Медико-педагогическая реабилитация детей раннего возраста с атопическим дерматитом

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы все чаще и тяжелее протекают аллергические заболевания. Медики связывают это с ухудшением экологии, увеличением концентрации озона, изменением образа жизни людей. Под сильным воздействием вредных для человека факторов ослабевают защитные функции организма. Так возникает состояние иммунодефицита, а аллергия – одно из его проявлений.

В целом по стране каждый четвертый ребенок страдает аллергопатологией. Особенно актуальна эта проблема для детей раннего возраста, у них, как правило, аллергия проявляется в виде атопического дерматита. А если не начать проведение реабилитационных мероприятий своевременно, то аллергия меняет свое место в организме: от кожных проявлений она переходит в бронхиальную астму, аллергический ринит, поллиноз и т. д. И с течением времени заболевание становится все более тяжелым.

Мониторинг здоровья детей показал, что неуклонно растет число детей с атопическим дерматитом как в целом по городу Озерску, так и в нашем детском учреждении – МДОУ детский сад № 9 “Лучик”: в 2001 г. – 35,8 % детей имели такой диагноз, в 2002 г. – 42,6 %, а в 2003 г. уже – 47,2 %. Поэтому, серьезно изучив эту проблему, совместно с педиатрической службой ЦМСЧ–71 на основании постановления Озерского городского Совета депутатов с 2000 г. мы начали работу по лечению и дальнейшей реабилитации таких детей.

Цель этой работы:

Остановить аллергический процесс на коже, не допустить перехода заболевания в более тяжелую форму.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Организация лечебного питания в соответствии с индивидуальной переносимостью продуктов.
  2. Обеспечение щадящего лечебно–охранительного режима, учебной и бытовой деятельности детей в соответствии с особенностями их здоровья.
  3. Создание системы лечебно–оздоровительной работы.
  4. Обучение родителей методам снятия психологического напряжения, связанного с болезнью, грамотного подхода к лечению, улучшению качества жизни ребенка.
  5. Все задачи отражены в календарных и перспективных планах. Работа ведется сразу в нескольких направлениях:

    • диетотерапия;
    • разработка щадящего режима;
    • создание гипоаллергенной среды;
    • лечебно–оздоровительная работа.

Начали эту деятельность с того, что обучили персонал. Этап обучения содержал лекционные и практические формы. Когда коллектив проникся идеей важности и необходимостью изменить условия жизни детей, начался следующий этап деятельности – создание гипоаллергенной среды, которая в целом кардинально не меняет привычные для ребятишек условия, но предполагает более жесткое выполнение санитарно–гигиенических требований, исключение максимального количества аллергенов.

Организуя питание детей, мы ведем пищевые дневники, которые помогают проанализировать качество питания и своевременно выявить продукты, вызывающие пищевую аллергию у каждого из детей. На основе этих дневников, ежемесячной сверки пищевого анамнеза с родителями составляется общий аллерголист, на основе которого – индивидуальное меню с учетом переносимости продуктов. Порой приходится выписывать на 1 день 3–4 вида супов, несколько видов блюд на завтрак, полдник. Ежемесячный анализ питания позволяет своевременно скорректировать его по колоражу и основным ингридиентам, осуществить замену одних продуктов другими, чтобы питание оставалось полноценным и сбалансированным. И хотя питание наших малышей организованно в основном согласно методическим рекомендациям Министерства здравоохранения СССР от 1984 г. “Питание детей в детских дошкольных учреждениях”, в 2001 году было принято совместное со специалистами ОДО и ЦГСЭН решение об увеличении норм мяса, растительного масла, овощей, введен сорбит – заменитель сахара, отрегулирована поставка минеральной воды, соевых продуктов, мяса говядины и введена особая технология приготовления пищи. А в 2003 году утвержден переработанный перечень продуктов для детей с АД. Все это позволяет стабилизировать состояние здоровья детей, сделать их жизнь полноценной.

Оздоровление детей проводится по индивидуальным планам. В программу лечебно–оздоровительной работы включены:

    • закаливание (двухразовые ежедневные прогулки, сочетание воздушных ванн с босохождением, и сон под простынками для наименьшей травматизации кожных покровов, полоскание горла прохладной водой, питье небольшого количества воды или настоя трав перед прогулкой и т. д.);
    • массаж в период ремиссии;
    • включение упражнений лечебной гимнастики в физкультурные занятия и утреннюю зарядку;
    • мобилизация защитных сил ребенка (прием элеутерококка, витаминного чая, витамина С);
    • повышение неспецифического иммунитета (прием витаминов группы А и В, поливитаминов, препаратов никотиновой кислоты);
    • противоаллергическое лечение с широким применением медикаментов, мазей, паст и т. д. (в соответствии с базовым перечнем лекарственных средств для детей с аллергодерматозами). В последнее время с успехом начали применять биококтейли, сапропель для местного лечения кожи, использование которых дает прекрасные результаты;
    • восстановление функций желудочно–кишечного тракта: круглогодично курсами проводится лечение бифидумбактерином по результатам анализа на дисбактериоз кишечника и другим; индивидуально дети получают лактобактерин, препарат “Наринэ” в виде молочнокислой закваски.

    Около половины наших воспитанников обследованы в аллергоцентрах г. Екатеринбурга и Челябинска на выявление аллергенов и патологии желудочно–кишечного тракта, что помогает врачу грамотно назначить лечение.

    Разработан особый лечебно–охранительный режим. В нем больше времени отводится сну, мобильным занятиям, несколько сокращается время для организованных занятий. Особое место в режиме уделяется предупреждению утомления или перевозбуждения. Для этого используются приемы релаксации; большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Все это позволяет детям развиваться в соответствии с возрастом, справляться со своими заболеваниями.

    Одним из важнейших аспектов работы является взаимодействие с семьей. Организована Школа заботливых родителей, где они обучаются тому, как вести пищевые дневники, как ухаживать за кожей ребенка в период обострения и в период ремиссии и т. д. На родительских собраниях, конференциях, круглых столах ведется разговор о проблемах и перспективах оздоровления детей. широкое применение наглядных средств позволяет довести до сведения родителей необходимую информацию; используем для работы с семьей и средства массовой информации – тесно сотрудничаем с городской газетой “Озерский вестник”. Стенды, которые оформлены нами в детской поликлинике, позволяют пропагандировать опыт детского сада № 9 и информировать родителей неорганизованных детей. Cамое серьезное внимание мы уделяем индивидуальным беседам и консультациям с родителями.

    В результате всей проделанной работы вот уже который год в течение пребывания детей в группе у них практически нет обострения заболевания. Эффективность лечения в 2001 году – 81% , в 2002 году – 83,3% . идет нормализация физического развития, повышение эмоционального тонуса. У родителей появилась надежда на выздоровление детей.