Образ художественной культуры Японии

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

- Познакомить с художественным искусством Востока.
- Показать связи поэзии и искусства.
- Развивать художественный вкус, интерес к прекрасному.
- Воспитывать внимание, усидчивость, умение слушать музыку.
- Учить работать с бумагой.

Оборудование:

- Композиции из цветов (экибана).
- Картины в японском стиле.
- Образец работы: "Ветка цветущей сакуры".
- Японская музыка.
- Книги с японской поэзией (хокку-трехстишья, басё-пятистишья).

Ход урока:

Учитель(на фоне музыки): Сегодня на уроке изобразительного искусства мы поговорим о художественном образе в японской литературе. Представьте себе, что вы находитесь в музее художественного искусства Японии. Здесь представлены экспонаты, которые отражают особенности восточной живописи – изображать мир, природу, пристально вглядываясь в детали. Так например композиции “Одинокий лист” или “Осенние бабочки”(показать). Поэзия и живопись тесно переплетены в японской культуре.

Я предлагаю вам окунуться в мир японской поэзии и попытаться представить то, о чем говорится в этих строках. Это необычные стихи, их читают напевно, следуя определенной мелодии. (Cтихи читают дети)

Бабочки полет

Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Ива склонилась и спит.
И кажется мне соловей
на ветке…это её душа.

Старый пруд

Прыгнула в воду лягушка
всплеск в тишине.

Учитель: Представили? Что же дорисовало вам ваше воображение? (Ответы детей):

  • Чем же эти стихи отличаются от привычных нам стихов? (Нет рифмы, всего три строчки).
  • А кто из вас знает как называются стихи без рифмы? (Белые стихи).
  • Эти стихи похожи на рисунок, ничего лишнего, все предельно просто. Искусство писать трех-стишья (хокку) – это умение сказать многое в немногих словах. Хокку учит искать и видеть потаенную красоту в простом, незаметном, повседневном. Как например неказистый цветок сурепки (показать).
  • Так-же в нашем музее представлены композиции из цветов, веток. Кто помнит, как называется это искусство составлять букеты? (Экибана).
  • Дословно экибана означает ландшафтные сады, сады – букеты, миниатюрные (маленькие) сады.
  • Когда на уроке природоведения мы знакомились с картой, вы вероятно обратили внимание, где находится страна Япония, её еще называют “Страной восходящего солнца” (на островах).
  • Да, Япония расположена на нескольких островах. Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см. высотой. В этих миниатюрных садах делают маленькие водопадики, мостики, тропинки. Сад для японцев – это живая картина.
  • Поэтический образ в экибане, как бы чуть намечен, и каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке (показать репродукции из журналов). Сегодня у нас первый урок на тему: “Образ художественной культуры Японии”. И сегодня мы выполним панно “Праздник цветения сакуры” (японской вишни). Этот праздник в Японии связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки: (читают дети)

На высокой насыпи сосны
А меж ними вишни сквозят
И дворец в глубине цветущих деревьев.
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли…
Дождик весенний.
Вместе с хозяином дома
Слушая молча весенний звон
Падают лепестки цветов вишни.

Физминутка: А сейчас отдохните, послушайте музыку, подойдите к экспонатам нашего музея, рассмотрите их поближе.

Учитель: А теперь приступим к работе. Образец перед вами.

  • Что у вас лежит на столах, перечислите (цветной картон, белая бумага, веревка, ножницы, клей, фломастер).
  • Объясните, пожалуйста, для чего будет нужен каждый предмет, лежащий на столе?
  • Какие этапы работы? (Обсуждают дети: фон, ветка, цветы).
  • Вспомните технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
  • Вам надо из разных материалов создать художественную композицию: “Цветущая ветка сакуры”. Если вы видели как весной цветет вишневый сад, то вам легче выполнить работу.
  • Итак, за работу! Желаю вам успеха!(Дети работают группами, звучит музыка).

Итог урока:

выставляются работы детей.

Учитель:

  • Как вы думаете, получилась у нас художественная выставка?(Ответы детей, оценивание работ).
  • Ребята, дома попробуйте написать три красивые строчки об этой веточке или о цветочке на этой веточке. На последующих двух уроках по теме: “Образ художественной культуры Японии” мы с вами подробнее поговорим об искусстве составления букетов и познакомимся с особенностями национального костюма и прически японок.