При изучении информатики в техникуме возникает большое количество проблем. После 9 класса к нам поступают студенты из разных школ. И если по математике, физике и другим предметам наблюдается просто низкий уровень знаний или пробелы, но при этом в школах существует единая программа для изучения этих дисциплин, то по информатике картина совсем иная. Входной срез знаний и анкетирование первокурсников показывает, что во многих школах информатика не изучается, а если изучается, то в безмашинном варианте или на старой компьютерной технике. В некоторых школах информатика изучается с 1 класса, в других с 5 или 7 класса. Имея такой разброс в знаниях студентов, преподавателю бывает трудно не только спланировать учебный процесс, но и просто организовать деятельность всех учащихся на уроке.
Не меньшая проблема – наличие у студентов компьютеров дома. Такие “продвинутые” учащиеся часто имеют завышенный уровень самооценки, считают, что изучаемый вопрос они уже знают и задают темп и содержание обучения.
Большая часть студентов воспринимает информатику как “учебно – развлекательный” предмет. Этот стереотип восприятия предмета существует не только у них, но и среди родителей, преподавателей других дисциплин.
Следующей проблемой является невозможность обеспечить каждого студента отдельным компьютером. Им приходится работать в парах. И не всегда подбор этих пар является удачным. Они порой формируются стихийно или по принципу “слабый” - “сильный”. С одной стороны это хорошо. “Сильные” учащиеся помогают “слабым”. Но в погоне за высокой отметкой инициатива при выполнении задания оказывается в руках более “сильного”. И если в практическом задании не просматривается деятельность каждого студента, то в итоге оценка выставляется за качество выполнения задания в целом, а не каждого учащегося в отдельности. Работа в парах не позволяет осуществлять объективную оценку уровня знаний и достижений каждого студента.
Для разрешения всех этих проблем мною используются различные подходы, главным из которых является индивидуализация обучения. Невозможно разрешить вышеперечисленные проблемы без учета индивидуальных особенностей и индивидуального уровня обученности каждого учащегося. На протяжении многих лет я использую в своей работе элементы индивидуальной технологии обучения. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как я организую самостоятельную деятельность учащихся в компьютерном классе при работе вдвоем.
1. Все практические задания делятся на две линии (два варианта). Учащиеся, работающие в паре, выполняют свою линию (вариант). Это позволяет объективно оценивать практические умения каждого студента. С другой стороны, эти линии взаимосвязаны между собой, т.е. качество выполнения задания первым учащимся влияет на качество выполнения задания другим. При этом повышается ответственность и взаимовыручка при совместной работе.
2. По каждой теме разработаны многоуровневые задания (базовый, оптимальный и расширенный уровни), что позволяет организовать учебную деятельность всех категорий учащихся, независимо от уровня их подготовки.
3. В заданиях имеются вопросы для самостоятельной работы. Они позволяют организовать деятельность второго студента на время, пока первый выполняет практическое задание.
4. Если в классе имеется сеть, то можно проверять задания на компьютере преподавателя по мере их выполнения, сразу же разбирая и комментируя ошибки, допущенные при их выполнении.
5. Использование элементов индивидуальной технологии обучения повышает интерес к предмету, а организация деятельности студентов в парах повышает качество обучения и объективность оценивания их знаний.
Ниже приведены примеры некоторых практических работ по информатике.
MS WORD
Практическая работа “Создание, редактирование и сохранение текстового документа”.
Цель работы: освоение технологии создания, редактирования и сохранения текстового документа.
Линия 1 |
Линия 2 |
Задание 1.1. Открытие и сохранение документа. |
|
1.Создайте на рабочем столе папку под своим именем 2. Наберите в Word в текст: Под редактированием понимается внесение каких – либо изменений в существующий документ. 3. Сохраните этот текстовый файл в своей папке под именем Текст1 (Файл => Сохранить как) 4. Выйти из Word. |
1. Создайте на рабочем столе папку под своим именем 2. Наберите в Word текст: Элементарные операции редактирования сводятся к вставке или удалению символа. 3. Сохраните этот текстовый файл в своей папке под именем Текст2 (Файл => Сохранить как) 4. Выйти из Word. |
Задание 1.2. |
|
1. Откройте файл Текст1 2. Внесите изменения в текст: Редактирование – это внесение каких – либо изменений в существующий документ. 3. Сохраните изменения в файле Текст1. (Файл => Сохранить) |
1. Откройте файл Текст2 2. Внесите изменения в текст: Элементарные операции редактирования – это вставка или удаление символа. 3. Сохраните изменения в файле Текст2. (Файл => Сохранить) |
Ответьте на вопрос:
чем команда Файл => Сохранить как отличается от команды Файл => Сохранить ?
Линия 1 |
Линия 2 |
Задание 2.1. Редактирование текстового документа. |
|
1. Откройте файл Девочка, находящийся в папке Мои документы =>Текстовый редактор. 2. Приведите текст к виду: Ей было тысяча сто лет, 4. Ответьте на вопросы: В какой системе счисления написано стихотворение? Переведите числа в десятичную систему счисления. |
1. Откройте файл Рассеянный находящийся в папке Мои документы =>Текстовый редактор. 2. Приведите текст к виду: Жил человек рассеянный 3. Сохраните отредактированный файл в своей папке на рабочем столе под именем Стих 2. 4. Ответьте на вопросы: Какие клавиши используются для разрезания или соединения строк? |
Линия 1 |
Линия 2 |
Задание 2.2. Редактирование текстового документа. |
|
1. Используя команды Копировать и Вставить наберите текст по образцу: Дама сдавала в багаж |
1. Используя команды Копировать и Вставить наберите текст по образцу: Вещи везут на перрон. 2. Сохраните текст в свою папку на рабочем столе под именем Багаж2 |
Задание 2.3. |
|
1. Откройте файл Багаж 2 (создайте его, если вы работаете одни) и скопируйте текст в буфер обмена. 2. Вставьте скопированный текст в конец текста, находящегося в файле Багаж 1. 3. Заменить во всем тексте слово Диван на слово Тахта, используя команду Правка => Заменить. 4. Сохранить изменения в свою папку под именем Багаж. |
1. Откройте файл Багаж 1 и скопируйте текст в буфер обмена. 2. Вставьте скопированный текст в начало текста, находящегося в файле Багаж 2. 3. Заменить во всем тексте слово Чемодан на слово Рюкзак, используя команду Правка => Заменить. 4. Сохранить изменения в свою папку под именем Багаж. |
Показать работу преподавателю
Удалить свою папку с рабочего стола
Программа презентации PowerPoint.
Зачетная работа.
Цель работы: создание фильма – презентации для проведения классного часа в группе по теме “О вреде курения, пьянства, наркомании”.
Домашнее задание: подобрать материал по темам:
1. Курение:
– Влияние курения на организм человека;
– Статистика заболеваемости;
– Курение и женская красота;
– Предложите свою тему.
2. Пьянство:
– Влияние алкоголя на организм человека;
– Алкоголь и подростки;
– Алкоголь и будущее потомство;
– Статистические данные по теме;
– предложите свою тему
3. Наркомания.
– Почему возникает наркотическая зависимость?
– Влияние наркотиков на организм человека.
– Статистические данные по теме.
– Предложите свою тему.
Создание фильма – презентации:
1 линия |
2 линия |
1. Вставьте в фильм 3 – 5 новых слайдов типа: титульный лист, заголовок и текст, текст и рисунок. 2. Оформите титульный лист, написав название фильма и свою фамилию. 3. На втором слайде напишите заголовок “Содержание” и название своей части фильма. Например: “Влияние курения на организм человека”. 4. Сделайте гиперссылку со 2 слайда на 3 слайд и обратно 5. Выберите фон. 6. Сделайте свои слайды скрытыми. 7. Создайте в графическом редакторе рисунок или подберите его из коллекции СlipArt. Вставьте его в слайд или сделайте подложкой 8. Оформите все свои слайды 9. Задайте эффекты перехода между слайдами и эффекты появления текста 10. Настройте время показа каждого слайда. 11. Сохраните фильм. |
1. Откройте файл созданный на первой линии. 2. Допишите свою фамилию на титульный слайд. 3. Добавьте 3–5 новых слайдов, выбрав их тип (текст и рисунок или заголовок и текст). 4. На втором слайде, созданном на первой линии допишите название своей части фильма. Например: “Статистика заболеваний среди курильщиков” 5. Создайте гиперссылку со 2 слайда на начало своей части фильма и обратно. 6. Сделайте свои слайды скрытыми. 7. Создайте в графическом редакторе рисунок или подберите его из коллекции СlipArt. Вставьте его в слайд или сделайте подложкой 8. Оформите все свои слайды и заключительный слайд. 9. Задайте эффекты перехода между слайдами и эффекты появления текста 10. Настройте время показа фильма для защиты презентации. 11. Сохраните фильм.
|
Аналогично составляются практические задания по всем темам курса информатики.