"Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии", урок физики в 8-м классе

Разделы: Физика


Урок физики в 8 классе

Тип урока: контроль и коррекция знаний

Цели урока:

Образовательная: проверить знание учащимися понятий внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, знание видов теплообмена и умение их распознавать, знание формул для расчета изменения внутренней энергии, количества теплоты при нагревании и охлаждении тела; выявить уровень умений учащихся решать типовые задачи на расчет тепловых процессов, пользоваться справочными таблицами; оценить умения учащихся проводить само- и взаимоконтроль, работать в группе.

Воспитательная: приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски; развивать навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственности.

Развивающая: продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов; продолжать учиться анализировать условие задачи, анализировать ответ одноклассников, доказывать свою точку зрения.

Подготовка к уроку

На уроке необходимы: карта коррекции – одна на класс; рабочие карты – одна на 2-4 человека; памятки “Анализ решения задачи у доски”, “Показатели самооценки домашнего задания”, “Самооценка решения задачи”, “Оценка работы в группе” - по одной на 2-4 человека.

Ход урока.

Организационный этап. Формулировка цели урока, знакомство учащихся с планом урока. Для обеспечения мотивации познавательной деятельности учащихся, активной мыслительной деятельности, самоконтроля используются рабочие карты групп, где указаны тема, цель, вид деятельности, время работы.

Проверка знания учащимися фактического материала.

Проводится в форме теста с последующей взаимопроверкой.

В это же время один из учеников оформляет на доске домашнюю задачу.

Диагностический тест.

1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

А. От массы и скорости тела.

Б. От высоты тела над землей и его скорости.

В. От температуры и массы тела.

2. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды?

А. Нагревание воды на горячей плите.

Б. Приведение воды в поступательное движение вместе с кружкой.

В. Совершение работы над водой: перемешивание ее миксером.

3. Какая температура принята за 0оС?

А. Температура льда.

Б. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении.

В. Температура тающего льда, перемешанного с солью.

4. Сковорода стоит на горячей плите. Каким способом происходит в основном теплопередача от внешней поверхности сковороды к ее внутренней поверхности?

А. Теплопроводностью.

Б. Конвекцией.

В. Излучением.

5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

А. Грязный снег поглощает солнечные лучи в большей степени.

Б. Чистый снег отражает солнечные лучи сильнее, чем грязный.

В. Оба ответа верны.

6. Один ученик нагрел 2 кг льда от-10оС до 0оС, другой нагрел 1 кг воды от +10оС до +20оС. Кто из учеников затратил большее количество теплоты и во сколько раз?

А. Второй ученик в 2 раза, так как удельная теплоемкость воды в 2 раза больше удельной теплоемкости льда.

Б. Первый ученик в 2 раза, так как масса льда в 2 раза больше массы воды.

В. Оба ученика затратили одинаковое количество теплоты.

7. Укажите неверные среди предложенных утверждений:

А. Молекулы вещества находятся в беспорядочном непрерывном движении.

Б. С повышением температуры скорость движения молекул увеличивается.

В. Если два тела долгое время соприкасаются друг с другом, то средние значения скоростей движения их молекул становятся равными.

После выполнения теста ребята меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работы, используя коды ответа, и выставляют оценки в рабочую карту. Двойку не ставят.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Код ответа

В

В

Б

А

В

В

В

7 правильных ответов – “5”; 6 правильных ответов – “4”; 5 – 4 правильных ответа – “3”.

После выставления оценок обсуждаем с учениками результаты работы: “ Кто получил “5”? Кто получил “4”? У кого прочерк? Какие ошибки допущены? У кого такие же ошибки? Обратите внимание на карту коррекции, отметьте в тетради, что вам нужно еще подучить”.

Проверка домашнего задания (к этому времени ученик записал задачу №1023[2] на доске). Для проведения проверки домашнего задания и анализа ответа у доски на столах учеников лежат памятки “Показатели самооценки домашнего задания”, “Анализ решения задачи у доски”.

- Сейчас вы проверите свою домашнюю работу и проанализируете устный ответ одноклассника.

-У кого задача решена также? Есть ли другие варианты решения?

-Есть ли ошибки в вашем решении? Какие? Поняли, как исправить?

- Оцените выполнение своей домашней работы. Поставьте свои оценки в рабочие карты урока. У кого “5”, “4”, “3”. Тем, у кого прочерк, решить задачу к следующему уроку.

- Как вы оцениваете ответ у доски? Почему? Кто согласен? У кого другое мнение?

Самостоятельное решение задач. Тексты задач записаны на доске. На этом этапе урока проводится самооценка с использованием памятки “Самооценка решения задачи”.

Задача 1. На сколько градусов нагреется стальной шарик при падении с высоты 10 м, если вся механическая энергия идет на его нагревание? (0,2о С).

Задача 2. В ванну налили 20 кг горячей воды при температуре 80оС и 10 кг воды при температуре 5оС. Температура смеси оказалась равной 55оС. Определите количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой. Сравните и объясните результаты расчета. (2,1 10 6 Дж)

-Все решают задачи самостоятельно. Если возникнут затруднения, можно посмотреть формулу или решение аналогичной задачи в тетради, можно попросить помощи учителя, подняв руку. Те, кто быстро и правильно решит задачу, могут помочь одноклассникам. (Ученики, быстро и правильно решившие задачи, оформляют их решение на доске, повернутой ребром. После того как все справились с решением, ученик у доски поясняет решение, а остальные выполняют самопроверку по образцу).

-Поставьте свою оценку в рабочую карту урока. Кто получил “5”, “4”, “3”? У кого прочерк?

Работа в группах. На этом этапе урока ребята в группах обсуждают решение качественных задач. Вклад каждого ученика оценивает группа, используя памятку “Оценка работы в группе”.

-Давайте обсудим в группах решение задач [4]:

№ 2-10,

рис. 1

№ 2-13,

№ 3-8,

рис. 2

№ 4-7,

рис. 3

№ 4-9.

рис. 4

На обсуждение дается 2 минуты. Решите, кто будет выступать от группы по каждому вопросу.

-Кто хочет ответить на первый вопрос?

-Кто хочет добавить или исправить что-то? Кто согласен с ответом?

-Поставьте оценки в рабочие карты. Кто получил “5”, “4”?

Подведение итогов работы.

-Сегодня итоговую оценку мы ставим не выше оценки за самостоятельное решение задач, но с учетом других оценок. Если есть хотя бы один прочерк, то итоговую оценку выше “3” ставить нельзя.

-Кто получил за работу на уроке “5”? “4”? “3”? Рабочие карты сдайте в конце урока.

Рефлексия.

-Как вы усвоили пройденный материал?

-Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

-Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

Домашнее задание.

Выполнить задание по карте коррекции.

Решить задачу №

Подготовиться к лабораторной работе №5.

Анализ решения задачи у доски.

Соблюдение алгоритма решения (дано, СИ, формула, вычисления, проверка по размерности, ответ).

Правильные формулировки физических закономерностей.

Культура речи.

Аккуратность оформления.

Показатели самооценки домашнего задания.

Вы самостоятельно решили дома задачу и ошибок нет – “5”.

Вы решили задачу с чьей-либо помощью, ошибок нет, и вы поняли, как решать задачу – “4”.

В задаче есть хоть одна ошибка – “3”.

В задаче две и более ошибок __.

Не сделали домашнюю работу __.

Самооценка решения задачи.

Вы решили задачу самостоятельно и правильно – “5”.

При решении задачи вы использовали тетрадь, учебник, помощь товарища или учителя, но все решили правильно –“4”.

Вы решали самостоятельно, но ошиблись в вычислениях –“4”.

Вы ошиблись в формулах или не смогли выполнить вычисления- “3”.

Вы не решили задачу __.

Оценка работы в группе.

Ученик был активен и предлагал правильные ответы - “5”.

Ученик допустил ошибки в суждениях – “4”.

Ученик был малоактивен при обсуждении или неуверен в знаниях __.

Карта коррекции.

№ вопроса

Что проверяется

Где получить нужную информацию (самостоятельно)

1 Знание того, что внутренняя энергия зависит от температуры и массы  
2 Умение распознавать способы изменения внутренней энергии  
3 Знание, как получить температуру 0оС  
4 Умение узнавать явление теплопроводности  
5 Знание особенности поглощения света черным телом  
6 Умение рассчитывать количество теплоты для нагревания тела  
7 Проверка знаний по вопросу 7  

Литература

1. Громов С.В. , Родина Н.А. Физика-8./Издание 3-е. – М.:Просвещение, 2001

2. ЛукашикВ.И.,ИвановаЕ.В.Сборник задач по физике. - М: Просвещение,2002.

3. Мартынова Н.К., Иванова Н.Н. Рабочая тетрадь по физике-8. М: Просвещение,2002.

4. Чеботарева А.В.Дидактический материал по физике для 8 класса./Выпуск 4.М: Школа-Пресс,1994.