Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции, ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. А. Пьерон. |
Цель – выявление проблем общения на уроках и рациональное решение выявленных проблем.
Задачи – через применение методики целеполагания, сотрудничества выйти на путь решения проблем в общении на уроках через договор;
- воспитывать уважительное отношение к себе и к другим, строить свои
взаимоотношения с окружающими.
Вступительное слово учителя ( вхождение в тему разговора; зачитать эпиграф ).
Над проблемами в общении мы работаем уже 2-ой год. Целью нашей проектной деятельности является повышение мотивации обучения для более успешного профессионального самоопределения. Поскольку не все проблемы были нами решены, а поле общения очень широкое, поговорим сегодня о главном – общении на уроках. Присутствуя на занятиях, я наблюдала за вашим общением между собой, учителями и хочу поделиться своими наблюдениями. А вы должны определить – остались ли у нас ещё проблемы в общении и обозначить их.
Наблюдение 1. Идёт урок математики.
Материал объяснён, задание получено всеми, царит рабочая обстановка: кто-то уточняет задание, кто-то что-то поясняет друг другу, учитель, отвечая на вопрос учащегося, стоит возле него.
- Артём Михайлович! Идите сюда! - кричит одна ученица, у которой что-то не получается.
- Сейчас я подойду!
- Артём Михайлович! Я не знаю, как это делать! – вновь нетерпеливо и громко говорит ученица.
- Подожди, я объясняю другому, сейчас подойду.
- Артём Михайлович! – через полминуты вновь крик ученицы.
Рядом сидящие начинают её одергивать, говорить, что она не одна.
- Заткнитесь вы все! – кричит ученица в ответ.
Наблюдение 2. Идёт урок биологии.
Учительница, написав задание на доске, объяснила несколько раз, что нужно сделать. В это время двое учеников беседовали о своём, один из них , услышав краем уха слова:
“ Приступайте к выполнению задания ”, закричал : “А я ничего не понял!” Учитель:
– Я объясняла уже трижды. Слушайте все, объясняю в последний раз.
Две ученицы вели интересный разговор о том, как провели вчерашний вечер. Когда все приступили к работе, они спохватились:
- А что надо делать?
Учитель:
- Я больше объяснять ничего не буду. Задание на доске. Выполняйте. Я уже несколько раз объяснила, а вы не слушали.
Ученица:
- Ну и не надо, я тоже делать ничего не буду!
С этими словами швыряет на пол ручку, тетрадь, всё, что лежало на столе. И до конца урока ничего не делает.
Наблюдение 3. Две ученицы опоздали на урок.
Входят, извинившись. Но одноклассник шутит: “Опоздали, сейчас вам учитель двойки поставит!” В ответ полетели грубые оскорбления. А после урока и на каждой последующей перемене эти двое подходили к неудачно пошутившему однокласснику, и поток грубостей продолжался в течение целого дня.
Ученик все последующие уроки сидел с опущенной головой, с плохим настроением, рисуя на листке изображения черепов и совершенно отключившись от учебного процесса.
Мотивация. Ребята! Вам знакомы эти ситуации? Как вы считаете, есть у нас проблемы в общении во время учёбы? (Есть). Сегодня, на классном часе, мы должны обозначить эти проблемы и найти пути их решения. У каждого из вас в проекте записана цель – успешно закончить учебный год. Поможет решение возникших проблем достичь этой цели? ( Да ).
Сейчас с помощью методики целеполагания, которой мы уже неоднократно пользовались, давайте выстроим цепочку наших действий. ( Я напоминаю вам этапы целеполагания, они перед вами на доске ).
1) Итак, какова цель нашего классного часа?
Ответ. Точно определить и найти решение проблемы в общении на уроках.
2) Какими возможностями ( ресурсами ) мы обладаем?
- желание всех установить комфортные отношения, чтобы успешно работать на уроке;
- знание правил поведения на уроке, ( какие они ) вспомним;
- знание требований учителей;
- знание своих одноклассников.
3) Какие же действия мы должны предпринять?
- обозначить проблему в общении;
- выработать пути решения проблемы;
- получить результат ( договор-соглашение );
- обозначить срок, в течение которого мы будем выполнять наш договор;
- провести анализ-рефлексию результативности нашего договора.
Мы наметили действия для решения нашей проблемы. А поможет более рационально и правильно его осуществить методика сотрудничества в разрешении конфликтов. Мы ею уже воспользовались на прошлой встрече.
Перед вами на доске памятка этапов этой методики:
- Точное определение причин конфликта;
- Выработка возможных решений;
- Оценка предложенных решений по результативности;
- Выбор лучшего решения;
- Путь или способ осуществления решения;
- Оценка-рефлексия результатов решения проблемы.
Итак, что же нам мешает на уроках успешно трудиться? ( Методика активного слушания (эхо, перифраз)
- опоздания;
- неумение вести себя на уроке;
- посторонние разговоры.
Когда мы будем вовремя приходить на урок, внимательно слушать объяснения учителя, не мешать друг другу во время разъяснения или выполнения заданий, мы решим названную проблему?
Когда у нас не будет нервозности, оскорблений, обид, каждый будет занят делом, мы создадим ситуацию успеха для каждого?
Итак, предлагайте ваши решения проблемы, напоминаю, что они могут быть любые, первые, пришедшие вам в голову, может быть смешные, мы их сейчас не оцениваем.
Запись на доске ( может помочь ученик ).
- С перемен приходить вовремя ( 1-2 мин. до звонка );
- готовиться к уроку заранее ( ручки, тетради, учебники, дневники );
- вести личные разговоры на перемене;
- во время объяснения слушать только учителя;
- если что-то надо спросить у товарища, то шепотом, или жестом;
- уважать других, помнить что ты не один, если нужна консультация учителя – поднять руку или вежливо попросить подойти, не быть бесцеремонным, назойливым и т.д.
Мы составили банк решений . А теперь оценим их с точки результативности – решат они нашу проблему или нет, и выберем самые главные. ( При обсуждении решений необходимо согласие только всех! )
Выбор главных решений (запись в тетради! ).
Давайте закрепим этот договор-согласие записями в наши тетради, а кого-то из вас я попрошу красиво оформить его на бумаге, и мы вывесим его в классе. А я познакомлю всех учителей-предметников с нашим соглашением. А для контроля за выполнением, мы заведём классный дневник, где будут записаны наши решения, и каждый учитель будет вписывать имена нарушителей.
Когда мы обсудим результат, эффективность нашего договора? (через месяц или в конце полугодия, а может 3 четверть, если что-то мы упустили, то сможем доработать наше соглашение ). (через месяц ).
Рефлексия по поводу проведения классного часа:
- Ребята, достигли ли мы цели нашего разговора?
- А использованная методика сотрудничества в разрешении конфликтов сможет помочь вам в решении других, личных проблем?
- Можно считать наш разговор ещё одним, пусть небольшим шагом к вашей самостоятельности, адаптации к жизни?
Я благодарна вам за активное участие в решение наших проблем и хочу выразить свою благодарность стихотворными строчками:
Путь учителя,
Как путь Христа к Голгофе,
Труден,
А порой не выносим.
Но когда взойдёшь ты
На вершину
И увидишь выраженье
Детских глаз,
И почувствуешь их радость
От познанья,
От того, что ты сумел
Им передать.
Только тут вдруг сознаёшь,
Насколько
Благодарен ты своей судьбе,
Что позволила тебе
Так тонко
Прикоснуться к человеческой душе.
Пробудить не только
Жажду знаний,
А уменье сопереживать,
И моменты общего признанья,
Вдохновенья вместе создавать.
Ты учитель,
Но как дирижёр без хора,
Ты не сможешь ничего создать
Без учеников, которым
Надо выучиться, что-то совершать.
И я благодарна вам, ребята,
За поддержку,
За участье, и
За труд.
Вы – то удивительное поле,
На котором Мастерство,
Признание Учителя
Растут.