Задачи:
- расширять представления детей о значении растений в жизни человека;
- формировать понятие “натуральные ткани” (лен, хлопок);
- познакомить с техникой декорирования х/б ткани, способом набойки;
- воспитывать бережное отношение к результату труда.
Предварительная работа:
- чтение рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла”.
- рассматривание хлопка и льна в натуральном виде, на картинках.
- посев семян, прядение из ваты ниток, окрашивание ниток, замачивание льна, извлечение волокон.
составление коллекции тканей из льна и хлопка.
Структура и методические приемы:
1. Беседа.
– Как человек в своей жизни использует растения? (Для чего нужны растения в жизни человека?)
2. Дидактическая игра “Что для чего нужно?” (Классификация растений).
На полу разложены 4 обруча по 2, так, чтобы они
пересекались между собой. В обручах лежат
карточки с названиями: технические культуры,
лекарственные растения, декоративные, съедобные.
Дети берут со стола картинки с изображением этих
растений и раскладывают их в обручи, согласно
карточкам. А в места соединения обручей они
помещают те растения, которые могут иметь общие
свойства. Например, фиалка – это декоративное
растение и в тоже время лекарственное.
Лен и хлопок – это технические культуры. Их
используют для получения волокна (волокнистые).
Даже можно сказать, что эти растения нас одевают.
Посмотрите, таких растений немного в природе.
3. Показ хлопка и льна в натуральном виде (гербарий, картинки, коробочки).
Сравнительная характеристика:
– Если лен растет в северных областях России,
то хлопок растет на юге. Почему? (Лен – растение
длинного дня, хлопок – короткого дня, растет
долго.)
– Если лен растет отдельными стебельками, то
хлопок растет кустиком. Это однолетние
травянистые растения.
– Сырьем для ниток у льна является стебель, а у
хлопка коробочка.
– У льна коробочка маленькая; в ней находятся
маленькие, мелкие, блестящие, скользкие, хрупкие
семена.
– У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой,
внутри которой находятся крупные, твердые,
жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и
используют (вата).
– Нитки из хлопка толще, а из льна – тоньше.
Дети делают сравнение, рассматривая семена, вату, волокна льна через лупу.
– Эти растения не похожи друг на друга, но из них делают ткань, вот это их и объединяет.
4. Исследовательская деятельность.
Обследование ткани (через лупу рассматривают переплетение ниток, сравнивают).
– Как вы думаете, в чем отличие льняной ткани от
хлопчатобумажной?
– Что у них общего?
– Это натуральные ткани, они изготовлены из
растений.
5. Рассматривание вещей из льна и хлопка в “Музее льняных и хлопчатобумажных вещей”.
6. Дидактическая игра “Найди и назови”.
Дети находят изделия из льна и хлопка и называют ткань.
– Как вы думаете, из чего сделаны эти вещи?
7. Игра – эксперимент “Покрасим ткань” или “Красим ткань рисунком” (способ набивки).
На ткань накладывается трафарет узора и прокатывается сверху валиком, который обмакивается в краску растительного происхождения. Затем ткань высушивается, проглаживается (после занятия) и рассматривается с детьми.
8. Итог.
– Сегодня мы с вами познакомились с двумя культурами – льном и хлопком. Из них делают натуральные ткани. А как делают другие ткани, вы узнаете в следующий раз.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан
Задачи:
Расширить знания детей о животных, которые дают натуральный продукт для изготовления одежды. Развивать речь детей (описание, рассуждение, сравнение). Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей.
Структура и методические приемы.
1. Беседа
Загадка: По горам по долам ходит шуба да кафтан.
– Почему в загадке так сказано ходит шуба да
кафтан? (Ответы детей)
– Кафтан – старинная верхняя одежда, с глубоким
запахом и длинными рукавами. (Показ рисунка)
– Так из чего же сделан кафтан? (Из шерсти)
2. Исследовательская деятельность.
Дети рассматривают через лупу шерстяные вещи, определяют на ощупь их качества и сравнивают (варежки, шапки, свитера, пальто, брюки, валенки, изделия из войлока и т.д.).
– Давайте определим с вами, из чего сделаны эти
вещи?
– Какие животные кроме овец дают шерсть? (Коза,
верблюд, лама, альпака, викунья, собака, кролик)
– Какое животное занесено в Красную книгу?
(Викунья – дикое животное с самой теплой, мягкой,
тонкой, красивой, самой лучшей на свете шерстью)
Сравнение шерсти овечьей, козьей и кроличьей.
Рассматривание под лупой.
Рассказы детей о процессе изготовления
шерстяной вещи.
Дети раскладывают картинки на которых изображен
процесс получения шерстяных вещей: стрижка овец
--> стирка шерсти --> расчесывание --> прядение
нитей --> окрашивание --> вязание (ткачество -
ткач) --> вязаные вещи.
3. Практическая работа.
– Давайте и мы с вами попробуем окрасить шерстяные нити (используются растительные красители).
4. Итог.
– Как украшают шерстяные вещи?
– Вяжут шерстяное изделие из разных ниток,
создавая узор.
– Красят готовые изделия.
– Вышивают, украшают бисером, бусами (у других
народов).
Ткани всякие нужны, ткани всякие важны
Задачи:
- Обобщить знания детей о тканях – натуральных и искусственных, об их происхождении.
- Учить детей классифицировать ткани на натуральные и искусственные. Закрепить знания детей о вещах, которые изготовлены из натуральных и искусственных тканей. Познакомить с техникой узелкового батика. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Структура и методические приемы:
1. Дидактическая игра на классификацию тканей “Магазин тканей”.
Перед началом игры дети вспоминают виды тканей (натуральные и искусственные). Детям предлагаются карточки, на которых изображены предметы одежды. На витрине (столе) разложены образцы различных тканей. Дети подбирают ткань, согласно своей карточке и объясняют, почему выбрали именно эту ткань.
– Чем отличаются натуральные ткани от
искусственных?
– Натуральные ткани изготавливают из
натуральной продукции, которую дают растения и
животные.
– В одежде из натуральных тканей человеку
комфортно, летом в них прохладно, а зимой – тепло.
– Она не электризуется.
– Одежда из искусственных тканей яркая, имеет
сочные цвета.
– Она не пропускает воздух.
– Искусственные ткани очень часто используются
в промышленности (не горят, не пропускают воду,
очень прочные).
2. Исследовательская работа.
Детям предлагается намочить натуральную ткань и искусственную.
– Какая быстрее впитает воду?
– Для чего это важно?
3. Беседа.
– Дети, откуда могла взять бабушка нитки для
рукавичек?
– У верблюда, ламы, альпаки – у них шерсть
необычайно теплая. Каждая шерстинка – целое
сооружение, вокруг основного волоса множество
малюсеньких волосков, изогнутых причудливым
образом. Волоски упругие, как пружинки: сожмешь
их, потом отпустишь – они снова распрямляются,
поэтому в шерсти этих животных застревает много
воздуха и получается как бы воздушная шуба,
которая хорошо сохраняет тепло.
– У кролика, собаки (ее шерсть имеет лечебные
свойства).
– У ангорской козы, из шерсти которой прядут
знаменитый мохер.
– Как проверить натуральность шерсти?
4. Практическая работа.
Воспитатель поджигает кусочек натуральной шерстяной нити и обращает внимание детей на то, что нить горит и издает специфический запах паленой шерсти животного. При горении искусственной нити, дети видят, что она плавится.
5. Логическая задача.
– Что общего между гусеницей, тканью и шелковым
платьем?
– Гусеница вырабатывает шелковую нить, из нити
ткут шелковую ткань, из ткани шьют шелковое
платье (шелковая нить).
– Почему бабочку назвали тутовым шелкопрядом?
– Потому что ее личинка – шелковичный червь ест
только листья тутового дерева и в огромном
количестве (ест – и растет, ест – и растет),
пробовали его кормить другими растениями –
листьями ежевики, он их ел, но рос хуже, и коконы
получались не высшего сорта. Бабочка тутового
шелкопряда стала домашней, потому что совсем не
летает.
6. Практическая работа: покраска шелка методом узелкового батика.
У каждого ребенка кусочек шелковой ткани, крупная пуговица на ножке и резинка. В центр ткани кладется пуговица и ткань закручивается резинкой в виде узелка. Этот узелок опускается в краску растительного происхождения, находится там некоторое время, затем вынимается, разворачивается и высушивается (после просушивания и глажения рассматриваются узоры).
7. Игра “Дом моделей”.
Дети показывают модели одежды, а ведущий (ребенок) поясняет, из какой ткани изготовлена эта вещь.