Цели:
- Познакомить с художественным искусством Востока.- Показать связи поэзии и искусства.
- Развивать художественный вкус, интерес к прекрасному.
- Воспитывать внимание, усидчивость, умение слушать музыку.
- Учить работать с бумагой.
Оборудование:
- Композиции из цветов (экибана).- Картины в японском стиле.
- Образец работы: "Ветка цветущей сакуры".
- Японская музыка.
- Книги с японской поэзией (хокку-трехстишья, басё-пятистишья).
Ход урока:
Учитель(на фоне музыки): Сегодня на уроке изобразительного искусства мы поговорим о художественном образе в японской литературе. Представьте себе, что вы находитесь в музее художественного искусства Японии. Здесь представлены экспонаты, которые отражают особенности восточной живописи – изображать мир, природу, пристально вглядываясь в детали. Так например композиции “Одинокий лист” или “Осенние бабочки”(показать). Поэзия и живопись тесно переплетены в японской культуре.
Я предлагаю вам окунуться в мир японской поэзии и попытаться представить то, о чем говорится в этих строках. Это необычные стихи, их читают напевно, следуя определенной мелодии. (Cтихи читают дети)
Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Ива склонилась и спит.
И кажется мне соловей
на ветке…это её душа.
Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка
всплеск в тишине.
Учитель: Представили? Что же дорисовало вам ваше воображение? (Ответы детей):
- Чем же эти стихи отличаются от привычных нам стихов? (Нет рифмы, всего три строчки).
- А кто из вас знает как называются стихи без рифмы? (Белые стихи).
- Эти стихи похожи на рисунок, ничего лишнего, все предельно просто. Искусство писать трех-стишья (хокку) – это умение сказать многое в немногих словах. Хокку учит искать и видеть потаенную красоту в простом, незаметном, повседневном. Как например неказистый цветок сурепки (показать).
- Так-же в нашем музее представлены композиции из цветов, веток. Кто помнит, как называется это искусство составлять букеты? (Экибана).
- Дословно экибана означает ландшафтные сады, сады – букеты, миниатюрные (маленькие) сады.
- Когда на уроке природоведения мы знакомились с картой, вы вероятно обратили внимание, где находится страна Япония, её еще называют “Страной восходящего солнца” (на островах).
- Да, Япония расположена на нескольких островах. Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см. высотой. В этих миниатюрных садах делают маленькие водопадики, мостики, тропинки. Сад для японцев – это живая картина.
- Поэтический образ в экибане, как бы чуть намечен, и каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке (показать репродукции из журналов). Сегодня у нас первый урок на тему: “Образ художественной культуры Японии”. И сегодня мы выполним панно “Праздник цветения сакуры” (японской вишни). Этот праздник в Японии связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки: (читают дети)
На высокой насыпи сосны
А меж ними вишни сквозят
И дворец в глубине цветущих деревьев.
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли…
Дождик весенний.
Вместе с хозяином дома
Слушая молча весенний звон
Падают лепестки цветов вишни.
Физминутка: А сейчас отдохните, послушайте музыку, подойдите к экспонатам нашего музея, рассмотрите их поближе.
Учитель: А теперь приступим к работе. Образец перед вами.
- Что у вас лежит на столах, перечислите (цветной картон, белая бумага, веревка, ножницы, клей, фломастер).
- Объясните, пожалуйста, для чего будет нужен каждый предмет, лежащий на столе?
- Какие этапы работы? (Обсуждают дети: фон, ветка, цветы).
- Вспомните технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
- Вам надо из разных материалов создать художественную композицию: “Цветущая ветка сакуры”. Если вы видели как весной цветет вишневый сад, то вам легче выполнить работу.
- Итак, за работу! Желаю вам успеха!(Дети работают группами, звучит музыка).
Итог урока:
выставляются работы детей.
Учитель:
- Как вы думаете, получилась у нас художественная выставка?(Ответы детей, оценивание работ).
- Ребята, дома попробуйте написать три красивые строчки об этой веточке или о цветочке на этой веточке. На последующих двух уроках по теме: “Образ художественной культуры Японии” мы с вами подробнее поговорим об искусстве составления букетов и познакомимся с особенностями национального костюма и прически японок.