Организация образовательной деятельности дошкольников имеет свои особенности. Так как дошкольный возраст – период игр, а не учения, то мы разработали различные предметные факультативы, которые расширяют познавательную сферу детей, возбуждают их любознательность, стимулируют к поиску информации. В процессе игр и занятий выявляя интересы детей, педагоги готовят места для образовательных проб дошкольников, закрепляя их положительные результаты и подбирая новые методы при неудачах.
В нашей разновозрастной группе дети поделены на подгруппы в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Зная, что дети обучаются через подражание, образовательный процесс строится также с учетом взаимодействия детей разных возрастов, поэтому часть занятий проводится фронтально. В занятиях один вид деятельности часто сменяет другой. Это обеспечивает хорошую работоспособность детей, производительность внимания на занятиях. Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Общение с детьми проходит в непосредственной дружеской форме. Ребенок имеет право на любое поведение и даже отказ от занятия. Задача педагога - сделать занятие привлекательным и интересным для любого ребенка. Процесс обучения детей становится творческим, без догм и правил. Единственное правило: всем должно быть интересно, и взрослые, и дети охвачены единым порывом творчества. На занятии все чувствуют себя раскованными, хоть педагог и является ведущим на занятии, любой ребенок может взять инициативу на себя и “повернуть” занятие в сторону своего интереса. Конечно, каждое образовательное мероприятие имеет свою цель и задачи. При этом педагог чутко реагирует на эмоциональное состояние детей и направленность их интересов. В его “ассортименте” всегда много различных форм проведения занятий и если что-то “не пошло”, то это всегда можно заменить другим. На этом примере дети учатся быть гибкими и внимательными к своему окружению.
Постепенно вырабатывая положительную
установку на занятия, педагоги достигают
успешного усваивания необходимых знаний у всех
воспитанников, позволяя ребенку выбрать свой
темп, ритм в усвоении знаний. Курс программ
построен на последовательности обучения –
от простого к сложному, он систематизирует
знания, полученные на разных занятиях. Человек
движется в своем развитии, опираясь на
предыдущий опыт. Включение опыта ребенка
происходит на каждом этапе освоения нового
знания. Ребенку важно понимать, ощущать, что
учебная деятельность связана с тем, что есть у
него лично. Работа со знакомым, понятным
материалом на каждом этапе открывает ему новые
знания. И ребенок приобретает новый опыт.
Одной из особенностей образовательных программ
является осуществление продуктивной
деятельности и использование групповых
форм работы. Педагоги стимулируют детей к
созиданию, так организовывая свои занятия, чтобы
дети в итоге пришли к созданию какого-либо
продукта. На занятиях по прикладным видам
деятельности – это поделки; на занятиях по
окружающему миру, математике, чтению,
английскому языку – составление собственных
альбомов, тетрадей - “помощников”, куда дети
вклеивают, зарисовывают необходимый по их мнению
материал. Это и создание собственных книг, игр,
плакатов и другого рукотворного материала.
Групповые формы работы помогают мобилизоваться для работы всем ребятишкам, даже тем, кто испытывает смущение перед сложным заданием. Совместные действия по созданию единой работы сплачивают детей, с одной стороны, с другой, позволяют проявиться индивидуальности каждого. В процессе совместной деятельности дети как помогают друг другу, так и соперничают, часто стремятся сделать все индивидуально. Педагог, работающий с группой, следит за тем, чтобы работа выполнялась сообща, помогает детям в сложных ситуациях, обучая их коллективному творчеству.
Образовательный процесс продолжается и после окончания занятий. В дошкольном учреждении предполагается работа со средой, специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой личный интерес. Эти специально организованные места проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы являются условиями становления его индивидуальной образовательной программы. Такие места организуются для всех детей и все дети в них участвуют. Каждое пространство насыщено материалами, позволяющими ребенку прожить тот или иной интерес. Переходы между зонами свободны. И в течении дня ребенок может свободно перемещаться, следуя своему естественному желанию и интересам.
Наполняемость зон зависит также от
особенностей детей группы. Совместное
пребывание детей разного возраста в одной и той
же зоне не всегда говорит об общности их
интересов, каждый ребенок по своему осваивает
данную зону. Предусмотрены разные уровни
усвоения материалов. Зоны максимально
насыщаются разнообразным развивающим
материалом с учетом возрастных и личностных
особенностей детей, посещающих группу.
Пространство, где находятся дети в течении дня,
делится на специально организованные зоны:
развивающая зона; зоны отдыха, в т.ч. зоны
уединения; игровые зоны; зона
перевоплощений; учебная зона; зона развития
трудовых и бытовых навыков; зоны проб;
зона достижений; зона презентаций; зона
“сброса”.
РАЗВИВАЮЩАЯ зона – это пространство,
которое насыщено разнообразным материалом
обучающего характера. Дети могут избирательно
реагировать на него. Кому-то этого количества
достаточно, кому-то хочется больше, а кто-то может
вообще его проигнорировать. Задача данной зоны –
помочь ребенку информационно насытиться в той
мере, в какой ему необходимо. В этой зоне
находятся специальные стеллажи и шкафчики, где
игровой обучающий материал может находиться как
в открытом варианте, так и в закрытом,
“сюрпризном”. Например, один из шкафов может
представлять собой стеллаж с ящичками, в которых
раскладываются материалы по развитию речи,
математике, окружающему миру. В нижних ярусах –
задания попроще, рассчитанные на детей помладше,
чем выше расположены ящички, тем сложнее в них
задания. Ребенок заранее не знает, какие задания
сегодня находятся в каждом ящике, потому что
каждый раз с определенной периодичностью
педагоги меняют задания, таким образом постоянно
стимулируя интерес ребенка.
Решая какую-то свою внутреннюю задачу, ребенок
может пробовать свои силы, отрабатывать
какой-либо навык столько раз, сколько ему
необходимо, чтобы почувствовать удовлетворение
от решения проблемной задачи. Поэтому в группе
обязательно должны быть МЕСТА (зоны) ПРОБ. Это то
личное пространство, которое позволяет ребенку
без страха и напряжения, свободно и естественно
отрабатывать необходимые действия. Всевозможные
альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы
бумаги и т.д. – все, что является достоянием
одного ребенка, его собственностью. И доступ к
этому можно получить лишь с разрешения самого
ребенка. Все, что делается детьми в этих зонах, не
подлежит критике. Это пробное поведение ребенка
разворачивается в условиях свободного
поведения, без директивных вмешательств
взрослых, без указаний и команд, что создает
условия для формирования самостоятельности у
ребенка в определении режима своей работы.
Тем не менее, существуют и ЗОНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ЗОНЫ
ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. Это как раз те места, куда
ребенок может поместить свои работы, как признанные
им в качественном плане, где ребенок может
проявить себя, как человек, достигнувший
определенного успеха. В этих зонах помещаются те
работы, которые показывают определенный уровень
достижений ребенка. Конечно, данные работы могут
быть подвергнуты критике со стороны зрителей
(детей группы, например). При этом ребенок должен
быть сознательно готовым к подобной ситуации
и суметь адекватно проявить себя в ней
(объяснить, отстоять свою точку зрения). В
групповом пространстве размещается Доска
достижений, на которой фиксируется успехи
ребенка, приобретение им определенных навыков
умений в виде различных графиков
совершенствования разнообразных “техник”.
Каждая следующая работа ребенка сравнивается с
его предыдущей работой, а не с групповым
стандартом. Таким образом, закладывается
положительная самооценка ребенка и
предупреждается возникновение школьной
тревожности.
Зона достижений разделена на части: выставки работ, оцениваемых в плане демонстрации детям их достижений в приобретении навыка или умения и выставки продуктов художественного творчества, которые становятся предметом самостоятельной ценности вне зависимости от художественных достоинств. Работы, отражающие достижения ребенка в плане развития навыка или умения, размещаются на доске достижений. Место для выставки детского творчества находится в игровом пространстве, поскольку там располагаются продукты нерегламентированной деятельности, приближающейся к игровой. И эти продукты рассматриваются как самовыражение детей, их самореализация, а не то, что находится в области целенаправленного обучения навыкам.
Организация ЗОНЫ развития БЫТОВЫХ И ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ помогает в решении различных педагогических задач – от тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики до развития навыков самообслуживания и самоорганизации. Эта зона может быть представлена специальным стеллажом, где расположены необходимые материалы для ручного труда (молоточки, гвозди и другие инструменты – для мальчиков, пяльцы, нитки, иглы, пуговицы и т.д. – для девочек), мозаика, пластилин, дощечки, стеки, глина, салфетки, стаканчики, формочки, краски, бумага, кисти и т.п. Рядом расположены столы, на которых дети могут осуществлять разнообразную прикладную деятельность, оснащенные необходимыми подставками, различными поверхностями (например, для рисования, для вбивания гвоздей, для лепки из глины).
ЗОНЫ ОТДЫХА И УЕДИНЕНИЙ помогают ребенку в регуляции своего эмоционального состояния, дают возможность дошкольнику переключаться, обособиться. Это могут быть специализированные стационарные “уголки отдыха” с набором мягких подушечек, пуфиков, отделенные тканью по типу будуара или всевозможные “домики”, которые могут возникать стихийно, достаточно просто накинуть легкое полотно (или специальный чехол) на столы.
ЗОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ дает возможность ребенку попробовать себя в разных ролях, буквально примерить разные типы поведения, стили общения, что значительно расширяет ассортимент его коммуникативных возможностей. Эта зона насыщена элементами костюмов различных персонажей (животных, птиц, людей, вымышленных созданий). Зеркало и маленькая “гримерка” помогут перевоплощению еще больше. Хорошо, если в группе есть подиум, с его помощью возможна личностная коррекция. Подиум может использоваться и как место ПРЕЗЕНТАЦИЙ детских работ, выполненных индивидуально или группой.
ЗОНА “СБРОСА” - это не статичное место, а ситуативно организованное пространство, где в определенное время дети могут пошуметь, покричать, активно бесконтрольно подвигаться, сбрасывая накопившееся напряжение. С этой целью можно использовать спортивный зал во “внеурочное” время, как правило во вторую половину дня. Это может быть и “мешок для шума”, куда ребенок может просто покричать.
УЧЕБНАЯ ЗОНА – это специально организованное пространство с наличием парт и доски – как элементов школьной атрибутики. В этой зоне могут проходить занятия по подготовке к школе со старшими дошкольниками. Наличие в этой зоне библиотечки для самостоятельного чтения, стеллажей для самостоятельной работы в альбомах и по карточкам помогают развитию самоорганизованности.
ИГРОВЫЕ ЗОНЫ – оборудованные “уголки” или комплексы, позволяющие детям реализовать свои потребности. Это всевозможные “Парикмахерские”, “Магазины”, “Кафе”, “Квартиры”, “Кухни” и т.д. Это и места для игр с водой и песком, конструкторами, строительным материалом. Игровые зоны должны быть насыщены игрушками для детей всех возрастов, посещающих группу.
Педагоги, организовывая
образовательную среду для детей, стремятся
сформировать у воспитанников позитивное
отношение к учебе, стремление к познанию,
трудолюбие, сознательное отношение к учебе и
труду, самостоятельность, чувство уверенности в
себе.
Из тьюторского дневника (описание занятий).
3.12.2003 г. В этот день в группе находилось 9 детей в возрасте от 3 до 6 лет (самые старшие – Артем и Костя (6 лет), Наташа (5,5 лет), Лера, Катя, Алена (4 года), Кристина, Саша, Таня (3,5 года), Юля (3 года). Я пришла в группу после сонного часа. Дети приводили себя в порядок после сна. Затем они занялись свободной игрой.
Сегодня в группе было вывешено саше с 16-ю прозрачными карманами. С одной стороны Катей (воспитателем, ведущей факультативный курс “Дошкольная академия естественных наук”) были размещены материалы по географии – книги с объемными картинками “Африка”, “Азия”, “разукрашки” с изображением обитателей тех материков, с которыми дети уже познакомились, листы с изображением контуров материков для самостоятельного нанесения рельефов. В тот момент, когда заполнились кармашки с материалом по географии, Лера, Катя, Алена, Таня очень активно начали рассматривать книги с объемными картинками. Мальчики в этот момент занимались свободным рисованием. Затем они перешли от столов на игровой коврик и занялись постройкой роботов из конструкторов.
Я предложила детям пообщаться. Мы сели в кружок и поговорили о предстоящем празднике. Дети поделились своими ожиданиями. Затем мы решили, что праздник веселее, когда на нем звучит музыка и веселые песенки. Озорная мелодия создает веселое настроение и я им поделилась с детками через песню “Снежок”. Ребятишкам песенка понравилась и мы начали ее разучивать. Выучив 1-й куплет и припев, мы договорились петь ее каждый день, чтобы выучить всю. Отправляясь играть, некоторые дети напевали песенку. Костя и Артем занялись любимым рисованием. Рисуя, Костя напевал песню, придумывая свои слова. Я, находясь в другом пространстве группы, подпевала, на что Костя повернулся и сказал, что он придумывает свою песенку. Я его поддержала.
Поскольку детей было немного, я решила провести фронтальное занятие по математике, не деля детей на возрастные подгруппы. Мы встали в кружок и сыграли в установочную игру “Прозвенел уже звонок…” Расположившись на коврике, поиграли в те пальчиковые игры, которые предложили дети. А затем я показала им более сложную игру “Паучок”, требующую слаженной координации пальцев обеих рук и произвольности движений. Старшие дети ловко выполнили упражнение. Малыши усиленно трудились, пытаясь совладать со своими пальчиками. Костя, который уже успешно выполняет подобные упражнения, проговорил: “А я уже хорошо умею паучка делать, а раньше у меня не получалось, но я потренировался и теперь у меня получается.” Артем и Наташа тоже сказали об этом же. Мы поддержали малышей, пообещав им, что у них тоже со временем будут получаться такие сложные упражнения.
Перейдя на стульчики, стоящие полукругом, дети расселись, и я предложила им поиграть в игру “Угадайку”: детям надо было посмотреть на объемную цифру и назвать ее. Я поочередно выкладывала цифры на ковер, дети стремились как можно раньше ее назвать, опередив других. Сыграв так пару раз, я предложила им взять себе любую понравившуюся им цифру и всем вместе составить числовой ряд. Старшие дети называли поочередно числа, дети выкладывали их в ряд. В процессе составления числового ряда старшие руководили – они помогали младшим правильно разместить их цифру. Далее мы называли соседей чисел. Наташа, Артем и Костя (“помощники”) следили, чтобы ребятишки правильно выполняли задания, помогая им в случае затруднения. Все дети по очереди вышли в центр и показали заданное число и его “соседей”. Поощряя друг друга аплодисментами, все успешно справились с этим заданием. Потом мы начали превращать цифры в числа. Каждый выбрал понравившуюся цифру – знак и нашел себе место в группе, где он займется превращением. Затем дети подошли к столу, на котором я разложила различные предметы: палочки разного цвета и длины, геометрические фигуры – прямоугольники, квадраты, круги (разные по цвету, величине). Я предложила детям выбрать те предметы, которые помогут им правильно превратить цифру в число – выложить то количество предметов, которое обозначает их цифра. Дети выбрали предметы и расположились на своих местах, выкладывая их либо возле цифр, либо прямо на них. Старшие дети-помощники, выполнив свое задание, стали подходить к младшим, помогая им. Затем дети, убрав все с полу, поменялись цифрами и стали опять выкладывать возле них соответствующее количество предметов. На этот раз некоторые дети предпочли выполнять задание совместно.
В процессе выполнения данного задания большинство детей занялись постройками из фигур. Я попросила их принести мне цифры и предложила сделать из фигур что-нибудь интересное. Дети увлеклись конструированием. Кто-то, поманипулировав с фигурками, ушел играть в другие пространства группы, кого-то этот процесс увлек надолго. Часть детей также предпочла делать что-то сообща. У младших детей получались либо абстрактные картинки, либо изображения геометрических фигур. Старшие мальчики принялись конструировать роботов. Я предложила детям пройтись по ковру и посмотреть на готовые работы. Дети, возле чьих работ останавливалась группа, рассказывали о том, что они сделали. Самыми интересными оказались работы Кости и Артема. У Кости робот получился большим и плоским, сделанным из цветных палочек разной величины и прямоугольников. У Артема – робот получился невысоким и объемным. Мы совместно обсудили достоинства обеих работ, сравнив их между собой.
Пока дети убирали игровой материал (конечно не все, так как часть предпочла уйти в игровой уголок), я разложила на столе в противоположной части комнаты шифоновые разноцветные полотна и пригласила детей поиграть с платочками. Девочки с интересом откликнулись, а старшие мальчики перешли в игровую часть комнаты, чтобы продолжить конструировать роботов из конструктора.
С девочками мы сыграли в “Морскую игру”, поработав над произвольностью движений и дыхания. Сложив платки на столе, мы встали в круг и поиграли в установочную (на завершение занятия) игру “Карусели”. После чего дети разошлись по группе играть в соответствии со своими интересам.
Пока дети играли, я разместила саше в другом месте и начала заполнять его новыми материалами.
С обратной стороны я поместила в кармашки материал разного уровня по чтению. В нижнем 8-ом кармане - книги “Азбука для малышей”, “Живой букварь”. В 7-м кармане – “Игровой материал с буквами и цифрами”. В 6-м кармане – карточки-“песенки” с гласными. В 5-м – карточки-“песенки” с парами букв: согласная + гласная, гласная + гласная. В 4-м – альбомы и тетради для чтения, где тексты написаны крупным печатным шрифтом. Тексты подобраны в соответствии с интересами детей, умеющих читать (5-7 лет). В 3-м кармане - двусторонние карточки, обтянутые полиэтиленом, из набора “Пишем красиво” (Зайцева). Во 2-м кармане – карточки с короткими текстами для чтения на отработку труднопроизносимых звуков. В 1-м, расположенном выше всех – слова для чтения и составления словосочетаний, предложений, лингвистических игр (некий “конструктор”).
Ребята время от времени поглядывали в мою сторону. Когда я заполнила все карманы, то обратила внимание детей на саше. Малыши 3-4 лет взяли с кармашков книжки и стали разглядывать их. Рядом я положила коробку с карточками, на которых изображены буквы, причем на некоторых их надо было найти в рисунке. Девочки, быстро скооперировавшись, стали раскладывать карточки в ряды и самостоятельно организовали игру по типу “Что есть у тебя”: “У меня есть буква Б, а у тебя ?” и т.п. Они самостоятельно распределяли роли игроков и ведущего и довольно долго играли в различные варианты игры с буквами.
Мальчики, не отрываясь от своего занятия, поспрашивали меня, что лежит в кармашках. Поскольку они находились на полу и из-за полочек с игрушками им была видна только верхняя часть саше, то они поинтересовались, что за карточки там лежат. Я им объяснила. Дети продолжали заниматься своими делами.
После ужина я взяла из 4-го кармана несколько самодельных книжек и, подойдя к мальчикам, сказала, что эти книги я делала для Андрея и Влада, которые теперь учатся уже во втором классе, но когда-то также, как и Костя с Артемом учились читать. Ребята взяли книжки и стали их рассматривать. Поскольку материал был подобран с “мальчишечьей” тематикой про ракеты, подводные лодки, вертолеты и прочие машины и приборы, то, конечно, он вызвал значительный интерес у детей. Парни тут же сели и стали читать, с удивлением отзываясь: “О, это же про подводную лодку ! О! А здесь есть картинка! Лена, а кто это нарисовал ?” Я ответила им, что эти книги сделаны мной и моими помощниками. Немного поизучав тексты, рассмотрев картинки, Артем вдруг воскликнул: “Костя, а давай свои книги делать !” И мальчишки ринулись к столам. Я дала им чистые тетрадки, помогла оформить обложку. Мальчики стали подписывать свои будущие книги, сравнивая исполнение заголовков друг у друга. Затем они стали выбирать тексты и перерабатывать их для написания своего. Я помогала им при помощи бумажных полосок конструировать новые предложения. По ходу выполнения ребята задавали вопросы: “А здесь точку надо ставить ? Здесь с большой буквы писать ?” и т.п. Они придумывали сложные предложения, тогда как я предлагала им выбрать более простые. Но они настаивали и мне приходилось им немного помогать, “отмеривая” полосками текст. После того, как Артем написал про ракету, ее скорость и части (ступени), он решил сделать иллюстрацию. Перерисовывая картинку из моей книжки, он постоянно спрашивал, что это за часть и для чего она.
Костя писал про вертолет. Поскольку читает он лучше Артема, то свою работу он старался сделать как можно самостоятельнее. Артем периодически заглядывал к нему в тетрадь и реагировал на то, что делал Костя: “А у Кости не так аккуратно. Почему он здесь точку поставил (или не поставил) и т.п.” Мальчики трудились над своими книгами вплоть до прихода родителей за детьми. Каждый раз, когда за кем-либо приходили, мальчики подбегали ко взрослым и показывали свои работы. Они были очень взволнованны в этот вечер. Было видно, что ребята переживают какое-то особенное чувство, связанное с новым видом деятельности.
Артем сильно расстроился, увидев, что за ним пришел отец, так как не успел закончить рассказ про вертолет. Я предложила ему взять с собой книги и закончить рассказ дома. Артем согласился с моим предложением и ушел домой. Костя, оставшись один, попытался поиграть в конструктор, затем вернулся к своей книжке и продолжил работу в ней. Когда за Костей пришла его мама, мальчик показал ей свою книгу. Он с гордостью сообщил, что они с Артемом делают собственные книги.
4.12.2003 г. Когда я пришла во второй половине дня, и пригласила детей на занятия по развитию речи и чтению, мальчики показали мне свои работы. Они уже написали по несколько рассказов, взяв материал из моей самодельной книжки. Воспитатель Катя сообщила, что они все утро посвятили своим книгам. Артем показал, что он сделал дома – дописал рассказ про вертолет и нарисовал картинку, также написал рассказ про прибор – термометр. Я поинтересовалась у мальчиков, хотели бы они продолжить писать еще рассказы. Мальчишки, видимо, реализовав уже свой интерес, сказали, что пока нет…
8.12.2003 г. …Артем попросил меня приготовить для них книгу про роботов, так как он хотел бы сделать свою книжку на эту тему. Я пообещала подготовить для него материал.
19.01.2004 г. …В начале месяца я
обратилась к Артему с просьбой помочь мне
написать книгу. Я подготовила альбом, расчертила
листы, вклеила несколько картинок с
изображениями роботов и написала несколько
предложений “Роботы бывают разные. Они созданы
людьми для решения разных задач.” Мы вместе с
Артемом решили составлять дальше рассказ про
роботов. Он подходит ко мне с просьбами написать
предложения на листе, затем он диктует, а я пишу.
Далее Артем берет лист, садится и переписывает их
в альбом. По ходу работы делает иллюстрации. С
подобными просьбами он обращается ко всем
взрослым… Процесс написания книги длится уже
несколько дней. Наблюдая за мальчиком, я вижу, что
его интерес к этому виду деятельности не
угасает…
С Костей мы решили делать книгу про пиратов. На
новогоднем утреннике он был в образе пирата. С
Артемом последние дни они играют с фигурками
пиратов. Костя начал свою работу с рисунков,
затем начал писать текст, спрашивая в случае
необходимости, как пишется то или иное слово…