Цель урока.
Показать целостность художественного образа, созданного в разных видах искусства, и специфику его выражения языком поэзии, прозы и живописи.
Задачи урока.
Развивать речь детей, выразительность чтения и умение анализировать поэтические произведения.
Учить видеть и слышать прекрасное в произведениях литературы и искусства, а через них и в повседневной жизни.
Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Оборудование урока.
Репродукция с картины А.Пластова «Первый снег»; бусы из бисера; творческие работы детей.
План урока.
Введение в тему урока.
Учитель.
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом…
Сегодня – вдруг исчезло лето:
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет.
На экране репродукция с картины А.А.Пластова «Первый снег». ( Название картины закрыто. Пауза. Идет процесс осмысления.)
Вопросы.
Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
Как художник передал настроение детей?
Как бы вы назвали эту картину?
Наблюдали ли вы подобный зимний пейзаж?
Как выразили свое отношение к этому явлению природы?
(Обсуждение идет в форме дружеского и заинтересованного внимания к высказываниям каждого ребенка. Зачитываются отдельные отрывки из сочинений детей и стихотворение одной ученицы.)
– В тот день, первого октября, неожиданно пошел снег. Он как будто бежал…
– Наступила осень. Но не успели пожелтеть все листья, как на землю упал первый снежок. Он был легкий, как пух птенца, а дорожки все стали, как парное молоко. Так и хотелось попробовать…
– Я увидела, как за окном большими белыми хлопьями посыпался снег. Меня это очень поразило. На душе было светло и радостно. Все деревья за минуту были в снегу, как в свадебном наряде…
– Снежок, снежок порхает.
Весь двор наш замело.
Снежок, снежок летает
На улице бело.
Учитель или подготовленный ученик.
Аркадий Александрович Пластов – сын крестьянина-иконописца получил художественное образование в Москве, но подолгу жил и работал в родном селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Здесь он находил темы для своих работ, собирал этюдный материал. В его картинах природа и человек неразделимы .
В своей работе «Первый снег» Пластов создал бесхитростную картину сельской жизни. Двое малышей на крылечке деревенского дома встречают приход зимы, радуясь первому снегу. Снег покрыл землю, лег на крыши домов, осыпал ветки старой березы в палисаднике бревенчатого дома. Все вдруг сказочно преобразилось.
Пауза.
Учитель. Вспомните, не встречалось ли нам описание такого сказочного преображения в литературе?
Дети.
Это рассказ Паустовского «Первый снег»…
Там тоже описывается первый снег, но только он шел ночью, когда все спали, а автор все равно почувствовал что-то странное и проснулся…
Ответы других детей.
Учитель. Вчитайтесь еще раз в произведение Константина Дмитриевича Паустовского. Что поразило автора, когда он проснулся?
Дети.
– Наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой».Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад.
– Белый ровный свет наполнял комнату…за окном все было снежно и безмолвно.
– В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг нее переливался желтоватый круг.
– За два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Учитель. Каков тон описания первого снега?
Дети.
Тон спокойный, ровный, размеренный, автор говорит без спешки, с любовью ко всему окружающему.
Снег сыпался с ветки клена, как стеклянный дождь, падающий с елки.
С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки.
Когда на них осторожно дышали, они превращались в чистые капли воды, потом смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Учитель. А в лесах?
Дети.
Ничто не вызывало ни тревоги, ни беспокойства.
«В лесах торжественно, светло и тихо».
Физминутка для глаз «Проследи полет снежинки».
Переход к теме урока.
Учитель. Можно сказать, что в природе чувствовалось умиротворение, то есть полный покой. Мы с вами полюбовались первым снегом, его красотой вместе с художником А. Пластовым и писателем К. Паустовским , побывали в деревне и в лесу, а поэт А. Пришелец увидел свою снежинку на городской улице. Давайте обратимся к вашему воображению и чувствам. Закройте глазки и послушайте.
(Учитель читает стихотворение А. Пришельца «Снежинка», делая паузы, давая возможность детям представить картину, описанную поэтом.)
Учитель. Что можно сказать об этом стихотворении?
Ответы детей.
Работа над стихотворением.
Самостоятельное прочтение стихотворения про себя, словарная работа.
Коллективная работа, чтение по отдельным строфам, обсуждение и анализ стихотворения.
Учитель. Какой вы видите снежинку в начале стихотворения, и как автор относится к ней?
Дети.
– …робкая, несмелая, словно чего-то боится, предчувствует беду.
– …легкая, красивая, словно пушинка.
– …одинокая, рядом с ней нет ее подруг и друзей.
– …он любуется ею, и в то же время за нее тревожится.
– …боится, что грубый сапог ее красоту может раздавить.
– …он решает ее спасти, потому что он добрый.
– …его желание спасти снежинку так велико, что он забывает о том, что может случиться беда.
Учитель. Что вы слышите в заключительных строках стихотворения?
Дети. В голосе автора слышится печаль и тревога, он как бы извиняется за свою ошибку.
Учитель. А что чувствуете вы?
Дети.
– Нежность и грусть переполняют мое сердце.
– Мне жаль снежинку, я грущу вместе с автором, ведь снежинка превратилась в слезинку.
Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Сравнительный анализ поэтических произведений, общих по теме.
Учитель. В чем сходство поэтического образа, созданного разными авторами?
Дети.
– В том и в другом стихотворении описан первый снег.
– Обе снежинки красивые, пушистые.
– Каждая из снежинок падает одна.
– Ту и другую подстерегает опасность.
Учитель. А в чем вы видите различие?
Дети.
– У Пришельца снежинка робкая, тихая, нерешительная, она падает вниз, а у Бальмонта снежинка смелая, умелая, легко проносится, то есть быстро пролетает.
– У Пришельца снежинка неуверенная в себе, в своем движении, а у Бальмонта она целеустремленная, несмотря на возможную беду, просится на землю.
– У Пришельца снежинка беззащитная, а у Бальмонта - готовая за себя постоять.
Учитель.
Какая снежинка вам ближе и почему?
Пофантазируйте, как сложится судьба этих двух снежинок?
(Работа в группах, ответы детей.)
Учитель. А вот какая загадочная история произошла однажды со мной.
(Читает)
Снежинку однажды я повстречала.
Она о судьбе мне своей рассказала:
– Была ведь я маленькой каплей воды,
Нас много таких населяло пруды.
Я вместе с подружкой резвилась, бывало,
А солнышко ласково нас пригревало.
Однажды, о чудо, вдруг стала я легкой,
А ветер понес меня к тучке далекой
Здесь много других подруг повстречала
И землю свою с высоты увидала.
Все вместе мы в тесном кружочке играли
Порывы холодного ветра нас к северу гнали.
Мороз нам узоры свои подарил
И всех нас с любовью домой отпустил.
Но я задержалась где-то в пути,
Родную дорожку мне трудно найти!
И вот я упала к тебе на ладошку,
Может погреешь меня ты немножко?
(Пауза.)
Учитель. Какой вам представляется эта снежинка?
Дети.
– Видно, что это еще маленькая девочка, она любит играть, веселиться.
– Снежинка – девочка просит тепла и ласки, но она не догадывается, чем ей это грозит.
Учитель. Как бы вы ей ответили?
(Работа в парах, обсуждаются предложения, рифмуется коллективный ответ.)
Нет, лучше твою красоту сберегу
Счастливых подружек найти помогу.
Учитель. Озаглавьте текст.
(Ответы детей обсуждаются.)
Учитель. Какие же средства художественной выразительности вы могли бы отметить в процессе анализов этих стихотворений?
(Ответы детей.)
Физминутка.
(Движения сопровождаются коллективным чтением.)
Девочки. Мы снежинки, мы
пушинки
Покружиться мы не прочь. ( Кружатся)
Мы снежинки - пушинки
Мы танцуем день и ночь. ( Танцуют)
Мальчики. Мы деревья побелили
–
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли. ( Показывают )
Все.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок. (Берутся за руки, образуют
тесный круг)
Какое задание на дом хотели бы получить?
Выучить наизусть и выразительно прочитать стихотворение, которое понравилось больше.
Выучить оба стихотворения.
Сочинить продолжение истории.
Сочинить свое стихотворение на эту тему.
(Дети самостоятельно делают выбор.)
Итог урока.
Учитель. Что объединяет эти стихотворения?
Ответы детей.
– Эти стихотворения объединяет надежда на то, что снежинки не пропадут и не погибнут.
Учитель. Их объединяет надежда на будущее?
Ответы детей.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Какой эмоциональный заряд вы получили?
Ответы детей.
Факультативный курс по развитию речи «Поэтические минутки» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Тема. «История снежинки».
Цель.
Обучение речевому общению детей через стихотворную форму и развитие их творческих способностей.
План занятия.
Мобилизующий момент.
Участники спецкурса располагаются за общим столом в школьном «Уголке радости», где помещаются детские стихи под рубрикой «Поэтические искорки».
Речевая разминка.
Отгадай загадки.
Вился,
вился белый рой
Сел на землю
– стал горой.
Зимой в поле
он лежал
Весной в
речку убежал.
(Снежок)
С неба
звезды падают,
Лягут на
поля.
Пусть под
ними скроется
Черная
земля.
Много, много
звездочек
Тонких , как
стекло;
Звездочки
холодные,
А земле
тепло.
(Cнежинки)
Подбери рифмующиеся слова.
Снежок, пушок, ветерок, дружок, огонек…
Снежинка, пушинка, картинка, слезинка…
Редактирование поэтического текста.
Дети по желанию объединяются в творческие группы и обсуждают заготовленные творческие работы. Учитель дает индивидуальные консультации, с последующей беседой по теории литературы.
Учитель.
К какому жанру литературы вы относите свою работу? (Сказка, рассказ, стихотворение.)
Прослеживается ли сюжет в ваших работах? (Завязка, кульминация , развязка событий .)
Какие средства художественной выразительности прослеживаются в ваших работах? (Сравнения, эпитеты, олицетворение.)
Герой вашего стихотворения, каков он?
Каков тон вашего стихотворения?
Ответы детей.
Выступление перед аудиторией слушателей. Чтение стихов собственного сочинения по теме «История снежинки».
Все вокруг белым-бело,
Белым снегом занесло.
Он к окошку подлетает
И свой танец начинает.
Эти легкие снежинки
Кружат всюду, как пушинки.
Зубарева ОляМоре слегка испарилось,
Наполнило тучку водой.
И вот родилась здесь снежинка
С белой пушистой каймой.
Кристальные звезды, кружась, опускались
Водя над землей хоровод.
К земле они весело мчались,
Радуя русский народ.
Жаворонков ПавелПервый снег пушистый за моим окном.
Он ковром ложится, точно серебром.
Первая снежинка, словно как пушинка, в воздухе кружит.
А вторая следом, будто птица в небе, в гости к нам спешит.
Третья показалась – спряталась опять.
Хочется снежинке со мной поиграть.
Где же ты, снежинка, где тебя искать?
Наберусь терпенья, буду ее ждать.
Гапиенко Юля
Юные поэты получают одобрение сверстников и учителя и пожелание дальнейших успехов.
Итог занятия.
Учитель.
Что нового вы узнали на занятии?
Что особенно понравилось?
Какую тему будущего занятия вы бы предложили?
В заключении хочу напомнить, что развитие речи детей в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. Специфика решения этой задачи на уроках литературного чтения связана с тем, что работа по развитию речи является неким комплексом, включающим работу над техникой и выразительностью чтения; смысловой анализ текста; творческую речевую деятельность детей.
Анализ литературных произведений в сочетании с созданием собственных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
Факультативный курс «Поэтические минутки» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а является целесообразной составляющей всего процесса обучения по развитию речи. Здесь прослеживается сотрудничество учителя, учащихся, а так же детей между собой на основе принципов и методов системы Л.В.Занкова.
Это высокий уровень трудности и поисковая деятельность детей. Надо перебрать массу слов, чтобы они подошли по значению, ритму, рифме и эмоциональной окраске.
Новизна и ведущая роль теоретических знаний. Это соединение изученного и нового материала, опора на опыт детей. Сначала даются понятия поэзии, разных видов рифм, ритма, а потом подбираются рифмующиеся строки, выбираются лучшие варианты, будится мысль. Работа направлена на успех.
Целенаправленное развитие всех детей, как сильных так и слабых. В коллективной работе все дети равны, в индивидуальной – развиваются способности каждого. Одни дети придумали стихотворение, выучили и рассказали, другие только выучили и нарисовали иллюстрацию, некоторые только послушали и по аналогии придумали свое четверостишье. В такие минуты царит доброжелательность и заинтересованность всех в процессе познания.
Результативность работы факультативного курса на разных этапах, и контроль за исполнением программы осуществляется через выступления перед аудиторией слушателей разного контингента: сверстников, родителей, воспитателей, учителей, а так же через включение работ в общую «Поэтическую тетрадь» - что является оценкой их творческого труда, обращение к уму, воле и чувствам детей.