Цели:
1. Научить учащихся грамотно писать глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться. Закрепить знания о неопределенной форме глагола.
2. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, расширять кругозор детей.
3. Воспитывать любовь к предмету, умение работать коллективно.
I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Что вы знаете о глаголе?
– Прочитайте глаголы, записанные на доске.
Разговаривать, петь, шуметь, улыбаться, хохотать, захлопать.
– Что общего у записанных слов?
– Какое слово лишнее? Почему? ( Петь, т.к. это слово не переносится. Улыбаться, т.к. в данном слове есть суффикс – ся, а в остальных нет. Захлопать, т.к. это слово отвечает на вопрос “что сделать?”, а остальные – на вопрос “что делать?”)
– Вы сказали, что все эти глаголы в неопределенной форме. Почему такая форма глагола получила название неопределенной?
– Вспомните вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме.
Выборочный диктант: выписать из предложений глаголы в неопределенной форме в 2 столбика по вопросам
1) Тебя, мой куманек, все слушать я готова.
2) Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить.
3) Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!
4) Призадумался поп, стал себе почесывать лоб.
5) Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
6) Рисовать пастушка было дело нелегкое.
Проверка по кодоскопу.
– Из каких произведений прозвучали отрывки?
– Подберите устно еще одно слово, чтобы дополнить второй столбик.
– Подойдет ли глагол из такого отрывка: “И заплакали блюдца: не лучше ль вернуться?”
III. Изучение нового материала.
– Данный глагол действительно подходит для второго столбика, но в некоторых случаях глаголы на –тся пишутся с мягким знаком, а в некоторых – без. Цель сегодняшнего урока – научиться грамотно писать глаголы на -тся, -ться.
Коллективная работа в группах (по 5 человек)
На основе анализа предлагаемого детям языкового материала они должны самостоятельно определить принцип написания –тся, –ться в глаголах.
Прокатиться на лошади, больно кусается, любят резвиться, очень волнуется, будем веселиться, постараемся не ошибиться.
После предложенных учащимися вариантов проводим обобщение по таблице
? –тся –ться что делать? что делает? что сделать? что сделает? –ться –тся |
Запись двух-трех словосочетаний по памяти. Самопроверка.
IV. Закрепление.
1. Работа над пословицами.
Даны слова: дело, друг, беда, мастер.
– Прочитайте слова.
– Используя их, составьте пословицы. (Дело мастера боится. Друг познается в беде).
– Как вы понимаете значение каждой из пословиц?
- Самостоятельно запишите пословицы, особое внимание обратите на правописание глаголов. Выделите главные члены предложения.
Взаимопроверка.
2. Упражнение в правописании глаголов на –ться, –тся.
На доске запись:
восхищается –
увлекается –
обливается -
качается –
– Что общего в словах данного столбика?
– В каком из слов допущена ошибка?
Рядом со словом “восхищается” учитель записывает слово “восхищаться”. По данному образцу дети пытаются определить задание: от каждого из глаголов образовать и записать глагол в неопределенной форме.
Запись в тетрадях. Проверка.
3. Работа над текстом.
Миссисипский аллигатор.
Аллигаторы большую часть своего времени проводят в воде. Они держатся на плаву так, что видны только глаза и ноздри. Поэтому другим животным очень трудно их заметить.
– По названию текста определите, о ком пойдет речь.
– Аллигаторы – разновидность крокодилов. Какие прилагательные вы можете подобрать, чтобы охарактеризовать крокодилов?
– Что еще вы о них знаете?
Рассказ учителя.
– Крокодилы появились на нашей планете 200 млн. лет назад и жили бок о бок с динозаврами. Крокодилы обитают в Америке, Азии, Австралии, Африке. длины взрослых крокодилов от 1,5 метров до 6–7 метров. У них прекрасный слух, замечательное зрение. Главная пища – рыба, но эти хищники охотятся на всех, прячась зачастую у водопоя.
Несмотря на свою кровожадность, крокодилы – заботливые родители. Самки зарывают яйца в песок и зорко охраняют их. Когда детенышам приходит пора вылупиться, они зовут мать. Она раскапывает гнездо и переносит во рту детенышей к воде.
– Чтение текста, устное дополнение, запись в тетрадях с предварительным орфографическим разбором.
V. Итог урока.
1. Обощение по теме.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как правильно писать глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться?
2. Оценивание работы учащихся.