Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика


При изучении информатики в техникуме возникает большое количество проблем. После 9 класса к нам поступают студенты из разных школ. И если по математике, физике и другим предметам наблюдается просто низкий уровень знаний или пробелы, но при этом в школах существует единая программа для изучения этих дисциплин, то по информатике картина совсем иная. Входной срез знаний и анкетирование первокурсников показывает, что во многих школах информатика не изучается, а если изучается, то в безмашинном варианте или на старой компьютерной технике. В некоторых школах информатика изучается с 1 класса, в других с 5 или 7 класса. Имея такой разброс в знаниях студентов, преподавателю бывает трудно не только спланировать учебный процесс, но и просто организовать деятельность всех учащихся на уроке.

Не меньшая проблема – наличие у студентов компьютеров дома. Такие “продвинутые” учащиеся часто имеют завышенный уровень самооценки, считают, что изучаемый вопрос они уже знают и задают темп и содержание обучения.

Большая часть студентов воспринимает информатику как “учебно – развлекательный” предмет. Этот стереотип восприятия предмета существует не только у них, но и среди родителей, преподавателей других дисциплин.

Следующей проблемой является невозможность обеспечить каждого студента отдельным компьютером. Им приходится работать в парах. И не всегда подбор этих пар является удачным. Они порой формируются стихийно или по принципу “слабый” - “сильный”. С одной стороны это хорошо. “Сильные” учащиеся помогают “слабым”. Но в погоне за высокой отметкой инициатива при выполнении задания оказывается в руках более “сильного”. И если в практическом задании не просматривается деятельность каждого студента, то в итоге оценка выставляется за качество выполнения задания в целом, а не каждого учащегося в отдельности. Работа в парах не позволяет осуществлять объективную оценку уровня знаний и достижений каждого студента.

Для разрешения всех этих проблем мною используются различные подходы, главным из которых является индивидуализация обучения. Невозможно разрешить вышеперечисленные проблемы без учета индивидуальных особенностей и индивидуального уровня обученности каждого учащегося. На протяжении многих лет я использую в своей работе элементы индивидуальной технологии обучения. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как я организую самостоятельную деятельность учащихся в компьютерном классе при работе вдвоем.

1. Все практические задания делятся на две линии (два варианта). Учащиеся, работающие в паре, выполняют свою линию (вариант). Это позволяет объективно оценивать практические умения каждого студента. С другой стороны, эти линии взаимосвязаны между собой, т.е. качество выполнения задания первым учащимся влияет на качество выполнения задания другим. При этом повышается ответственность и взаимовыручка при совместной работе.

2. По каждой теме разработаны многоуровневые задания (базовый, оптимальный и расширенный уровни), что позволяет организовать учебную деятельность всех категорий учащихся, независимо от уровня их подготовки.

3. В заданиях имеются вопросы для самостоятельной работы. Они позволяют организовать деятельность второго студента на время, пока первый выполняет практическое задание.

4. Если в классе имеется сеть, то можно проверять задания на компьютере преподавателя по мере их выполнения, сразу же разбирая и комментируя ошибки, допущенные при их выполнении.

5. Использование элементов индивидуальной технологии обучения повышает интерес к предмету, а организация деятельности студентов в парах повышает качество обучения и объективность оценивания их знаний.

Ниже приведены примеры некоторых практических работ по информатике.

MS WORD

Практическая работа “Создание, редактирование и сохранение текстового документа”.

Цель работы: освоение технологии создания, редактирования и сохранения текстового документа.

Линия 1

Линия 2

Задание 1.1. Открытие и сохранение документа.

1.Создайте на рабочем столе папку под своим именем

2. Наберите в Word в текст:

Под редактированием понимается внесение каких – либо изменений в существующий документ.

3. Сохраните этот текстовый файл в своей папке под именем Текст1 (Файл => Сохранить как)

4. Выйти из Word.

1. Создайте на рабочем столе папку под своим именем

2. Наберите в Word текст:

Элементарные операции редактирования сводятся к вставке или удалению символа.

3. Сохраните этот текстовый файл в своей папке под именем Текст2 (Файл  => Сохранить как)

4. Выйти из Word.

Задание 1.2.

1. Откройте файл Текст1

2. Внесите изменения в текст:

Редактирование – это внесение каких – либо изменений в существующий документ.

3. Сохраните изменения в файле Текст1. (Файл  => Сохранить)

1. Откройте файл Текст2

2. Внесите изменения в текст:

Элементарные операции редактирования – это вставка или удаление символа.

3. Сохраните изменения в файле Текст2. (Файл  => Сохранить)

Ответьте на вопрос:

чем команда Файл  => Сохранить как отличается от команды Файл  => Сохранить ?

Линия 1

Линия 2

Задание 2.1. Редактирование текстового документа.

1. Откройте файл Девочка, находящийся в папке Мои документы =>Текстовый редактор.

2. Приведите текст к виду:

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Все это правда, а не бред,
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали,
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.






3. Сохраните отредактированный файл в своей папке на рабочем столе под именем Стих 1.

4. Ответьте на вопросы:

В какой системе счисления написано стихотворение? Переведите числа в десятичную систему счисления.

1. Откройте файл Рассеянный находящийся в папке Мои документы =>Текстовый редактор.

2. Приведите текст к виду:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

3. Сохраните отредактированный файл в своей папке на рабочем столе под именем Стих 2.

4. Ответьте на вопросы:

Какие клавиши используются для разрезания или соединения строк?

Линия 1

Линия 2

Задание 2.2. Редактирование текстового документа.

1. Используя команды Копировать и Вставить наберите текст по образцу:

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзинку,
Картонку
И маленькую собачонку
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзинка,
Картонка
И маленькая собачонка





2. Сохраните текст в свою папку на рабочем столе под именем Багаж1

1. Используя команды Копировать и Вставить наберите текст по образцу:

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзинка,
Картонка
И маленькая собачонка
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзинка,
Картонка…
Товарищи! Где собачонка?

2. Сохраните текст в свою папку на рабочем столе под именем Багаж2

Задание 2.3.

1. Откройте файл Багаж 2 (создайте его, если вы работаете одни) и скопируйте текст в буфер обмена.

2. Вставьте скопированный текст в конец текста, находящегося в файле Багаж 1.

3. Заменить во всем тексте слово Диван на слово Тахта, используя команду Правка  => Заменить.

4. Сохранить изменения в свою папку под именем Багаж.

1. Откройте файл Багаж 1 и скопируйте текст в буфер обмена.

2. Вставьте скопированный текст в начало текста, находящегося в файле Багаж 2.

3. Заменить во всем тексте слово Чемодан на слово Рюкзак, используя команду Правка   => Заменить.

4. Сохранить изменения в свою папку под именем Багаж.

Показать работу преподавателю

Удалить свою папку с рабочего стола

Программа презентации PowerPoint.

Зачетная работа.

Цель работы: создание фильма – презентации для проведения классного часа в группе по теме “О вреде курения, пьянства, наркомании”.

Домашнее задание: подобрать материал по темам:

1. Курение:

– Влияние курения на организм человека;
– Статистика заболеваемости;
– Курение и женская красота;
– Предложите свою тему.

2. Пьянство:

– Влияние алкоголя на организм человека;
– Алкоголь и подростки;
– Алкоголь и будущее потомство;
– Статистические данные по теме;
– предложите свою тему

3. Наркомания.

– Почему возникает наркотическая зависимость?
– Влияние наркотиков на организм человека.
– Статистические данные по теме.
– Предложите свою тему.

Создание фильма – презентации:

1 линия

2 линия

1. Вставьте в фильм 3 – 5 новых слайдов типа: титульный лист, заголовок и текст, текст и рисунок.

2. Оформите титульный лист, написав название фильма и свою фамилию.

3. На втором слайде напишите заголовок “Содержание” и название своей части фильма. Например: “Влияние курения на организм человека”.

4. Сделайте гиперссылку со 2 слайда на 3 слайд и обратно

5. Выберите фон.

6. Сделайте свои слайды скрытыми.

7. Создайте в графическом редакторе рисунок или подберите его из коллекции СlipArt. Вставьте его в слайд или сделайте подложкой

8. Оформите все свои слайды

9. Задайте эффекты перехода между слайдами и эффекты появления текста

10. Настройте время показа каждого слайда.

11. Сохраните фильм.

1. Откройте файл созданный на первой линии.

2. Допишите свою фамилию на титульный слайд.

3. Добавьте 3–5 новых слайдов, выбрав их тип (текст и рисунок или заголовок и текст).

4. На втором слайде, созданном на первой линии допишите название своей части фильма. Например: “Статистика заболеваний среди курильщиков”

5. Создайте гиперссылку со 2 слайда на начало своей части фильма и обратно.

6. Сделайте свои слайды скрытыми.

7. Создайте в графическом редакторе рисунок или подберите его из коллекции СlipArt. Вставьте его в слайд или сделайте подложкой

8. Оформите все свои слайды и заключительный слайд.

9. Задайте эффекты перехода между слайдами и эффекты появления текста

10. Настройте время показа фильма для защиты презентации.

11. Сохраните фильм.

 

Аналогично составляются практические задания по всем темам курса информатики.