"Малышкина школа" как одна из эффективных форм работы по подготовке ребенка к поступлению в детский сад

Разделы: Работа с дошкольниками


В жизни многих молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка, единственного и неповторимого, привыкшего быть в центре внимания своих домашних, приходится отдавать в детское учреждение. Мамы вынуждены отдавать своих крошек, чтобы идти на работу или продолжать учебу.

Некоторые малыши нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. По данным исследований и опыта своей работы мы, воспитатели, видим, что наиболее быстро и безболезненно детки адаптируются до 11 месяцев и после 1 года 6 месяцев. Но, в последнее время все больше стало рождаться детей с патологиями, и многие из них состоят на учете сразу у нескольких врачей-специалистов, ухудшается здоровье малышей, поэтому родители не всегда имеют возможность отдать ребенка в детское учреждение в благоприятный для этого возрастной период, что усложняет адаптацию малыша. Кроме этого, с поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие близких людей, другое общение, новое помещение – все это таит в себе много неизвестного, а значит, тоже создает для него стрессовую ситуацию.

Наше детское учреждение «Лучик» - одно из немногих в городе, где принимают малышей с 5 месяцев. Для того, чтобы адаптация к новым условиям проходила у детей в кратчайшее время и с наименьшей травматизацией для них для них, нами проводится серьезная работа по данному направлению. Остановлюсь на алгоритме нашей деятельности:

– Постоянно изучаем специальную литературу и стараемся использовать современные рекомендации, приемлемые для нас, посещаем МО воспитателей групп раннего возраста по проблеме адаптации детей к д/с;
– в детской поликлинике нами оформлен рекламный щит «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»;
– в группе имеем стенд «Как помочь ребенку в период адаптации» с советами и рекомендациями;
– знакомим родителей неорганизованных детей с опытом работы МДОУ д/с № 9 через выпуск ежеквартальной газеты «Лучик»;
– организуем дни открытых дверей группы;
– используем анкетирование родителей, для того, чтобы подробнее познакомиться с каждым малышом, узнать о его привычках, найти к нему соответствующий подход;
– проводим мониторинговые исследования потребностей родителей, которые дают возможность учесть запросы каждой семьи;
– создаем условия в группе для разнообразной деятельности детей, большое значение при этом придавая двигательной деятельности;
– составляем план работы с неорганизованными детьми, так как работу с ребенком необходимо начинать задолго до фактического поступления его в детское учреждение.

Одним из пунктов этого плана является работа «Малышкиной школы». Многолетняя практика показывает, что эта форма является одной из эффективных.

Основная цель «Малышкиной школы» - это качественная подготовка детей к поступлению в детское учреждение. Начав работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

– показ родителям методов и приемов общения с ребенком во время игр-занятий,
– формирование определенных навыков у детей в соответствии с возрастом,
– знакомство с режимом дня в детском учреждении,
– знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение,
– установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

Первым делом составили списки детей в возрасте до одного года по микрорайону. Затем посетили неорганизованных детей на дому, с целью познакомиться с малышами в домашней обстановке. Во время беседы мы объясняли родителям, в каком возрасте предпочтительнее отдавать ребенка в детский сад и почему, рассказывали об особенностях адаптации малышей и факторах, от которых зависит ее течение. Родителей вместе с детьми приглашали в детское учреждение. В приглашении указали тему, кратко описали, что родителям предстоит увидеть и узнать. Но некоторая сложность заключается в том, что, побывав у многих, заинтересовать удается не всех.

На эти встречи, как правило, приходят 2-3 мамы с детьми в вечернее время, когда дети группы уже ушли домой, поэтому все наше внимание сосредоточено на них. На занятиях «Малышкиной школы» обязательно присутствует кто-то из администрации: заведующая, старший воспитатель или старшая медсестра. Каждая встреча проводится по определенной теме. Например, «Вот какой крепыш я буду» или «Пришел зайка в гости к детям» и т. д.

Сначала знакомили родителей с персоналом группы, затем показали условия, в которых будет расти и развиваться ребенок. Самое главное для нас больше узнать о малыше, о его привычках, его ласковом имени, приемах отвлечения. Детки-малышки еще не умеют говорить, поэтому главное – установить эмоциональный контакт с ними. Привлечь их внимание. Родителям все интересно, а особенно как ко всему происходящему отнесется ребенок. Дети обычно сначала находятся у мам на руках. Мы показываем родителям методы и приемы общения с ребенком во время игр-занятий. Когда ребенок спустится с маминых рук, здесь используем игрушки-пищалки для привлечения внимания, песенки, ласковое слово. Особое внимание сразу уделяем здоровью ребенка и его физической активности. Знакомим родителей с видами закаливания, которые применяются в нашей группе. Наши детки еще маленькие и гулять мы с ними не ходим, поэтому мы используем «Сон при открытых окнах», проводимый по соответствующей методике.

Многие крошки не умеют даже ползать, некоторые ходят только за ручку. Мы предлагаем или попрыгать в прыгунках, или походить в ходунках, взобраться на горку, пройти по мостику, перелезть через «бревно-конфетку», зайти в домик, т. е. ребенок имеет возможность двигаться по всей группе.

В конце нашей встречи мы все пьем чай, а малыши уже самостоятельно знакомятся с игрушками. Во время чаепития обсуждаем вопросы, интересующие родителей, рассказываем о возрастных особенностях и условиях развития детей раннего возраста.

Эти встречи приносят нам большую пользу и удовлетворение. После таких встреч ни один родитель не отказался от услуг нашего учреждения. Они сразу начинают оформляться и получать обеды для своих малышей. На последующих занятиях родители охотно делятся достижениями своих детей, рассказывают о трудностях в воспитании и мы вместе стараемся найти решение тех или иных проблем.

В этом году у нас легко прошли адаптацию Милана (8 мес.) и Настя (6 мес.). Очень дружны были мамы девочек, делились советами и с нами, и друг с другом. Беспокоило нас поступление в группу мальчика Влада (10 мес.). Семья живет в общежитии, ребенок малоэмоциональный. Оказалось, что и мама не очень часто разговаривает с сыном. После посещения «Малышкиной школы» она увидела других деток в деятельности, стала общаться с мамами. Но большую помощь нам оказали бабушка и дедушка, которые стали больше оказывать внимания внуку, т.к. мама вышла на работу и продолжает учебу. Много пришлось приложить сил, чтобы заинтересовать Влада, найти к нему подход. А самая наша большая находка в том, что малыш любит музыку, любит игру «прятки» - при этом он весело улыбается. И это нам помогло облегчить ребенку адаптацию.

Много удач в нашей работе и гордости за то, что родители доверяют нам своих малышей. За последние годы у нас не было случаев тяжелой адаптации. Все больше родителей становятся нашими союзниками.

Организация «Малышкиной школы» в нашей группе позволяет нам облегчить адаптацию наших малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам детского учреждения.

Конспект занятия «Малышкиной школы».

Тема: «Вот какой крепыш я буду».

Проводит: воспитатель Марчук Наталья Геннадьевна.
Дата проведения: апрель 2003 года.

Задачи:

1. Обучение родителей приемам общения с ребенком во время игры-занятия по развитию движений.
2. Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и режимом дня в детском саду.
3. Установление доверительных отношений между родителями и педагогами.

Ход занятия:

Начинается беседа с родителями со знакомства. Воспитатель называет себя и присутствующих родителей по имени и отчеству. Знакомит их с помощником воспитателя.

Родителям предлагается понаблюдать за играми детей.

Звучит музыка, привлекая внимание деток. Под удары бубна появляется Собачка (взрослый). Здравствуйте ребятки!

Будем развлекаться,
Спортом заниматься.
Чтоб расти здоровыми,
Ловкими и смелыми.

Собачка шагает под музыку, высоко поднимая ноги (с колокольчиком)

Наша Собачка идет,
Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ.

Собачка берет малышей за ручку, помогает ходить ножками.

Наш Никиточка идет,
Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ.

Собачка привлекает внимание детей разными звуковыми сигналами.

– Что это? Что Собачка увидела?
– Иди ко мне Никитушка, иди Витенька
Посмотрите, какая красивая коробочка.
Подарю я малышам звонкие игрушки,
Подарю я малышам всем по погремушке.

Дети самостоятельно достают погремушки из коробки.

- Ах, какие они красивые, какие звонкие.

Звучит музыка.

Наши погремушки,
Звонкие игрушки
Погремушки у ребят
Очень весело звенят.

Дети гремят погремушками.

Собачка привлекает внимание детей.

- Гав-гав! Кто это так громко лает?

- Это собачка лает, она в домике сидит, скучает. Иди Вовочка, пожалей собачку, полезай в домик. (Воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

- Ребятки! Собачка побежала на горку! Давайте попробуем ее догнать! (Хождение по наклонной плоскости, по ступенькам с помощью взрослого).

- Ребятки играли, наши маленькие ножки устали,
давайте полежим, отдохнем на коврике рядом с Собачкой.

(Восстановление дыхания).

Молодцы наши ребятки.
Быстрые ножки бегали у Никиточки.
Сильные ручки у Вовочки.
Зоркие глазки у Вовочки.
Мы с ребятами играли и Алеше улыбались.

После игры детки садятся на пол, спокойно наблюдают за заводной игрушкой.

Затем воспитатель приглашает родителей на чаепитие. Предлагает рассказать о своих детях, об их привычках, поведении дома. Знакомит с режимом дня в группе и предлагает проанализировать, соответствует ли он домашнему. Рекомендует внести коррекцию для того, чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям детского сада. Совместно с родителями педагог выявляет актуальные темы для проведения «Малышкиной школы», отвечает на вопросы.