1. На сколько градусов нагреется стальной шарик при падении с высоты 10 м, если вся механическая энергия идет на его нагревание? (0,2о С).
Задача 2. В ванну налили 20 кг горячей воды при температуре 80оС и 10 кг воды при температуре 5оС. Температура смеси оказалась равной 55оС. Определите количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой. Сравните и объясните результаты расчета. (2,1 10 6 Дж)
-Все решают задачи самостоятельно. Если возникнут затруднения, можно посмотреть формулу или решение аналогичной задачи в тетради, можно попросить помощи учителя, подняв руку. Те, кто быстро и правильно решит задачу, могут помочь одноклассникам. (Ученики, быстро и правильно решившие задачи, оформляют их решение на доске, повернутой ребром. После того как все справились с решением, ученик у доски поясняет решение, а остальные выполняют самопроверку по образцу).
-Поставьте свою оценку в рабочую карту урока. Кто получил “5”, “4”, “3”? У кого прочерк?
Работа в группах. На этом этапе урока ребята в группах обсуждают решение качественных задач. Вклад каждого ученика оценивает группа, используя памятку “Оценка работы в группе”.
-Давайте обсудим в группах решение задач [4]:
№ 2-10,
рис. 1
№ 2-13,
№ 3-8,
рис. 2
№ 4-7,
рис. 3
№ 4-9.
рис. 4
На обсуждение дается 2 минуты. Решите, кто будет выступать от группы по каждому вопросу.
-Кто хочет ответить на первый вопрос?
-Кто хочет добавить или исправить что-то? Кто согласен с ответом?
-Поставьте оценки в рабочие карты. Кто получил “5”, “4”?
Подведение итогов работы.
-Сегодня итоговую оценку мы ставим не выше оценки за самостоятельное решение задач, но с учетом других оценок. Если есть хотя бы один прочерк, то итоговую оценку выше “3” ставить нельзя.
-Кто получил за работу на уроке “5”? “4”? “3”? Рабочие карты сдайте в конце урока.
Рефлексия.
-Как вы усвоили пройденный материал?
-Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
-Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
Домашнее задание.
Выполнить задание по карте коррекции.
Решить задачу №
Подготовиться к лабораторной работе №5.
Анализ решения задачи у доски.
Соблюдение алгоритма решения (дано, СИ, формула, вычисления, проверка по размерности, ответ).
Правильные формулировки физических закономерностей.
Культура речи.
Аккуратность оформления.
Показатели самооценки домашнего задания.
Вы самостоятельно решили дома задачу и ошибок нет – “5”.
Вы решили задачу с чьей-либо помощью, ошибок нет, и вы поняли, как решать задачу – “4”.
В задаче есть хоть одна ошибка – “3”.
В задаче две и более ошибок __.
Не сделали домашнюю работу __.
Самооценка решения задачи.
Вы решили задачу самостоятельно и правильно – “5”.
При решении задачи вы использовали тетрадь, учебник, помощь товарища или учителя, но все решили правильно –“4”.
Вы решали самостоятельно, но ошиблись в вычислениях –“4”.
Вы ошиблись в формулах или не смогли выполнить вычисления- “3”.
Вы не решили задачу __.
Оценка работы в группе.
Ученик был активен и предлагал правильные ответы - “5”.
Ученик допустил ошибки в суждениях – “4”.
Ученик был малоактивен при обсуждении или неуверен в знаниях __.
Карта коррекции.
№ вопроса |
Что проверяется |
Где получить нужную информацию (самостоятельно) |
---|---|---|
1 | Знание того, что внутренняя энергия зависит от температуры и массы | |
2 | Умение распознавать способы изменения внутренней энергии | |
3 | Знание, как получить температуру 0оС | |
4 | Умение узнавать явление теплопроводности | |
5 | Знание особенности поглощения света черным телом | |
6 | Умение рассчитывать количество теплоты для нагревания тела | |
7 | Проверка знаний по вопросу 7 |
Литература
1. Громов С.В. , Родина Н.А. Физика-8./Издание 3-е. – М.:Просвещение, 2001
2. ЛукашикВ.И.,ИвановаЕ.В.Сборник задач по физике. - М: Просвещение,2002.
3. Мартынова Н.К., Иванова Н.Н. Рабочая тетрадь по физике-8. М: Просвещение,2002.
4. Чеботарева А.В.Дидактический материал по физике для 8 класса./Выпуск 4.М: Школа-Пресс,1994.